Мастер класс- для родителей "Блоки Дьеныша"
консультация (средняя группа)

Познакомить родителей с логическими блоками Дьеныша и технологиями игры с ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass_dlya_roditeley.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Блоки Дьенеша, как одно из средств развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Одна из важнейших задач развития маленького ребёнка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют  легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребёнка к поступлению в школу и последующему обучению. К числу логических операций относятся умение находить закономерности и строить упорядоченные ряды, умение осуществлять классификацию и строить высказывания и суждения, устанавливать последовательность взаимосвязей и порядок различий.        Выполнение заданий на формирование логических форм мышления (понятия, суждения и умозаключения) связано с усвоением мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация), интенсивно развивающихся в дошкольном возрасте. Кроме того, способствуют развитию внимания, речи, познавательной активности и расширению кругозора. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие.

На наш взгляд, наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Знаменитые логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

Мастер класс - для родителей

Тема: «Блоки Дьенеша, как одно из средств развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с логическими блоками Дьенеша и технологиями игры с ними: умение кодировать и декодировать информацию о свойствах, анализировать, сравнивать, обобщать.

Задачи: 

  1. Познакомить с пособием блоков Дьенеша.
  2. Раскрыть основные задачи и цели пособия блоков Дьенеша.
  3. Вызвать интерес родителей к играм «Блоки Дьенеша».
  4. Показать варианты игр с блоками Дьенеша.

Оборудование: - Презентации, подборка дидактических игр, «Логические блоки Дьенеша»

Ход -  мастер класса:

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер классе.

Хотелось бы начать нашу совместную встречу с вопроса: В какие развивающие игры Вы играете с детьми дома?

Сегодня Вы познакомитесь с любимыми играми наших детей с использованием логических блоков Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира.   

На своей практике я убедилась, что применение логических блоков Дьенеша в работе с детьми – это огромный плюс!

 Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных навыков и умений  как,   группировать и классифицировать предметы по свойствам, дети учатся думать, обобщать и анализировать.  Это особенно важно, вот народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  Вот и сегодня при нашем общении я предлагаю тоже следовать древней пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

     На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами.

Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх. Начнём с первого игрового задания.

Задание 1.

Рассмотрите блоки и скажите, чем они отличаются?

Воспитатель обобщает ответы родителей.

Правильно  блоки отличаются:

Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

Цветом – красные, желтые, синие;

Размером – большие и маленькие;

Толщиной – толстые и тонкие.

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Игра № 2.

-Давайте слева от себя положим все красные фигуры, справа – все синие, перед собой – жёлтые. Молодцы, справились.

-А теперь подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.

Игра № 3.

- Посмотрите, к нам пришли медвежата, давайте мы их угостим печеньем:

Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть? (квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас печенье в лапах медвежат отличается только цветом.

В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. Д

Игра № 4. Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На   карточках  условно   обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек.

И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

Игра № 5.

Игра «Собери бусы»

- По форме

- По цвету

- По форме и цвету

- По форме и величине

-  По форме, цвету и величине

- По схеме

Игра № 6.

«Найди клад» или «куда спрятался щенок»

Игра № 7.  Следующий этап работы с блоками это игры с обручами.

Игра с одним обручем 

На полу лежит обруч. У каждого взрослого в руке один блок. Задание: по очереди расположить блоки в соответствии с заданием ведущего, например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Вопросы:

Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).
Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

Игра с двумя обручами

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать
-внутри синего обруча,
-внутри красного обруча,
-внутри обоих обручей,
-вне красного обруча,
- внутри синего, но вне красного,
- внутри красного, но вне синего,
-вне синего и красного обручей.

Задание: расположить блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков родители отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

Игра с тремя обручами

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам.

Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.

После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего - все квадратные, а внутри желтого -все большие.

Рефлексия:

Какие трудности вы испытали выполняя задания? А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.

Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

Главное не забывать хвалить ребенка, даже если он сделал что-то на ваш взгляд незначительное. 

Желаю всем удачи!!!

Список источников

  1. Логика и математика для дошкольников  под  ред. З. Михайловой. – Спб.: Детство-Пресс, 1996.
  2. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем  – Спб.: Корвет, 2005.
  3. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от  3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

Мастер-класс для воспитателей «Педагогическая технология «Логические блоки Дьеныша» в интеллектуальном развитии детей»

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьене...

Мастер-класс «Вариативное использование логико –математических игр с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера»

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи,это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предме...