рекомендации для родителей "Круг детского чтения"
консультация
Рекомендации для родителей "Круг детского чтения".Трепетное отношение к книге – это хорошая семейная традиция, которую возможно передать уже самому маленькому начинающему читателю. Читайте детям, ведь это так важно и интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_na_temu_krug_detskogo_chteniya.docx | 119.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Круг детского чтения »
В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям.
Чтобы воспитать читателя в ребенке, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним.
Взрослый (при выборе книг) должен быть убежден в том, что детская литература, которую он каждый день читает ребенку, - это настоящее искусство, у которого свой объект изображения – ребенок, детство, детская жизнь. Уметь донести это искусство до сознания малыша, не разрушив целостной картины произведения, не превратив его в наставление – задача взрослых.
Каждое новое время, каждое поколение нуждается в собственном круге чтения. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети.
Проблема формирования круга детского чтения является комплексной. Ее решением должны заниматься филологи, педагоги, психологи.
Круг детского чтения формируется с учетом психологических, педагогических, литературоведческих и историко-литературных принципов.
Психологические принципы – это учет возрастных особенностей и особенностей восприятия современного дошкольника. Что касается возрастных особенностей, то здесь, прежде всего, следует обращать внимание на быструю утомляемость ребенка при длительном, однообразном занятии, слабую концентрацию внимания, на недостаточный объем памяти, на отсутствие личного опыта, никак не способствующие самостоятельному глубокому достижению текста.
Восприятие художественного произведения – это процесс, состоящий из двух этапов: постижение читателем смысла текста и воздействие самого текста на читающего. Восприятие – процесс, тесно связанный с возрастом ребенка, особенностями его мышления, читательским опытом. Дошкольник с его наглядно-действенным (1 – 3 года) и наглядно-образным (4 – 5 лет) мышлением лучше воспринимают текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Отсюда вытекает потребность ребенка в яркой иллюстрированной книге.
Красочные иллюстрации привлекают внимание ребенка, пробуждают интерес к книге. Детские авторы стремятся создать для детей особые тексты, где образ получает графическое воплощение. Очень часто на восприятие ребенка воздействуют морально-этические установки семьи, среды, времени, и он понимает произведение в зависимости от своего нравственного опыта.
При первоначальном восприятии произведения ведущим психическим процессом является воображение. На стадии обдумывающего восприятия – мышление. Оно углубляет эмоциональное постижение текста, преобразует его в интеллектуальное. А затем эти процессы как бы сливаются воедино: представляя, воображая и обдумывая происходящее в книге, читатель, как правило, становится соавтором, со творцом художественного мира книги.
Взрослому надо знать, что литература воспринимается лучше тогда, когда создана особая эмоциональная атмосфера, настраивающая ребенка на чтение книги. В режиме дня малыша должно быть специальное время для чтения, и ничто не должно мешать этому процессу. Особенно следует приветствовать «семейные чтения», когда все члены семьи за столом слушают чтение, они сближают людей, воспитывают «книголюбов». Нельзя читать на ходу, во время еды, в транспорте, нельзя читать во имя чего-то, например, обещанной после чтения игры. Не стоит постоянно читать одну и ту же книгу, произведения одного и того же жанра (например, сказки). Читать ребенку надо не спеша, ясно выговаривая звуки речи. Выбирать лучше те тексты, языковая основа которых доступна маленькому слушателю, а содержание – интересно. Не рекомендуется заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда он устал, желает смены деятельности. На ночь нельзя читать произведения, будоражащие его психику. Только внимательное отношение к малышу, тщательный подбор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели.
Педагогические принципы – это воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета. Содержание произведения будет доступно ребенку тогда, когда, прежде всего доступным будет язык произведения, его художественные особенности, когда оно будет соответствовать уровню психического и интеллектуального развития дошкольника, и в то же время будет несколько опережать этот уровень.
