Деловая игра с родителями на тему «Как понять своего ребёнка»
методическая разработка (старшая группа)
Деловая игра с родителями на тему
«Как понять своего ребёнка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_kak_ponyat_svoego_rebenka.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная дошкольная образовательная
организация № 51 «Улыбка» г.Енакиево
Деловая игра
с родителями на тему:
«Как понять своего ребёнка»
Подготовил
воспитатель
Сеншина Н.В.
Деловая игра с родителями на тему «Как понять своего ребёнка».
Цель: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей.
Задачи:
1.Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в конфликтных ситуациях с детьми.
2. Подвести родителей к пониманию причин возникших ситуаций.
3. Дать возможность обсуждения и выбора родителями приемлемых приёмов предупреждения конфликтов.
Форма проведения: деловая игра.
Ход игры
1.Приветствие.
Я рада видеть Вас, уважаемые родители. Сегодня мы обсудим проблему конфликтов родителей с детьми. Тема эта достаточно актуальна, ведь каждый родитель встречается с конфликтными ситуациями. Только в некоторых семьях конфликт – редкий гость. А в некоторых, он получает постоянную прописку. Цель нашей деловой игры: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей.
Мы попытаемся выявить основные причины и совместными усилиями найдём основные подходы для решения этой проблемы.
Правила деловой игры:
- высказывать свои мысли откровенно и правдиво;
- каждое мнение имеет право на существование;
- никто не спорит, не пытается переубедить кого-то, а просто делится своими мыслями;
- никто насильно не заставляет говорить: высказываются только желающие.
2.Игра «Поменяемся местами».
Для того, чтобы лучше узнать друг друга мы поиграем в игру «Поменяемся местами».
-поменялись местами те, кто любит своих детей:
-поменялись местами те, кто в детстве был конфликтным ребёнком (об этом говорили вам ваши родители);
-поменялись местами те, кто считает, что в таких случаях нужна требовательность со стороны родителей;
-поменялись местами те, кто считает, что конфликт-это спутник кризиса возраста.
3. Деление на 3 команды:
- Для начала Вы разделитесь на три команды, называя по очереди слова «кукла», «кубик», «мяч».
4.Приветствие команды и визитка.
Улыбнитесь друг другу и придумайте название своей команде.
5. Составление «проекта».
Первое наше упражнение – составление проекта.
- У кого бы из родителей ни спросили, кто для них самый главный, самый дорогой, они ответят – их дети. Чего больше всего Вы хотите для своих детей? (Ответы родителей).
- Ачто же ещё нужно для счастливой жизни наших детей в семье? Сейчас на листочках каждый из Вас напишет несколько условий, в которых любому ребёнку комфортно и безопасно будет жить в семье.
- Теперь Вы должны будете в команде обсудить записанные каждым из Вас условия, и записать их по одному на отдельных листочках. (Родители работают в группах).
- Давайте на лучиках солнышка, которое согревает наших детей, прикрепим те условия, которые помогут нашим детям жить счастливо, будучи согретыми теплом семьи.
(Родители- по одному из каждой команды – называют выбранные ими условия и заполняют «лучики солнышка»: на один «лучик» помещают похожие условия, названные разными командами.)
6. Изучение различных типов поведения детей.
- Любовь к детям – естественное чувство для родителей. Но все дети ведут себя по-разному: кто-то радует Вас своими поступками и поведением, кто-то часто расстраивает. Вам надо понимать мотивацию поступков детей, учиться правильно реагировать в той или иной ситуации.
а) Предположение.
Есть три типа поведения детей: агрессивное, пассивное и достойное. Давайте подумаем и составим предположительные характеристики этих типов поведения.
Агрессивное Пассивное Достойное
В чём проявляется В чём проявляется В чём проявляется
+ - + - + -
активность грубость спокойствие замкнутость уверенность наглость
7.Минутка активного отдыха.
а)Упражнение «Комплимент».
Играющие становятся в круг. Ведущий предлагает друг другу сделать комплимент.
Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений, а именно конфликтным ситуациям. Попробуем сформировать некоторые причины конфликтов.
Причины конфликтов:
- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
- чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен;
- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;
- чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.
8. Ролевая игра + «шляпная дискуссия».
- А теперь каждая группа должна подготовить для другой группы задание. Вы придумываете какую-то жизненную ситуацию – отношения «родитель-ребёнок», тип поведения для ребёнка. Потом записываете на листочек, сворачиваете его и складываете в эту коробку. Мы перемешиваем задания, каждая группа тянет листочек и после ознакомления с заданием обыгрывает ситуацию, показывая поведение ребёнка в этой ситуации и реакцию родителей. После представления – вместе обсудим: Как же надо поступить в данной ситуации? Советы действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации?
- Что такое конфликт? (ответы)
«Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорируется другая сторона» (У. Линкольн).
- Как вы считаете, как можно правильно выйти из конфликта, разрешить его? (ответы)
- Задумывались ли мы, что отношения взрослых между собой оказывают влияние на вашего ребенка? (ответы).
9.Предлагаю вашему вниманию педагогические ситуации для обсуждения.
Ситуация 1.
Мать хлопотала по хозяйству, а Таня играла на улице. Вдруг в песочнице девочка увидела разбросанные игрушки. Их было много: лопатки, ведёрки, тарелочки, формочки. Даже кукла сидела в уголке, обиженно надув губы за то, что её забыли. Никого вокруг не было. Таня набрала игрушек и, радостная, побежала домой. Дома она стала играть с младшими сёстрами. Мать пришла звать их к обеду и увидела новые игрушки.
– Откуда эти игрушки? – спросила она, строго оглядев дочерей. Они молчали.
– Таня, где ты их взяла? – ещё более строго спросила мать.
– Нашла, – ответила девочка. – Они лежали в песочнице, я их и взяла.
– Нет, доченька, ты не просто взяла. Ты их уворовала! У нас в семье никогда не было воров. Ты первая!
Таня заплакала, думала, что мать простит.
– Не плачь, а быстренько отнеси игрушки на место и попроси прощения у девочки, игрушки которой ты взяла!
Таня шла, и слёзы капали из глаз. Ей было жалко себя, было стыдно перед незнакомой девочкой. Очень хотелось есть, болели ноги, а идти пришлось далеко. Таня пыталась выбросить игрушки под забор, но слова матери «у нас в семье никогда не было воров. Ты первая!» звучали в ушах. И дочь сделала всё так, как сказала мать, поскольку она очень любила её и верила всем её словам.
1. Какую функцию в этом случае сыграло общение матери с дочерью?
2. Почему слова матери так сильно повлияли на сознание и поведение девочки?
3. В каких случаях требование родителей не действует на детей?
Ситуация 2.
Тоня любила сидеть на перилах своей железной кроватки. Ей нравилось находиться на высоте.
– Смотри, Тонечка, упадёшь, будет больно, – предупреждала мать.
– Не упаду, я держусь крепко! – сказала девочка.
И вдруг соскользнула с перил, упала и ударилась спиной и головой о пол. Ей было очень больно. Мать тут же пришла на помощь, подняла девочку, поцеловала в голову и сказала:
– Вот и всё, уже не больно! Тоня больше не будет садиться на спинку и падать с кровати?
– Не будет, – ответила девочка и обняла маму за шею.
1. Дайте оценку воспитательным воздействиям матери.
2. Как бы вы поступили в подобном случае?
Ситуация 3.
Семья отправилась на реку. Как только шестилетний Саша вошёл в воду, бабушка подошла к нему, наклонилась и зловещим голосом зашептала на ухо:
– Играй на берегу, не смей лезть в воду, там сидит страшная косматая русалка! Она схватит тебя за ногу, утащит на дно в пещеру и зажарит на огне.
Саша больше в воду не лез. Отец стал купаться и звать сына:
– Сашенька, заходи в воду, буду учить тебя плавать.
– Я боюсь, там русалка!
Тогда отец взял сына на руки и попытался внести в воду. Тот стал отчаянно вырываться и плакать.
Когда Саша уже учился в школе и ходил с отцом на реку купаться, у него всегда возникало чувство страха. Думалось, что вот-вот кто-то схватит за ноги и утащит в глубину.
1. Проанализируйте воздействие бабушки на внука. Чем оно могло быть вызвано?
2. К чему приводит подобное запугивание детей?
3. Как следовало поступить бабушке в этом случае?
Ситуация 4.
Алла, держа в руках ветку тополя с зелёными листочками, бьёт ею по скамейке. Листочки отрываются и падают на землю. Довольная, девочка хохочет:
– Ха-ха, полетели, ещё полетели…
– Перестань стучать! – приказывает мать, стоящая рядом и увлечённо разговаривающая с соседкой.
Алла на время останавливается. Потом отходит от матери и начинает бить веткой о второй край скамейки до тех пор, пока на ветке не остаётся ни одного листочка. Затем девочка отрывает новую ветку и начинает опять истребление листков. Мать подходит к дочери и говорит:
– Алла, дай веточку, я тебе расскажу что-то интересное…
Девочка отдаёт ветку и просит:
– Рассказывай, рассказывай…
– Видишь, у листочков, как у тебя и у меня на руках, видны жилочки. По ним течёт «листочкина кровь». А вот этой ножкой листок прикрепляется к ветке. Ты бьёшь его по ножке, она ломается, и листку больно.
Девочка берёт из рук матери ветку, гладит на ней листочки, затем осторожно кладёт ветку на скамейку и говорит:
– Не плачьте, я больше не буду вас бить!
1. Почему рассказ матери оказался более действенным, чем приказание?
2. Какие чувства у девочки вызвал этот рассказ?
Ситуация 5.
Когда отец вошёл в комнату, он увидел необычайное зрелище. Четырёхлетний Дима выстроил в ряд пять стульев, на которых лежали его игрушки. На переднем была пристроена игрушечная ракета. Отец хотел было сделать сыну замечание за беспорядок и поставить на место стулья, но Дима увлеченно гудел:
– Гу-у-у!
– Что это ты делаешь, Дима? – спросил отец.
– Лечу на самолёте.
– Куда же ты летишь?
– На Северный полюс к полярникам, они замерзают. Я их спасу.
– Ты не долетишь, – неожиданно сказал отец. – У тебя не хватит горючего.
Диму как ветром сдуло. Через минуту термос с чаем стоял на переднем стуле рядом с ракетой.
– Теперь хватит? – спрашивал он.
– Хватит, хватит…
И сын снова загудел, спеша на помощь к полярникам. Через полчаса он «возвращался» домой, доставляя на самолёте полярников (на стульях лежали и стояли все его пластмассовые солдатики). Отец пожал Диме руку и сказал:
– Поздравляю лётчика Диму с успешным окончанием рейса и спасением полярников.
Довольный и радостный, мальчик улыбался и вместе с отцом стал разгружать «самолёт».
1. Проанализируйте ситуацию общения отца с сыном.
2. Правильную ли позицию по отношению к сыну занял отец?
3. Какие качества формирует отец у мальчика в процессе игры?
Давайте теперь для себя ответим на вопросы:
- Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
- Когда в последний раз гладили его по голове?
- Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
- Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?
Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.
10. Упражнения Джеффа.
Сделаем вывод, какими же должны быть идеальные родители?
- Любить своих детей
- Понимать своих детей
- Помогать решать проблемы
- Не кричать на своих детей
- Всегда быть готовым выслушать и поддержать своего ребенка
- Не читать нотаций
- Не злоупотреблять алкоголем.
Мы с вами обсудили несколько вариантов поведения не только детей, но и родителей. К сожалению, родители воздействуют на детей не только словами.
Оправдывают ли себя физические меры наказания? Предлагаю 30 секунд подумать, определиться и стать под той надписью «ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ БЫТЬ»., которая соответствует Вашему мнению. После того, как Вы определитесь в выборе, желающие выскажутся, почему они так думают. Главное условие этого упражнения – каждое мнение имеет право на существование: никто не спорит. Если после того, как все выскажутся, кто-то изменит своё мнение – можно перейти в другую группу, желательно, аргументировав свой поступок.
11. «Недостатки».
Вы - родители наказываете детей за их проступки и недостатки. А вы вдумайтесь в само слово «недостатки». «Не достаёт», то есть, ребёнку с определённым недостатком чего-то не достаёт, может быть, ему что-то не додают родители или педагоги. Например, если ребёнок злой, ему не достаёт (?) доброты, ласки. Теперь у Вас будет такое задание: подумать в командах и записать какие-либо недостатки и то, чего при этом данному ребёнку не хватает, что мы должны ему додать.
12.Подведение итогов. «Притча».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
-И все?
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.– И, подумав, добавил: -И мира тоже.
-И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей на тему "Как понять совоего ребёнка"
Собрание для родителей в форме тренинга. Педагог-психолог знакомит участников встречи с техникой активного слушания. Совместный анализ трудностей, возникающих у родителей в процессе общения с ребёнком...
Конспект круглого стола с родителями на тему "Слова любви своему ребёнку"
Конспект круглого стола с родителями на тему "Слова любпи своему ребёнку"...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА»
Цель: содействие в развитии познавательных интересов, творческой активности участников, развитии навыков четкого изложения своих мыслей, умению моделировать ситуацию. Задачи: Выявить уровень професс...
Деловая игра для родителей на тему: «Мир современных профессий или как рассказать ребенку о свое работе»
Разработанный сценарий мероприятия по профориентации с родителями «Деловая игра для родителей на тему: «Мир современных профессий или как рассказать ребенку о свое работе» предназнач...
Деловая игра с родителями на тему «Как понять своего ребёнка».
Цель: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей....
Деловая игра для родителей по экологическому воспитанию "Природа,глазами ребёнка"
Деловая игра для родителей по экологическому воспитанию "Природа,глазами ребёнка"Цель:повышение экологической компетентности родителей,повышение роли семьи в воспитании у детей любви к приро...