Родительское собрание. "Готовность детей к обучению в школе"
учебно-методический материал
Цели:
- способствовать расширению представлений родителей детей подготовительных групп о готовности к обучению в школе;
- познакомить с понятием адаптации к школе;
- познакомить с результатами диагностики детей (готовность к обучению в школе и мотивация к обучению в школе);
- подчеркнуть важность родительской поддержки в период перехода к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
text_vystuplenia.docx | 27.74 КБ |
blank_dlya_fixatsii_otvetov_detey_oprosit_5-6_detey_pered_sobraniem.docx | 10.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Готовность к обучению к школе»
Цели:
- способствовать расширению представлений родителей детей подготовительных групп о готовности к обучению в школе;
- познакомить с понятием адаптации к школе;
- познакомить с результатами диагностики детей (готовность к обучению в школе и мотивация к обучению в школе);
- подчеркнуть важность родительской поддержки в период перехода к школьному обучению.
Перед собранием: для упражнения «Школьные объяснялки» опросить 5-6 детей, записать ответы:
Как можно привлечь внимание учителя на уроке? | Что такое урок? | Для чего нужна перемена? | Что такое оценка? | Зачем ученику нужен дневник? | Что такое каникулы? |
Оборудование: ноутбук и экран для показа презентации; предмет для передачи и обозначения отвечающего (небольшая мягкая игрушка, игрушка-анти-стресс, мяч и т.д.); бланки с результатами диагностики каждого ребенка (по методике Ясюковой Л.А. и Нежновой Т.А.); коробка, шкатулка с небольшими игрушками (типа игрушек из киндер сюрприза) – как можно больше, чтобы была возможность выбора; по три небольших цветных листочка бумаги (красного, зеленого и синего цвета) на каждого родителя; шарфики по количеству родителей (можно попросить родителей принести их с собой на собрание). Распечатать памятки для родителей: перед собранием разложить их на отдельном столе.
Родители располагаются в кругу.
СЛАЙД 1
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас и ваших детей в недалеком будущем? О школе, о готовности к ней.
СЛАЙД 2, 3
Упражнение «Закончи предложение». По кругу, передавая друг другу мягкую игрушку, закончить две фразы: сначала «Школа – это…» и затем (по второму кругу) «Ребёнок готов к школе, когда он…». Обсуждение.
Игра – активизация.
Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.
Если ответ: “Да” - красный цвет. “Нет” - зеленый. “Не знаю” - синий.
Вопросы
- Добрый ли ваш ребенок?
- Вежливый ли ваш ребенок?
- Общительный ли ваш ребенок?
- Щедрый ли ваш ребенок?
- Внимательный ли ваш ребенок?
- Правдивый ли ваш ребенок?
- Отзывчивый ли ваш ребенок?
- Справедливый ли ваш ребенок?
- Жизнерадостный ли ваш ребенок?
- Ответственный ли ваш ребенок?
“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)
СЛАЙД 4
Мини-лекция «Компоненты готовности к школе»
Интеллектуальная готовность к школе
Для того, чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях по подготовке к школе обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик. Но это не самый главный компонент готовности к обучению. А уж если в процессе слишком интенсивных занятий ребенок потеряет интерес к учебе вообще, то смысла в развитой памяти и мышлении не будет.
Речевая готовность. Данный вид готовности очень важен. Ребенок должен уметь задавать и отвечать на вопросы, общаться в диалоге, иметь навык пересказа.
Физическая готовность.
Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Ребенок должен быть здоровым, усидчивым, нераздражительным; он не должен быть подвержен страхам; ему необходимо хорошо засыпать, крепко спать.
Волевая готовность ребенка к школе
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.
Коммуникативная готовность. У ребенка должны быть навыки взаимодействия со взрослыми (учителями), со своими сверстниками. При общении со взрослыми, например, он должен знать, когда во время урока можно вставать; учителя спрашивать по делу, а не по пустякам и т. д. При общении со сверстниками ребенок должен уметь кооперироваться и договариваться с другими детьми. Кроме этого, он достаточно спокойно должен чувствовать себя в условиях конкуренции, так как школьная жизнь – это соревнование!
Мотивационная готовность.
Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.
Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.
СЛАЙД 5
«Давайте попробуем сравнить готовность к школе с …домом. У каждого дома есть фундамент, стены и крыша. Тогда фундамент – это основное развитие и обучение, которое ребенок получил в дошкольном детстве.
