"Общение со сверстниками"
консультация (старшая группа)
Учить ребенка общатся со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_so_sverstnikami.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение со сверстниками
Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка. Стремление дружить появляется у детей только к трем годам – как раз к тому возрасту, когда малыш идет в детский сад. И именно к этому времени необходимо научить ребенка общаться со сверстниками.
Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести к стойким нарушениям в сфере общения.
Дети достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия, уступать другим, сопереживать. В конфликтных ситуациях ребенок видит только, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, хочет забрать игрушку). Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста еще не понимает, что другой ребенок – это личность, со своими чувствами, интересами.
Особенности общения детей со сверстниками меняются с возрастом.
Обычно в раннем возрасте малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго, и игра часто заканчивается слезами. Нужно учить детей дружить! А, следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.
1. Научите детей знакомиться!
Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся!»
Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть.
2. Способствуйте расширению круга общения ребенка.
Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» «Вася - плохой мальчик».
Очень часто причиной неспособности наладить общение со сверстниками является застенчивость и робость ребенка. В этом случае необходимо поднять самооценку малыша и помочь ему раскрепоститься. Чтобы научить робкого ребенка общаться со сверстниками, необходимо:
• При любом удобном случае хвалите ребенка и показывайте, что Вы его уважаете, и для Вас важно его мнение. Например: «Я очень горжусь тем, что ты сегодня смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным!».
• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, всегда сохраняйте в общении с ним дружелюбный тон. Малыш должен понимать, что его любят, ценят и уважают.
• Если ребенок в процессе общения снес в свою сторону какую-то обиду – не оставляйте малыша наедине с ней. Выслушайте его, пожалейте, подскажите, объясните, кто, где был не прав, чтобы на будущее ребенок получил урок и не повторял своих ошибок.
• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками и поднять его самооценку, Вы ни в коем случае не должны давить на него своим авторитетом и стремиться быть всегда и во всем правой.
• Чтобы малыш не боялся начинать разговор со сверстниками, пойдите на маленькие хитрости. Пришейте ему на курточку или на другой предмет одежды пуговицу и скажите, чтобы он, как только он начнет чего-то бояться, дотронулся до нее. В этот момент Вы о нем подумаете и поможете ему.
• Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут?
Как научить ребенка общаться со сверстниками – каждый родитель решает для себя сам. Но помните, что чем раньше Вы научите малыша коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами – тем лучше будет для него.
Как ребенку наладить общение в детском саду?
Советы родителям
Отдавая ребенка в детский сад, многие родители вздыхают с облегчением и надеются на то, что ребенок без их помощи сможет овладеть искусством общения со сверстниками. Найдет себе новых, а может быть даже первых друзей, с которыми будет играть и учиться строить общение.
В развитии малыша одну из важнейших ролей выполняет общение. С младенчества дети учатся общению со взрослыми, в ходе которого получают знания об окружающем его мире, совершенствуют полученные навыки, получают заботу и любовь. До трёх лет малышу достаточно общения с родителями и близкими людьми, а дальше появляется потребность в общении со сверстниками. Игры с друзьями приносят массу удовольствия, учат выстраивать взаимоотношения, а также помогают выразить свою индивидуальность. Вот тут-то мы, взрослые, должны научить ребенка общению со сверстниками, если у него возникают проблемы - помочь ему их решить и поддержать.
Общение со сверстниками отличается от общения со взрослыми. Ребенок воспринимает родителя или другого взрослого как учителя или кумира и общение с ним строится из позиции ведомого, а с друзьями он общается на равных. Это общение приносит массу положительных эмоций, а также нет четко установленных границ, поэтому малыш может быть более раскрепощенным.
Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте:
Возраст 0,5 – 1,5 года. Малыши этого возраста воспринимают другого ребенка как кого-то нового и неизвестного. Они не стремятся к взаимодействию друг с другом, не организуют совместных игр. В этом возрасте ребенку достаточно общения с родителями.
Возраст 2 – 4 года. В данном возрасте детки учатся взаимодействовать друг с другом, находят общие игры и шалости. Но для ребенка важным остается не коммуникация, а само действие.
Возраст 4 – 6 лет. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно–ролевая игра, а она не может быть без партнёра. Поэтому в этом возрасте игра с друзьями выходит на первый план и общение со сверстниками занимает главную роль в жизни ребенка. Для них становится важным признание со стороны сверстников.
Возраст 6 – 7 лет. В подготовительной группе у деток уже сформированы навыки общения. Они заботятся о своих друзьях, сопереживают им, стараются учитывать их интересы во время игр или занятий. В семь лет дети уже умеют делиться своими переживаниями или впечатлениями и обязательно делают это со своими друзьями.
Родителям нужно не забывать, что все дети разные по характеру и типу темперамента. Так холерикам легче и проще находить новых друзей, потому что они заводные и бойкие, тогда как меланхолику, который больше привязан к матери, в новом коллективе намного сложнее, они более робкие и застенчивые. Поэтому им завести новых друзей гораздо сложнее.
Одно из причин неумения заводить друзей может стать микроклимат в семье. Если родители часто конфликтуют или спорят на глазах у ребенка, это может послужить его замкнутости, пассивности и недружелюбию. Таким деткам сложно выстраивать добрые взаимоотношения, так как перед их глазами совсем другой пример.
Чтобы у ребенка не возникало проблем в общении со сверстниками, ему нужно объяснить несколько простых правил:
- Внешний вид. Никто в детском саду, да и во взрослой жизни не захочет общаться с неухоженным, грязным и плохо пахнущим человеком. Нужно объяснить малышу, что следить за своим внешним видом - это обязательное правило.
- Грубость. Расскажите ребенку про волшебные слова, с помощью которых он сможет легко и просто найти общий язык даже со взрослым. Ведь никто не любит, когда с ним разговаривают грубо и в приказном тоне.
- Эрудированность. Старайтесь обсуждать с малышом как можно больше разных тем по разным направлениям, чтобы его словарный запас был многогранным и ярким, с таким ребенком приятно будет поговорить даже воспитателю.
Также одной из проблем общения со сверстниками могут стать личностные качества ребенка:
- Агрессивные дети редко находят себе друзей среди сверстников, так как никто не желает быть обиженным или остаться без своей любимой игрушки, потому что ее могут отобрать.
- Чересчур стеснительные дети также испытывают проблемы в общении, так как они чувствуют себя неуверенно в коллективе сверстников.
- Эгоистичные дети, которые зациклены только на себе, могут потерять своих друзей, так как им будет не интересно общаться с эгоистами.
- Пассивные дети могут остаться без друзей, так как не способны проявить инициативу, которая больше всего ценится в этом возрасте.
Что же делать родителю, если с его ребенком не хотят дружить в детском саду. Конечно, первое что нужно сделать – это поговорить с ребенком и выяснить причину у него, далее пообщаться с воспитателем. Желательно сделать это в отсутствии ребенка. Выяснив причину, постараться совместными усилиями ее решить, но иногда бывает так, что проблема скрыта и на первый взгляд не видна. В таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам.
Мы хотели бы рассказать о двух самых распространенных причинах нежелания дружить с детьми и привести варианты их решения.
1. Плохие отношения с неформальным лидером:
- Повышайте самооценку, хвалите малыша, помогите ему приобрести навык, который будет интересен его сверстникам, например, научите играть в самую актуальную игру.
- Если проблема не решается и ребенок продолжает жаловаться на обидчика, то поговорите с воспитателем и родителями.
2. Если причина в самом ребенке: его робости и застенчивости, то работаем над его самооценкой:
- Конструктивное выражение своих негативных чувств. Ругайте поступки, а не личность ребенка.
- Снижайте планку требований к ребенку.
- Хвалите даже за самые незначительные достижения и поступки, говорите о том, что любите его любым, несмотря ни на что.
- Разговаривайте с ребенком дружелюбно и вежливо – это даст понять и ощутить его важность и нужность.
- Позволяйте принимать самостоятельные решения – это позволит малышу быть более решительным в общении со сверстниками.
Советы родителям, как научить ребенка общению со сверстниками:
- Искренние и открытые взаимоотношения в семье помогут ребенку понять, как можно с помощью простых и вежливых слов или оказание помощи построить общение со сверстниками.
- Разговаривайте с малышом о тех эмоциях, которые вы испытываете, будь то печаль или радость. Учите ребёнка выражать свои эмоции с помощью слов.
- Учите ребёнка уважать интересы других людей, но при этом не идти на поводу у них. Говорите о том, что его интересы тоже важны.
- Учите выходить из конфликтных ситуаций и отстаивать свое мнение словесными аргументами и доводами, а не дракой.
- Не влезайте в детский конфликт, если это не угрожает здоровью детей.
- Относитесь положительно к новым знакомствам.
- Не критикуйте ребенка в присутствии посторонних или на улице.
- Не высказывайтесь негативно о других детях, особенно о его друзьях.
- Как можно чаще посещайте места скопления детей его возраста (детские клубы, площадки и пр.)
- Уважительно общайтесь с родителями его друзей, даже если Вам неприятен этот человек.
Не забывайте, что основы общения закладываются в семье. Ребенок с рождения наблюдает за взаимоотношениями между мамой и папой, а в дальнейшей копирует их. Одной из важнейшей задачи родителей является научить ребенка общению с обществом.
Развивайтесь с нами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми
данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....
Появление потребности в общении со сверстниками
Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками....
«Культура общения между сверстниками и взрослыми, между мальчиками и девочками»
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Девочки лишины скромности, агрессивны, а мальчики наоборот не ум...
общение со сверстниками и друзьями конспект занятие
в ходе занятия дети приобретают сведения о правилах общения со сверстниками и взрослами, усваивают нормы поведения в общественных местах....
Общение со сверстниками
Материал представляет интерес для педагогов ДОУ...
Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредством общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения
Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных моментов ...
Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым
Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым.Консультация для воспитателей. Первая отличительная особенность контактов со сверстник...