"Ребёнок не говорит. Что делать?" Буклет. Часть 1. (рекомендации по стимулированию речи)
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Достаточно часто к психологу обращаются родители с детьми раннего возраста (и даже старше), имеющими задержку речевого развития. Причины этой задержки могут быть разные: от недоразвития интеллекта до стрессовых факторов или просто особенностей физиологии ребёнка. Но естесственно, что родителей всегда необходимо приободрить, объяснить те или иные особенности ребёнка, ну и конечно же дать практические рекомендации. Предлагаю вашему вниманию буклет с рекомендациями для родителей "Уроки по стимулированию речевой активности детей". Буклет подготовлен по материалам книги О.Е.Грибовой "Что делать, если ребёнок не говорит?".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.7 КБ |
Предварительный просмотр:
1 ЭТАП. Необходимо добиться у ребенка желания разговаривать.
Попробуйте сделать следующее:
- Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.
- Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками. Очень важно чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной.
Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би-би» или «Ту-ту».
- Пытайтесь установить словесный контакт с ребенком. В ходе игры спросите его: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним!
2 ЭТАП. Формируем речь.
Для этого взрослый (мама, папа, бабушка и т.д.) должен организовать общение с ребенком в процессе совместной деятельности или игры.
Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!
Например, во время прогулки, одевания и еды, многократно проговаривает названия простых предметов (куртка, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка., разворачивая перед ребенком диалог -образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого и т.д..
Например, достаем и надеваем на ребенка куртку.
Взрослый: Что мы достали? — Куртку
Что это такое? — Куртка
Что сейчас мы надели? — Куртку.
Потом стали надевать на ребенка шапку.
Что мы достали? — Шапку.
Что это такое? — Шапка.
Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д.
И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.
3 ЭТАП. Постепенно косвенно поощряем ребёнка к вступлению в диалог.
После вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.)
Например:
- Принеси тарелку. Что ты принес? (пауза 5-10 сек.)
Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка...
Что это?.. Это тарелка. И т.п.
Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова но и на артикуляционных укладах.
Например:
- Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы «та-рел-ка».
- Еще раз та-рел-ка.
- Давай вместе та-рел-ка. Молодец!
Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно следил за движением губ.
- Взрослый. Еще раз вместе та-рел-ка. Хорошо!
Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз сколько производятся оречевляемые действия.
Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.
Не бойтесь перехвалить ребенка
Если у ребенка не получается,
никогда не ругайте его.
Быть может, это вы делаете что-то неправильно…
Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки поощряются, взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему.
Взрослый. Вот вилка. Это вилка... (Пауза.)
Ребенок. Ика.
Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (Взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.
На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.
Вопросы для стимуляции речи:
- «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?»
- «Что тебе дать — чашку или ложку?»,
- «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину ».
При таких формулировках вопроса создается речевая ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово. В качестве поощрения ребенок получает искомое.
Полезно рассказывать об успехах ребенка в его присутствии другим.. Можете попытаться показать его достижения: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки: «Баю бай, мишка, баю бай».
Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными.
Рекомендации для родителей
Уроки по стимулированию речевой активности детей
Часть 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста
Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/16/picture-645557-1455627570.jpg)
Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста
Приемы стимулирования речи детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/25/picture-785834-1461608230.jpg)
"Ребёнок не говорит. Что делать?" Буклет. Часть 2. (рекомендации по стимулированию речи)
Достаточно часто к психологу обращаются родители с детьми раннего возраста (и старше), имеющими задержку речевого развития. Причины этой задержки могут быть разные: от недоразвития интеллекта до стрес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-841864-1478089272.jpg)
Консультация для родителей: "Рекомендации по стимулированию речи у детей раннего возраста".
В консультации даны рекомендации для родителей по стимулированию речи у детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/22/picture-989103-1513916762.jpg)
ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ, ЧТО ДЕЛАТЬ? ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧИ.
На стенд учителя логопедаЕсли ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи....
Рекомендации по стимулированию речи
Для родителей, педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/08/picture-1319337-1649446216.jpg)
Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи."
Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи."...