СЛАЙД 6
И сейчас я познакомлю Вас с результатами диагностики готовности к обучению в школе (по Ясюковой Л.А.)
СЛАЙД 7
Рассказ о бланке фиксации результатов. Данные на начало и конец года. О передаче данных в районную психологическую службу и оттуда – школьным психологам.
СЛАЙДЫ 8, 9, 10, 11
Характеристика уровней развития, выводы о готовности ребенка к обучению в школе.
Слабый уровень. Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребенку.
Средний уровень, или норма. Типичен для детей, поступающих в школу, и достаточен для начала обучения по общеобразовательной программе.
Хороший уровень. Превышает типичный уровень развития детей данного возраста, является необходимым и достаточным для обучения по гимназическим, усложненным и расширенным программам.
Высокий уровень. Редко встречается и свидетельствует о незаурядности ребенка.
Рекомендации к программам обучения.
СЛАЙД 12
Если готовность к школе – это дом, то стены в нем – это мотивация к обучению в школе и умение учиться.
СЛАЙД 13
Результаты диагностики мотивации к обучению в школе по беседе Нежновой Т.А. (у каждого родителя на руках бланк с ответами ребенка).
Диагностика:
Внутренняя позиция школьника достаточно сформирована: говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе.
Начальная стадия формирования внутренней позиции школьника: преимущественный интерес ребенка к внешней атрибутике школьной жизни.
Внутренняя позиция школьника не сформирована: ребенок не проявляет интереса к школе, или возможна негативная мотивация.
СЛАЙД 14
Внутренняя позиция школьника достаточно сформирована – 5% - 3 ребенка
Начальная стадия формирования внутренней позиции школьника – 50% - 30 детей
Внутренняя позиция школьника не сформирована – 45% - 27 детей
СЛАЙД 15
Эмоциональные установки по отношению к школе (выбор цвета) – по тесту Люшера.
Немаловажной является эмоциональная установка ребенка по отношению к школе. Её я определяла по выбору ребенком того или иного цвета в ответ на вопрос: «Каким цветом у тебя настроение, когда ты думаешь, что скоро пойдешь в школу?»
Синий цвет. Чувствительность, впечатлительность, но в то же время спокойствие и уравновешенность. Таким детям необходимо удовлетворять потребность в глубоком личностном общении, а не поверхностном.
Зеленый цвет. Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других. В школе – стремятся получать только 5, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим.
Красный цвет. Активность, энергичность, позитивные ожидания.
Желтый цвет. Хороший, светлый настрой. Такие дети не готовы активно действовать, а склонны занимать выжидательную позицию.
Фиолетовый цвет. Ребенок еще не чувствует ответственности ученика, хочет в школе, чтобы играть и общаться с другими детьми. Им нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Однако, если они начинают испытывать трудности в обучении или получать замечания, могут закапризничать и отказаться посещать школу.
Коричневый цвет. Эмоциональный дискомфорт, боязнь школы.
Черный цвет. Резкое неприятие, протест. Чаще характерен для дошкольников, занимающихся в центрах подготовки к школе. Они устают от занятий и начинают заранее ненавидеть школу. С началом обучения отношение к школе меняется.
Серый цвет. Инертность и безразличие. Пассивное неприятие школы и равнодушное отношение к ней.
СЛАЙД 16
Если готовность к школе – это дом, то крыша в нем - это умение родителей поддержать своего ребенка.
Игра «Школьные объяснялки»
Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, ваш сын или дочка захочет вам многое рассказать. Но поймете ли вы его — вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам сейчас зачитаю. Ваша задача — назвать объясняемое детьми понятие.
Как можно привлечь внимание учителя на уроке? | Что такое урок? | Для чего нужна перемена? | Что такое оценка? | Зачем ученику нужен дневник? | Что такое каникулы? |
Ответы детей | Ответы детей | Ответы детей | Ответы детей | Ответы детей | Ответы детей |
СЛАЙД 17
Упражнение «Адаптация к школе».
«Как вы думаете, что изменяется в жизни ребенка с его приходом в школу? С чем новым приходится сталкиваться первокласснику?». Ответы родителей. При необходимости психолог добавляет ключевые моменты (меняется режим дня, требования взрослых, возрастает доля самостоятельности и ответственности, возникает необходимость выстраивать новые социальные связи с одноклассниками и учителями и т.д.)
