Статья "Маршрут выходного дня как эффективный способ взаимодействия с семьей"
статья
В данной статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями на примере «Маршрута выходного дня». Раскрывается структура подготовки и проведения данного мероприятия, указывается значение и важность описанной формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrut_vyhodnogo_dnya.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ – КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ.
Сальникова О.В., воспитатель
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №233 ОАО «РЖД», г.Улан-Удэ
Аннотация. В данной статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями на примере «Маршрута выходного дня». Раскрывается структура подготовки и проведения данного мероприятия, указывается значение и важность описанной формы работы.
Ключевые слова. Взаимодействие, семья, современная форма, маршрут.
Среди принципов дошкольного образования, которые отражены во ФГОС ДО, есть принцип сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей, где родители – полноправные участники педагогических отношений.
В современном мире система дошкольного образования становится более прозрачной, открытой, а педагогический процесс - свободным, гибким, подвижным. Как показала практика, любая совместная деятельность, родителей и педагогов эффективна. Семья и детский сад – два общественных института, каждый из которых дает ребенку социальный опыт. Поэтому педагог должен создать такое единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, чтобы родители были не только равноправными участниками образовательного процесса, но и союзниками в воспитании полноценной личности [1; с.20]. Учитывая все выше сказанное, в своей работе стараюсь ориентироваться на сотрудничество, взаимодействие и установление партнерских, доверительных и уважительных отношений с семьями воспитанников.
В настоящее время современным родителям, после тяжёлой рабочей недели всё меньше остаётся времени в выходные дни для своих детей. Родители забывают о пользе свежего воздуха и двигательной активности для организма ребёнка, отдавая предпочтение играм в гаджетах. Однако, научно доказано, что для благоприятного и успешного физического развития дошкольника, на свежем воздухе он должен находиться от 4 до 6 часов в день, а в активном движении проводить не менее одного часа, не считая интервалы для отдыха. К сожалению родители зачастую забывают об этом, особенно в зимний период.
Кроме этого, из опыта работы видно, что современным родителям не интересны такие наглядно-информационные формы взаимодействия как, папки-передвижки, стендовая информация, они их просто не читают. Так как большую часть своего времени они проводят в интернете. Именно там они находят нужную информацию и ответы на вопросы по воспитанию своего ребенка. Казалось бы, теперь они знают все и даже больше. Но, они не учитывают одного – самого главного, шаблонность и обобщенность информации. Любую информацию нужно «просеивать», как через сито, и по крупицам собирать для своего ребенка.
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и наконец активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, а также поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях?
Размышляя над этим вопросом пришла к выводу, что стоит задуматься о наиболее эффективных и современных формах взаимодействия детского сада и семьи, которые будут интересны и познавательны современным родителям. И такой формой оказался «Маршрут выходного дня». На мой взгляд – это очень интересная, эффективная и продуктивная форма взаимодействия, так как позволяет показать родителям, как можно организовать культурно-познавательный досуг ребенка в выходной день, а также помогает сплотить родительский коллектив.
«Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута.
Мы свою работу начали в старшей группе. Сначала провели анкетирование родителей на предмет заинтересованности в совместных выходах. Затем выбрали инициативную группу родителей для помощи в подготовке и организации. На родительском собрании родители обменялись мнениями и пожеланиями, какие места им хотелось бы посетить вместе с детьми. С учетом этого был составлен план мероприятий «Маршрут выходного дня». Тематика зависела от комплексно-тематического планирования, времени года, погодных условий и выбора места или объекта для маршрута. За два года (старшая и подготовительная группа) у нас прошли следующие «Маршруты выходного дня»: «Этнографический музей народов Забайкалья» (экскурсионное и с проведением соревнований на территории музея), «Краски осени» (посещение веревочного парка, база отдыха «Салют»), «Красота зимнего Байкала» (выезд на озеро Байкал, турбаза Байкальский прибой), «В гости к страусам» (выезд на ферму), «Самая красивое село России» (выезд в село Десятниково Тарбагатайского района), «Я хочу пожарным стать, пусть меня научат» (экскурсия с практическими возможностями в Пожарно-спасательную часть №1).
При организации «Маршрута выходного дня» мы решали следующие задачи:
- Обеспечить физическое и эмоциональное развитие ребёнка в ДОУ и семье.
- Формировать активную позицию родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе.
- Вовлечь родителей в развивающий процесс ДОУ
Организуя «Маршрут выходного дня» мы следовали такому алгоритму:
- Составление анкеты для родителей.
- Сбор сведений о месте посещения.
- Сбор информации о необходимом снаряжении, условиях посещения.
- Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка.
- Знакомство детей и родителей с техникой безопасности во время совместной прогулки.
- Документальное оформление.