Литературоведческие принципы: наличие в кругу детского чтения всех видов литературы: проза, поэзия, драма; разнообразие жанров: как фольклорных (народные сказки, песенки, приговорки, заклички, небылицы-перевертыши, народные детские песенки), так и литературных (авторские сказки, стихотворения, рассказы, повести ).
Историко-литературные принципы: непременное наличие в кругу детского чтения произведений русской литературы и литературы народов мира. Обращается внимание не только на произведения, прошедшие читательский отбор, но и на современную литературу.
Тематика произведений для детей многообразна. В детском чтении представлены все темы: тема детской игры и игрушки, тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга перед родителями; тема детства, тема войны; историческая тема. Все эти темы желательно представить ребенку и как вечные, и как остросовременные.
Круг детского чтения предполагает также учет половых различий детей. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам надо читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, путешествиях.
Так же при подборе литературы для чтения надо помнить о сезонном принципе. Так в жаркую летнюю погоду читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится» неуместно.
В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.
Произведения нравственные, но не нравоучительные.
Литература для детей призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.
Ребенок дошкольного возраста постигает литературу только с помощью взрослого. Необходимо учитывать индивидуальные потребности детей и в то же время руководить развитием этих потребностей, вкуса читательского интереса. Не следует гнаться за количеством прочитанных книг. Важно, чтобы ребенок мог постичь смысл читаемого, умел оперировать своими знаниями, полученными из книги, приобрел положительные эмоции, имел желание продолжить чтение и переживание прочитанного. Именно это, а не количество прочитанных книг ведет к накоплению нравственного и читательского опыта , как ребенка, так и взрослого, читающего вместе с ним. К.Чуковский призывал взрослых «…заняться детьми – читать им, рассказывать, развивать их, звать их достойной человеческой жизни…»
Давайте рассмотрим «Круг чтения» для каждого возраста:
От 6 месяцев до года
Возможно, ваш малыш уже сидит, но даже если нет, то наверняка он уже подолгу лежит на животике или полусидит на ваших руках. И уж совершенно точно он проявляет всё больше и больше интереса ко всему, что его окружает.
Самое время приобрести первую детскую книгу. Речь идет о картонных книжках- малышках, которые состоят из небольшого количества плотных, прочных и безопасных страниц. На самом деле, в страницах всё и дело. Детям нравится манипулировать с книгой, переворачивая странички - это, плюс ко всему, еще и отличное упражнение для развития мелкой моторики. Скорее всего, книга будет опробована на зуб, но она будет просмотрена так или иначе. Не стоит покупать много малышовых книг, двух-трёх будет вполне достаточно. Довольно скоро вы увидите, что малыш готов двигаться дальше и тогда сможете выбирать уже более содержательные книги для совместного чтения. Выбор первой книги – дело ответственное.
Вот несколько правил, которые помогут вам:
- Книга должна иметь плотные картонные страницы, переплёт должен быть качественным. Важно быть уверенным в том что, когда ребёнок возьмёт книгу в руки, она останется цела.
- Простота иллюстраций. Идеально, когда на одной странице помещается одно изображение, если это сюжет, то он должен быть максимально простым. Ребенку в этом возрасте ещё сложно воспринимать большое количество деталей, ему также непонятны сложные действия персонажей. Чем проще будет изображение, тем более узнаваемо оно будет ребенком - соответственно, и интерес к книге будет выше.
- Умеренные цвета. Идеально, если в книге присутствуют только четыре основных цвета - красный, жёлтый, зелёный, синий (не считая чёрного и белого). Пестрота изображения опять же не принесет пользы, а лишь утомит ребенка.
- Реалистичные картинки. Крокодил должен быть зелёным, а помидор - красным. Это один из наиболее важных моментов. Ребенок в этом возрасте впитывает в себя информацию колоссальным объемом, и противоречивость в её содержании сейчас абсолютно ни к чему. Это же касается и внешнего вида животных. Часто художники любят изображать животных в одежде, но это абсолютно противоречит реальному представлению о кошке или собаке, например. В будущем в более взрослых книгах, когда ребёнок уже будет ориентироваться в мире предметов и будет понимать, что есть реальность, а что есть сказка, тогда кошка может быть и в платье, и в шляпе, и с бусами (если это соответствует сюжету). На начальном этапе познания мира кошка должна выглядеть как кошка - четыре лапы, усы, уши и хвост.
Итак, идеальная книга для малышей от шести месяцев – это небольшого формата картонка, в которой на каждой странице изображено по картинке, слова в такой книге необязательны. Вы просто будете рассказывать ребенку о том, что на картинке изображено – это и будет первая сказка.
Когда вы выберете книгу для вашего полугодовалого малыша, вам нужно найти момент, когда ребёнок будет пребывать в хорошем расположении духа, усадить его к себе на руки или прилечь рядом с ним и перелистывать странички книги, иногда проговаривая то, что на них изображено. Такое «чтение» надолго станет любимым занятием крохи, особенно оно полюбится ему тогда, когда малыш научится переворачивать странички самостоятельно.
От года до двух
Среди детей и родителей-книголюбов уже даже сформировался список книг, которые идеально подходят для детишек этого возраста. Можно сказать, что это беспроигрышные варианты:
- В. Бианки «Лис и мышонок» - прекрасное издание в иллюстрациях Ю. Васнецова;
- Э. Карл «Очень голодная гусеница» - мировой бестселлер;
- Э. Карл «От головы до ног» - тоже любимая книга малышей во всем мире;
- Русские народные сказки и потешки в иллюстрациях Ю.Васнецова;
- Детские книги японского писателя Юсуке Ёнедзу.
Обычно эти книги моментально становятся любимыми у малышей и зачитываются до дыр. Они ценны, прежде всего, своими иллюстрациями, их небольшие тексты просты и незамысловаты. Такие книги просто идеальны для того, чтобы научиться соотносить картинки с текстом – важное умение, которое пригодится ребенку в будущем.
Малыш взрослеет и его интерес к чтению продолжает расти - в какой-то момент вы поймете, что список чтения следует расширять и здесь на помощь придут сборники стихов К.Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, а также сказки В. Сутеева.
Поощряйте любой интерес ребенка к книгам. Случается, что во всем сборнике стихов малыша привлекает только одно четверостишье или одна картинка, читайте и рассматривайте их снова и снова. Только ваш искренний интерес, ваша заинтересованность и терпение (иногда один и тот же стих приходится читать по тридцать раз в день) способны поддерживать любовь к чтению у малыша.
Также важным моментом этого периода является разглядывание сюжетных картинок, и оно останется таковым еще долгое время, усложняясь и видоизменяясь в зависимости от возраста и интересов ребенка. Для одно-двух годовалых деток, картинки для разглядывания должны быть достаточно простыми и четкими, подобранными по тематикам – транспорт, животные, овощи, фрукты. Хорошо отвечают такому запросу книги по типу энциклопедий для самых маленьких.
Эти книги ребёнок будет периодически перелистывать, задерживаться взглядом на понравившихся ему предметах, тыкать пальчиком или другим способом привлекать ваше внимание, желая узнать название предмета. Когда малыш начнет разговаривать, вы будете спрашивать его о том, что он видит на картинках, и это станет одной из самых любимых совместных игр.
Рассматривая картинки, мы не только называем предметы, мы еще и описываем их свойства, действия, придумываем сюжеты. Тем самым мы развиваем фантазию ребенка, формируем его словарный запас, обогащаем его речь, помогаем научиться по-разному смотреть на одни и те же предметы.
Сейчас довольно популярны и любимы многими детьми книги для рассматривания Сюзанны Бернер, Доро Гёбеля и других авторов - эти книги настоящий клад для проявления родительской импровизации в описании сюжетов иллюстраций.
Хорошим подспорьем в привлечении ребенка к рассматриванию картинок являются книги с окошками, с движущимися и тактильными элементами. Такие издания способны надолго удержать внимание ребенка, усилить его интерес к содержанию книги.
Чтение для деток в возрасте от года до двух – это мир иллюстрации. Все, о чём написано, должно быть нарисовано – это очень важно для малыша, ведь он ещё не может сам представить бычка, который идёт по качающейся доске, но он с радостью обнаруживает на страницах книги предметы, о которых только что услышал.
От двух до трёх
Если вы начали «читать» ребенку буквально с рождения, то скорее всего в этом возрасте вы уже будете хорошо ориентироваться в детской литературе, а список для чтения детям двух-трёх лет настолько широк и разнообразен, что его сложно охватить в одной статье. Но если вы только начинаете читать с вашим малышом и вам кажется, что он не проявляет особого интереса к книгам, то вы можете прибегнуть к маленьким хитростям.
- Подбирайте книги для ребенка, исходя из его интересов. Например, если ваш малыш интересуется животными, то возможно его заинтересуют стихи С.Маршака или Б.Заходера;
- Всегда носите книгу в сумке. Если вам придется занимать ребенка в поездке, очереди и т.д., то вы сможете предложить ему почитать;
- Разыгрывайте домашние спектакли по известным сказкам. Очень просто даже в домашних условиях показать спектакли «Теремок», «Колобок» или «Репка», так вы познакомите ребенка с художественными произведениями. После предложите малышу вместе почитать про полюбившихся ему героев;
- Оставляйте книги в открытом доступе;
- Читайте вслух! Даже если ребенок играет или занят какими-то делами, а вы сядете рядом и начнете читать книгу, рано или поздно малыш проявит заинтересованность и присоединится к вам.
Возраст двух лет – это еще и тот удивительный период, когда у ребенка начинает развиваться фантазия. Дети проявляют интерес к творчеству, к ролевым и фантазийным играм – все это погружение в мир сказки. Играйте с детьми в сказки, разыгрывайте сюжеты из книг, ставьте домашние спектакли, рисуйте собственные иллюстрации к книгам, лепите персонажей из пластилина.
Малыши до трёх лет – самые благодарные слушатели на свете, их жажда нового и волшебного – заразительна. Читая с ребенком, вы будете открывать вместе с ним удивительный мир волшебства и фантазии. И помните, что любовь к книгам можно привить только на личном искреннем примере.
Трепетное отношение к книге – это хорошая семейная традиция, которую возможно передать уже самому маленькому начинающему читателю. Читайте детям, ведь это так важно и интересно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по вопросам детского чтения «Как превратить чтение в удовольствие?».
В консультации даны 11 советов детского писателя В. Левина, как превратить чтение в удовольствие. Материал может быть полезен родителям и воспитателям ДОУ....
Памятка для родителей «Детское чтение» - это не просто чтение.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300548","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"215"}}]]...
Рекомендации для родителей по организации детского чтения в подготовительной группе
Памятка для родителей«Детское чтение» - это не просто чтение.Ведущая роль принадлежит родителю. Ребенок выступает в роли слушателя.Это дает возможность родителю:- контролировать проц...
Памятка для родителей «Детское чтение» - это не просто чтение.
Чтение – процесс творческий. Результат такого творчества зачастую не материален, но имеет огромную ценность. Текст надо не просто механически произносить, но и обыгрывать, не торопиться, создава...
Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи
Главная ная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текс...
Рекомендации для родителей по организации детского чтения
Сказки - самые древние творения человечества, это один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе....
методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению чтению
Надо ли учить дошкольников читать? Большинство исследователей сходятся во мнении, что чтение развивает ребенка уже в раннем возрасте. Оно влияет следующим образом: Улучшает зрительное и...