Деловая игра с родителями на тему «Как понять своего ребёнка»
методическая разработка (старшая группа)

Сеншина Наталья Владимировна

Деловая игра с родителями на тему

«Как понять своего ребёнка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_kak_ponyat_svoego_rebenka.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная дошкольная образовательная

организация № 51 «Улыбка» г.Енакиево

Деловая игра

с родителями на тему:

 «Как понять своего ребёнка»

        

Подготовил

воспитатель

Сеншина Н.В.

Деловая игра с родителями на тему «Как понять своего ребёнка».

Цель: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей.

 Задачи:

1.Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в конфликтных ситуациях с детьми.

2. Подвести родителей к пониманию причин возникших ситуаций.

3. Дать возможность обсуждения и выбора родителями приемлемых приёмов предупреждения конфликтов.

Форма проведения: деловая игра.

Ход игры

1.Приветствие.

Я рада видеть Вас, уважаемые родители. Сегодня мы обсудим проблему конфликтов родителей с детьми. Тема эта достаточно актуальна, ведь каждый родитель встречается с конфликтными ситуациями. Только в некоторых семьях конфликт – редкий гость. А в некоторых, он получает постоянную прописку. Цель нашей деловой игры: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей.

Мы попытаемся выявить основные причины и совместными усилиями найдём основные подходы для решения этой проблемы.

Правила деловой игры:

- высказывать свои мысли откровенно и правдиво;

- каждое мнение имеет право на существование;

- никто не спорит, не пытается переубедить кого-то, а просто делится своими мыслями;

- никто насильно не заставляет говорить: высказываются только желающие.

2.Игра «Поменяемся местами».

Для того, чтобы лучше узнать друг друга мы поиграем в игру «Поменяемся местами».

-поменялись местами те, кто любит своих детей:

-поменялись местами те, кто в детстве был конфликтным ребёнком (об этом говорили вам ваши родители);

-поменялись местами те, кто считает, что в таких случаях нужна требовательность со стороны родителей;

-поменялись местами те, кто считает, что конфликт-это спутник кризиса возраста.

3. Деление на 3 команды:

- Для начала Вы разделитесь на три команды, называя по очереди слова «кукла», «кубик», «мяч».

4.Приветствие команды и визитка.

 Улыбнитесь друг другу и придумайте название своей команде.

5. Составление «проекта».

Первое наше упражнение – составление проекта.

- У кого бы из родителей ни спросили, кто для них самый главный, самый дорогой, они ответят – их дети. Чего больше всего Вы хотите для своих детей? (Ответы родителей).

-  Ачто же ещё нужно для счастливой жизни наших детей в семье? Сейчас на листочках каждый из Вас напишет несколько условий, в которых любому ребёнку комфортно и безопасно будет жить в семье.

- Теперь Вы должны будете в команде обсудить записанные каждым из Вас условия, и записать их по одному на отдельных листочках. (Родители работают в группах).  

- Давайте на лучиках солнышка, которое согревает наших детей, прикрепим те условия, которые помогут нашим детям жить счастливо, будучи согретыми теплом семьи.

(Родители- по одному из каждой команды – называют выбранные ими условия и заполняют «лучики солнышка»: на один «лучик» помещают похожие условия, названные разными командами.)

6. Изучение различных типов поведения детей.

- Любовь к детям – естественное чувство для родителей. Но все дети ведут себя по-разному: кто-то радует Вас своими поступками и поведением, кто-то часто расстраивает. Вам надо понимать мотивацию поступков детей, учиться правильно реагировать в той или иной ситуации.

а) Предположение.

Есть три типа поведения детей: агрессивное, пассивное и достойное. Давайте подумаем и составим предположительные характеристики этих типов поведения.

      Агрессивное                         Пассивное                        Достойное

  В чём проявляется              В чём проявляется            В чём проявляется

         +              -                    +                       -                      +                      -

активность   грубость      спокойствие   замкнутость    уверенность    наглость

7.Минутка активного отдыха.

а)Упражнение «Комплимент».

Играющие становятся в круг. Ведущий предлагает друг другу сделать комплимент.

Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений, а именно конфликтным ситуациям. Попробуем сформировать некоторые причины конфликтов.

                       

 Причины конфликтов:

- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

- чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен;

- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;

- чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.

8. Ролевая игра + «шляпная дискуссия».

- А теперь каждая группа должна подготовить для другой группы задание. Вы придумываете какую-то жизненную ситуацию – отношения «родитель-ребёнок», тип поведения для ребёнка. Потом записываете на листочек, сворачиваете его и складываете в эту коробку. Мы перемешиваем задания, каждая группа тянет листочек и после ознакомления с заданием обыгрывает ситуацию, показывая поведение ребёнка в этой ситуации и реакцию родителей. После представления – вместе обсудим: Как же надо поступить в данной ситуации? Советы действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации?