«Как мы видим, ребенок сталкивается с серьезными изменениями жизни. Ему приходится приспосабливаться, то есть адаптироваться, к новым условиям жизни. Этот процесс может протекать легко, а может и достаточно болезненно, в силу ряда причин (отсутствие навыка коммуникации, ребенок не был морально подготовлен к изменениям и т.д.)
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
В жизни маленького одноклассника на первый взгляд все остается по-прежнему, но его жизнь претерпевает качественные изменения. Я предлагаю вам соприкоснуться с внутренним ощущением ребенка. Для этого посмотрите на нашу комнату, в которой мы занимаемся. Она вам хорошо знакома, мы не первый раз встречаемся здесь. А теперь, пожалуйста, завяжите глаза и поисследуйте комнату закрытыми глазами в течение пяти минут. Интересно, что изменится?
В течение 5 минут участники тренинга ходят по комнате с завязанными глазами. Психолог страхует участников только в крайнем случае. Очень хорошо, если родители будут натыкаться друг на друга, на различные предметы. Если кто-то из участников снимет повязку с глаз, попросить его выполнить упражнение до конца, а в период обсуждения поинтересоваться, что заставило его снять повязку.
Обсуждаются чувства и эмоции участников, что изменилось, как они стали воспринимать так хорошо знакомое пространство, когда перестали его видеть и т.д.
При обсуждении психолог подчеркивает, что ребенок сталкивается с похожими ощущениями в период адаптации.
СЛАЙД 18
Состояние неопределенности и ожидание перемен перед поступлением в школу могут повышать уровень тревожности детей. Уже сейчас у многих детей к концу учебного этот показатель повысился (рассказать о результатах диагностики тревожности детей).
Тревога – это эмоциональная реакция человека, характеризующаяся ощущением внутреннего напряжения. Наличие высокой тревожности свидетельствует о постоянном присутствии какого-то источника беспокойства. Возникающее состояние тревожности может приводить к различным результатам: способствовать активизации деятельности, порождать ощущение беспомощности, бессилия, неуверенности в себе.
Основным источником тревожности в 90% случаев, оказывается нарушение эмоционально-положительного контакта с матерью. Так как в дошкольном возрасте основу взаимодействия с матерью составляли эмоциональные контакты, которые давали ребенку ощущение поддержки и защищенности. При поступлении в школу ситуация резко меняется. Вместо заботы, защиты, веселого совместного досуга ребенок вдруг сталкивается с исходящими от матери критикой, принуждением, резким ограничением игр и развлечений.
СЛАЙД 19
Ряд типичных факторов, вызывающих тревожность у ребенка 6-7 лет: Не складываются отношения с другими детьми. Если родители резко ограничили игры ребенка с друзьями из-за того, что надо учиться. Постоянное сравнение ребенка с братьями\сестрами, друзьями, детьми знакомых, или с некоторым идеалом «хорошего ребенка», «первоклассника». Занятость родителями собой, своими делами, «игнор» ребенка – «иди поиграй», «не мешай», «займись чем-нибудь, у меня нет времени»…
СЛАЙД 20
Упражнение «Мой ребёнок». Из коробки с игрушками каждый родитель по кругу выбирает ту игрушку, которая напоминает ему его ребёнка. Затем, также в порядке очереди, родители комментируют свой выбор – почему именно эта игрушка и называют 5 положительных черт своего ребёнка.
«Совсем скоро настанет 1 сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!
СЛАЙД 21
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании "Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе".
Материал для родительского собрания о готовности к школе....
Родительское собрание «Готовность ребенка к школьному обучению»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению. Задачи: - познакомить родителей с критериями готовности ребенка к школе...
Презентация к родительскому собранию "Готовность ребенка к школьному обучению"
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению....
Конспект родительского собрания «Подготовка детей к обучению в школе»
Консультация для родителей по темам: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Как подготовить детей к обучению в школе», «Советы родителям», «Несколько услови...
Родительское собрание "Готовность ребёнка к школьному обучению"
Конспект родительского собрания, посвящённого готовности ребёнка к школьному обучению....
Презентация к родительскому собранию "Готовность дошкольников к школьному обучению".
Презентация к родительскому собранию "Готовность дошкольников к школьному обучению"....
Родительское собрание «Готовим детей к обучению в школе, развиваем логическое мышление»
Мышление – это высший познавательный процесс. Оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В...