"Ребёнок не говорит. Что делать?" Буклет. Часть 2. (рекомендации по стимулированию речи)
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Крюкова Ольга Александровна

Достаточно часто к психологу обращаются родители с детьми раннего возраста (и старше), имеющими задержку речевого развития. Причины этой задержки могут быть разные: от недоразвития интеллекта до стрессовых факторов или просто особенностей физиологии ребёнка. Но естественно, что родителей всегда необходимо приободрить, объяснить те или иные особенности ребёнка, ну и конечно же, дать практические рекомендации. Предлагаю вашему вниманию буклет с рекомендациями для родителей "Уроки по стимулированию речевой активности детей". Буклет подготовлен по материалам книги О.Е.Грибовой "Что делать, если ребёнок не говорит?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_po_stimulirovaniyu_rechi_2.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный сценарий речевой ситуации.

Ребенок подходит к шкафу, полкам с игрушками и просит жестами или голосом дать ему машинку.

Взрослый. Что тебе дать? Машину?

Ребенок. Тр-р-рр.

Взрослый. Послушай и посмотри, как я скажу. Ма-ши-на (Ребенок внимательно смотрит на губы взрослого.)

Взрослый: Ма-ши-на.

Ребенок. А тиа.

Взрослый. Молодец! (Берет в руки игрушку.)

Взрослый: Послушай еще раз, как я скажу Ма-ши-на. Губы сжали помычали м-м-м. 

Ребенок. М-м-м.

Взрослый. Очень хорошо! (Подносит игрушку к ребенку, но не отдает ее.)

Взрослый: М-м-ма-ши-на. М-м-ма-ши-на.

Ребенок. Мматиа. 

Взрослый. Умница. Вот тебе машина. Возьми ее (Игрушку отда-ют ребенку.) Взрослый: Это ма-ши-на. И т. д.

Очень полезными видами работы может быть чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним.

Взрослый. Посадил дед репку. Посмотри, кто это? (Показывает на деда.) Это дед. Дед. Кто это?

Ребенок: Де, дет, дядя.

Взрослый. Это дед. Правильно. Покажите где у деда глаза?и т.д.

Взрослый. Что это?

Ребенок. Азя

Взрослый. Хорошо. Послушайте и посмотрите, как я скажу. Гла-за.

Ребенок. Газя.

Взрослый. Молодец! Глаза. А где у дедушки нос? И т.д. (Рассмотрев иллюстрацию, переходят к следующей.)

 Выросла репка большая-пребольшая. (Рассматривают картинку с репкой.)

Занятия подобного типа не должны проводиться дольше 7-10 мин, поэтому взрослый во время рассматривания картинок не должен «увязать» в деталях. Поскольку сказка читается многократно, каждый раз можно подробно рассматривать различные картинки или акцентировать внимание на различных деталях

Признаки благополучного развития речи у ребенка

• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

 

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

• Ребенок развивается с задержкой.

• Ребенок перенес тяжелые заболевания.

• У ребенка есть неврологические заболевания.

• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

• Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Возрастные нормативы развития речи

Форма речи

Примерный возраст появления

1

Интонирует крики

(Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1-2 мес.

2

Гуканье, гуление

(Ребенок повторяет за вами или самостоя-тельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)

1,5-3 мес.

3

Лепет

(Ребенок повторяет за вами и сам произно-сит что то похожее на слова, но со стоя-щее из одинаковых слогов)

4-5 мес.

4

Лепетные слова

(Ребенок использует в речи «нянькин язык> слова состоят из двух трех от крытых сло-гов (ляля, тата, кука и др. ), много звукоподражании (би би гае гае, пи пи и проч. )

8 мес. —

1 год 2 мес.

5

Двусловные предложения

(Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)

1 год 6 мес. —

2 года 2 мес.

6

Активный рост словаря

(Ребенок спрашивает как это называется)

1 год 9 мес. —

2 года 6 мес.

7

Появление грамматических форм слова

(Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)

2 года 4 мес. —

3 года 6 мес.

8

Словотворчество

(Ребенок «сочиняет» свои слова но при этом использует законы родного языка)

2 года 6 мес. —

3 года 5 мес.

9

Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми

1 мес. —

1,5 мес.

10

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

2 года 6 мес. —

3 года 6 мес.

Подождите волноваться!

Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило.

Рекомендации для родителей

Уроки по стимулированию речевой активности детей

Часть 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности....

Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста

Приемы стимулирования речи детей раннего возраста....

"Ребёнок не говорит. Что делать?" Буклет. Часть 1. (рекомендации по стимулированию речи)

Достаточно часто к психологу обращаются родители с детьми раннего возраста (и даже старше), имеющими задержку речевого развития. Причины этой задержки могут быть разные: от недоразвития интеллекта до ...

Консультация для родителей: "Рекомендации по стимулированию речи у детей раннего возраста".

В консультации даны рекомендации для родителей по стимулированию речи у детей раннего возраста....

ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ, ЧТО ДЕЛАТЬ? ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧИ.

На стенд учителя логопедаЕсли ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи....

Рекомендации по стимулированию речи

Для родителей, педагогов...

Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи."

Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит, что делать?  Приемы стимулирования речи."...