- Что такое конфликт? (ответы)

«Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорируется другая сторона» (У. Линкольн).

-  Как вы считаете, как можно правильно выйти из конфликта, разрешить его? (ответы)

-  Задумывались ли мы, что отношения взрослых между собой оказывают влияние на вашего ребенка? (ответы).

9.Предлагаю вашему вниманию педагогические ситуации для обсуждения.

Ситуация 1.

Мать хлопотала по хозяйству, а Таня играла на улице. Вдруг в песочнице девочка увидела разбросанные игрушки. Их было много: лопатки, ведёрки, тарелочки, формочки. Даже кукла сидела в уголке, обиженно надув губы за то, что её забыли. Никого вокруг не было. Таня набрала игрушек и, радостная, побежала домой. Дома она стала играть с младшими сёстрами. Мать пришла звать их к обеду и увидела новые игрушки.

– Откуда эти игрушки? – спросила она, строго оглядев дочерей. Они молчали.

– Таня, где ты их взяла? – ещё более строго спросила мать.

– Нашла, – ответила девочка. – Они лежали в песочнице, я их и взяла.

– Нет, доченька, ты не просто взяла. Ты их уворовала! У нас в семье никогда не было воров. Ты первая!

Таня заплакала, думала, что мать простит.

– Не плачь, а быстренько отнеси игрушки на место и попроси прощения у девочки, игрушки которой ты взяла!

Таня шла, и слёзы капали из глаз. Ей было жалко себя, было стыдно перед незнакомой девочкой. Очень хотелось есть, болели ноги, а идти пришлось далеко. Таня пыталась выбросить игрушки под забор, но слова матери «у нас в семье никогда не было воров. Ты первая!» звучали в ушах. И дочь сделала всё так, как сказала мать, поскольку она очень любила её и верила всем её словам.

1. Какую функцию в этом случае сыграло общение матери с дочерью?

2. Почему слова матери так сильно повлияли на сознание и поведение девочки?

3. В каких случаях требование родителей не действует на детей?

Ситуация 2.

Тоня любила сидеть на перилах своей железной кроватки. Ей нравилось находиться на высоте.

– Смотри, Тонечка, упадёшь, будет больно, – предупреждала мать.

– Не упаду, я держусь крепко! – сказала девочка.

И вдруг соскользнула с перил, упала и ударилась спиной и головой о пол. Ей было очень больно. Мать тут же пришла на помощь, подняла девочку, поцеловала в голову и сказала:

– Вот и всё, уже не больно! Тоня больше не будет садиться на спинку и падать с кровати?

– Не будет, – ответила девочка и обняла маму за шею.

1. Дайте оценку воспитательным воздействиям матери.

2. Как бы вы поступили в подобном случае?

Ситуация 3.

Семья  отправилась на реку. Как только шестилетний Саша вошёл в воду, бабушка подошла к нему, наклонилась и зловещим голосом зашептала на ухо:

– Играй на берегу, не смей лезть в воду, там сидит страшная косматая русалка! Она схватит тебя за ногу, утащит на дно в пещеру и зажарит на огне.

Саша больше в воду не лез. Отец стал купаться и звать сына:

– Сашенька, заходи в воду, буду учить тебя плавать.

– Я боюсь, там русалка!

Тогда отец взял сына на руки и попытался внести в воду. Тот стал отчаянно вырываться и плакать.

Когда Саша уже учился в школе и ходил с отцом на реку купаться, у него всегда возникало чувство страха. Думалось, что вот-вот кто-то схватит за ноги и утащит в глубину.

1. Проанализируйте воздействие бабушки на внука. Чем оно могло быть вызвано?

2. К чему приводит подобное запугивание детей?

3. Как следовало поступить бабушке в этом случае?

Ситуация 4.

Алла, держа в руках ветку тополя с зелёными листочками, бьёт ею по скамейке. Листочки отрываются и падают на землю. Довольная, девочка хохочет:

– Ха-ха, полетели, ещё полетели…

– Перестань стучать! – приказывает мать, стоящая рядом и увлечённо разговаривающая с соседкой.

Алла на время останавливается. Потом отходит от матери и начинает бить веткой о второй край скамейки до тех пор, пока на ветке не остаётся ни одного листочка. Затем девочка отрывает новую ветку и начинает опять истребление листков. Мать подходит к дочери и говорит:

– Алла, дай веточку, я тебе расскажу что-то интересное…

Девочка отдаёт ветку и просит:

– Рассказывай, рассказывай…

– Видишь, у листочков, как у тебя и у меня на руках, видны жилочки. По ним течёт «листочкина кровь». А вот этой ножкой листок прикрепляется к ветке. Ты бьёшь его по ножке, она ломается, и листку больно.

Девочка берёт из рук матери ветку, гладит на ней листочки, затем осторожно кладёт ветку на скамейку и говорит:

– Не плачьте, я больше не буду вас бить!

1. Почему рассказ матери оказался более действенным, чем приказание?

2. Какие чувства у девочки вызвал этот рассказ?

Ситуация 5.

Когда отец вошёл в комнату, он увидел необычайное зрелище. Четырёхлетний Дима выстроил в ряд пять стульев, на которых лежали его игрушки. На переднем была пристроена игрушечная ракета. Отец хотел было сделать сыну замечание за беспорядок и поставить на место стулья, но Дима увлеченно гудел:

– Гу-у-у!

– Что это ты делаешь, Дима? – спросил отец.

– Лечу на самолёте.

– Куда же ты летишь?

– На Северный полюс к полярникам, они замерзают. Я их спасу.

– Ты не долетишь, – неожиданно сказал отец. – У тебя не хватит горючего.

Диму как ветром сдуло. Через минуту термос с чаем стоял на переднем стуле рядом с ракетой.

– Теперь хватит? – спрашивал он.

– Хватит, хватит…

И сын снова загудел, спеша на помощь к полярникам. Через полчаса он «возвращался» домой, доставляя на самолёте полярников (на стульях лежали и стояли все его пластмассовые солдатики). Отец пожал Диме руку и сказал:

– Поздравляю лётчика Диму с успешным окончанием рейса и спасением полярников.

Довольный и радостный, мальчик улыбался и вместе с отцом стал разгружать «самолёт».

1. Проанализируйте ситуацию общения отца с сыном.

2. Правильную ли позицию по отношению к сыну занял отец?

3. Какие качества формирует отец у мальчика в процессе игры?

Давайте теперь для себя ответим на вопросы:

  • Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим  ребенком?
  • Когда в последний раз гладили его по голове?
  • Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
  • Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?

Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.

10. Упражнения Джеффа.

Сделаем вывод, какими же должны быть идеальные родители?

- Любить своих детей

- Понимать своих детей

- Помогать решать проблемы

- Не кричать на своих детей

- Всегда быть готовым выслушать и поддержать своего ребенка

- Не читать нотаций

- Не злоупотреблять алкоголем.

Мы с вами обсудили несколько вариантов поведения не только детей, но и родителей. К сожалению, родители воздействуют на детей не только словами.

Оправдывают ли себя физические меры наказания?  Предлагаю 30 секунд подумать, определиться и стать под той надписью «ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ БЫТЬ»., которая соответствует Вашему мнению. После того, как Вы определитесь в выборе, желающие выскажутся, почему они так думают. Главное условие этого упражнения – каждое мнение имеет право на существование: никто не спорит.  Если после того, как все выскажутся, кто-то изменит своё мнение – можно перейти в другую группу, желательно, аргументировав свой поступок.

11.  «Недостатки».

Вы - родители наказываете детей за их проступки и недостатки. А вы вдумайтесь в само слово «недостатки». «Не достаёт», то есть, ребёнку с определённым недостатком чего-то не достаёт, может быть, ему что-то не додают родители или педагоги. Например, если ребёнок злой, ему не достаёт (?) доброты, ласки. Теперь у Вас будет такое задание: подумать в командах и записать какие-либо недостатки и то, чего при этом данному ребёнку не хватает, что мы должны ему додать.

12.Подведение итогов. «Притча».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

 -И все?

 -Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.– И, подумав, добавил: -И мира тоже.

 -И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей на тему "Как понять совоего ребёнка"

Собрание для родителей в форме тренинга. Педагог-психолог знакомит участников встречи с техникой активного слушания. Совместный анализ трудностей, возникающих у родителей в процессе общения с ребёнком...

Конспект круглого стола с родителями на тему "Слова любви своему ребёнку"

Конспект круглого стола с родителями на тему "Слова любпи своему ребёнку"...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА»

Цель: содействие в развитии познавательных интересов, творческой активности участников, развитии навыков четкого изложения своих мыслей, умению моделировать ситуацию. Задачи: Выявить уровень професс...

Деловая игра для родителей на тему: «Мир современных профессий или как рассказать ребенку о свое работе»

Разработанный сценарий мероприятия по профориентации с родителями «Деловая игра для родителей на тему: «Мир современных профессий или как рассказать ребенку о свое работе» предназнач...

Деловая игра с родителями на тему «Как понять своего ребёнка».

      Цель: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей....

Деловая игра для родителей по экологическому воспитанию "Природа,глазами ребёнка"

Деловая игра для родителей по экологическому воспитанию "Природа,глазами ребёнка"Цель:повышение экологической компетентности родителей,повышение роли семьи в воспитании у детей любви к приро...