Результатом проведения «Маршрута выходного дня» является - обогащение знаний и практического опыта детей и родителей, через их совместную деятельность, обогащение РППС группы материалами регионального содержания: альбомами, фотовыставками, вернисажами рисунков, созданными детьми совместно с родителями, презентациями и фильмами о природе и достопримечательностях родного края.
После каждого «Маршрута выходного дня», мы проводили обратную связь, через такие формы работы с детьми:
- «Утренний круг» в группе - в понедельник после проведения совместной прогулки, дети обменивались своими впечатлениями, показывали и рассматривали фотографии;
- «Мини-сообщения» - выступления детей о месте посещения и своих впечатлениях;
- «Мой выходной день» - оформление результатов посещения в виде фотоотчетов, выставок, презентаций, стенгазет, буклетов, вернисажей рисунков.
Ниже представлен конспект такого маршрута, который мы провели в рамках тематической недели «Животные жарких стран».
Тема маршрута выходного дня: «В гости к страусам».
Возрастная группа: старшая
Место расположения: Тарбагатайский район, с. Верхний Саянтуй
Цель маршрута: способствовать углублению и обобщению знаний детей о страусах, познакомить с особенностями их жизнедеятельности и повадками; увидеть величину яиц страуса; расширить представления детей об обитателях фермы (еноты, кролики, павлины и курочки различных пород); дать возможность прокатиться на ослике; воспитывать доброе бережное отношение к объектам живой природы.
Продолжительность: 4 часа
Передвижение: автобус, пешая прогулка.
Количество человек: 52
Категория: дети, взрослые (педагоги, родители, гид)
Предварительная работа: чтение художественной литературы «Счастливый день» Пляцковский М.С., сказка «Про страусов» Оля Сома, «Сказка почемучка: почему страус летать не умеет?» Тамара Крюкова; рассматривание фото, книг энциклопедического содержания, поиск информации о внешнем виде, питании, повадках и интересные факты о страусах в интернете.
Подготовка документации:
- список детей с указанием даты рождения
- список родителей и педагогов
- регистрация списков в ГИБДД
Оборудование для выезда: аптечка, термосы с чаем, вода, одноразовая посуда, влажные салфетки, перекус, головные уборы, средства защиты от насекомых.
Возможности: увидеть, потрогать, сравнить.
Ход:
- Сбор на территории детского сада
- посадка в автобус
- рассказ экскурсовода о жизни страусов, их питании, размножении, особенностях (в автобусе)
- приезд на ферму
- правила безопасного поведения на территории фермы
- рассматривание страусов, обучение практическим навыкам по кормлению страусов, рассматривание яиц
- знакомство с другими жителями фермы
- катание на ослике
- перекус (в специально оборудованном месте)
- подъем на возвышенность для рассматривания панорамы местности и спуск к автобусам
- посадка в автобусы
- обратная дорога до детского сада
Результат от поездки оправдал все ожидания. Она была познавательной и интересной не только для детей, но и для взрослых (родителей и педагогов). Все смогли увидеть настоящих страусов, потрогать и покормить их, понаблюдать за их передвижением и повадками. Дети убедились в том, что у страуса, действительно два пальца, а яйцо больше куриного, почти, в 10 раз. Родителям было интересно не меньше, они вместе с детьми кормили, рассматривали и наблюдали. По дороге в детский сад они вместе с детьми делились впечатлениями от увиденного и рассказывали о том, кто им больше понравился. По результатам поездки в группе была организована фотовыставка.
Таким образом, использование «Маршрута выходного дня» является современной и эффективной формой по взаимодействию с родителями, как полноправными участниками образовательного процесса, что соответствует принципам ФГОС ДО [2; с.20] У детей формируется положительное отношение к окружающему миру, они активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, проявляют любознательность, учатся задавать вопросы и находить ответы. Происходит укрепление детско-родительских отношений и активизируется желание родителей на предстоящую совместную досуговую деятельность с детьми в кругу семьи, дальнейшее сотрудничество с детским садом.
Литература:
- Коломийченко Л.В., Воронова О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3 -7 лет. / М.: ТЦ Сфера, 2013. 128с.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. 209-228 с.
- Носов Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей./ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маршрут выходного дня" как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ
В настоящее время усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития дошкольников. В связи с этим педагогами ДОУ ведется постоянный поиск наиболее эффек...
Статья "Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи "
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценност...
Нетрадиционные формы работы с родителями по экологии как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи.
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности педагога. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем це...
Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)
Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)...
Методическая разработка: «Маршрут выходного дня – как эффективное средство взаимодействия с родителями воспитанников»
Методическая разработка: «Маршрут выходного дня – как эффективноесредство взаимодействия с родителями воспитанников» Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимоде...