«Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика для детей»
консультация (подготовительная группа)

Ригина Татьяна Николаевна

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое дыхание и четкость речи часто нарушаются. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная речь - это один из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика для детей»

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое дыхание и четкость речи часто нарушаются. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная речь - это один из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо, как можно раньше. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей, укрепляют иммунитет ребёнка. А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

I. Дыхательная гимнастика. 

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагменное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Занятия дыхательной гимнастикой способствуют общему оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем. Упражнения на глубокое и поверхностное дыхание, которые осваивает малыш, помогают предотвратить опасность возникновения простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика – это один из способов закаливания детского организма, поскольку обеспечивается наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата, улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой. Правильное речевое дыхание: вдох через нос, при этом нельзя поднимать плечи и плавный выдох через рот. Чтобы избежать головокружений, продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3 -5 подходами.

1. Сдувать снежинки, пушинки, перышки, листочки со стола, с руки.

2. Дуть на легкие шарики, катая их по столу

3. Приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики, лодочки и другие фигурки.

4. Можно использовать для занятий всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, бумажные листочки, бабочки, птички и т. д., подвешенные на натянутой горизонтально нитке.

5. Надувать воздушные шары.

6. Пускать мыльные пузыри.

7. Поддувать вверх пушинку, ватку, мыльный пузырь.

8. Дуть в свисток, дудочку, трубочку и т. д.

Игровые упражнения

1. «Дышим одной ноздрей» – ребенок делает плавный глубокий вдох через левую ноздрю (правая ноздря закрыта указательным пальцем) и медленно выдыхает через правую ноздрю (левую ноздрю предварительно закрыть). Более простая вариация упражнения для самых маленьких – делать вдох-выдох сначала одной ноздрей, а затем другой, закрывая пальчиком ноздрю, не участвующую в процессе.

2. «Воздушный шарик внутри» – малыш ложится на пол и кладет руки на живот. Медленно вдыхая, он представляет, что у него в животике надувается воздушный шарик. При выдохе шарик сдувается. Второй вариант упражнения выполняется сидя или стоя – нужно положить руку на грудь и глубоко вдохнуть. Малыш должен ощутить, как поднимается и опускается грудная клетка при дыхании.

3. «Насос» – ребенок наклоняет корпус вперед из положения стоя, делая шумный резкий вдох, затем возвращается в исходное положение и выдыхает. Дышать нужно носом. Наклоны можно заменить приседаниями.

4. «Мыльные пузырики» – малыш глубоко вдыхает носом, надувая при этом щеки, а затем медленно выдыхает через рот.

5. «Послушай дыхание» – ребенок прислушивается к своему дыханию, обращает внимание на то, какие части тела приходят в движение при вдохе и при выдохе.

6. «Волна» – это упражнение выполняется лежа на полу, в исходном положении руки расположены вдоль туловища. На вдохе ребенок заводит вытянутые руки за голову, а на выдохе – медленно возвращает обратно, произнося при этом «вниз».

7. «Паровозик» – дети ходят по кругу друг за другом, попеременно двигая согнутыми в локтях руками и повторяя «чух-чух-чух».

8. «Чем пахнет?» – нужно сделать серию коротких вдохов, как бы принюхиваясь.

9. «Задуй свечку» – малыш делает глубокий вдох и выдувает воздух, представляя, что задувает свечу. Более сложные вариации этого упражнения – когда воображаемых свечей несколько, тогда воздух нужно выдувать порциями, чтобы суметь задуть их все.

10. «Ветерок и облака» – для этого упражнения понадобятся облака, которые можно вырезать из листов белой бумаги и положить на стол. Сложив губы трубочкой, ребенок дует на облака, изображая ветерок, и облачка разлетаются.

Список литературы по дыхательной гимнастике

  • Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», Москва 2002, изд. «Физкультура и спорт»
  • Л. Смирнова «1000+1 совет о дыхании», 2006 г.
  • Орлова Л. «Большая энциклопедия дыхательных гимнастик», 2007 г.
  • Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. Волгоград: Учитель, 2009г.

II. Артикуляционная гимнастика. 

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, укрепляющие мышцы артикуляционного аппарата, развивающие силу, подвижность и дифференцированность движений органов, которые участвуют в речевом процессе. С помощью артикуляционной гимнастики у детей вырабатываются полноценные движения, закрепляются определённые положения органов артикуляционного аппарата, объединяются простые движения в сложные, что способствует правильному произношению звуков. Кроме того, у детей развиваются воображение, внимание, усидчивость. Артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно, желательно 2 – 3 раза в день по 5 минут, при этом взрослый и ребёнок сидят перед зеркалом. Сначала упражнение показывает взрослый, затем ребёнок выполняет упражнение, смотря на себя в зеркало. Ребёнок должен видеть свои действия. За один раз выполняется 3-4 упражнения, при этом каждое упражнение повторяется по 5-7 раз, постепенно доводя до 10 раз. Расскажите ребёнку сказку о весёлом язычке и его домике.

1. «Окошечко» - широко открыть и закрыть рот – до 10 раз.

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Широко открывать и закрывать рот

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

2. «Улыбка» - рот закрыт, губы в улыбке – до 10 сек.

3. «Трубочка» - вытянуть губы как для звука «У», в образовавшееся «окошечко» просунуть язык, свернутый трубочкой, выдувать воздух. Выполнять на счет 1-10 – 5 раз.

4. «Заборчик» - улыбнуться, обнажив передние верхние и нижние зубы.

5. «Лопатка» - рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе. Если не удается расслабить и распластать язык, пошлепать по нему губами: пя-пя-пя…

6. «Чашечка» - рот открыт, передний и боковые края широкого языка загнуть вверх в форме «чашечки». Удерживать на счет 1-10 – 5 раз.

7. «Иголка» - рот открыт, высунуть узкий напряженный язык как можно дальше, удерживать 20-30 сек.

8. «Качели» - рот открыт, кончиком языка коснуться изнутри верхних зубов, затем нижних. Если сразу трудно удержать язык за зубами, выполнять движения вне рта: к носу – к подбородку – 10 раз.

9. «Часики» - рот открыт, кончиком языка надавить на уголок рта справа (слева) – 10 раз – «часики тикают: тик-так, тик-так».

10. «Лошадка» - пощелкать языком – 30-60 сек. (щёлкать язычком можно сначала в медленном темпе, затем темп убыстрять). При этом можно сказать ребёнку, что лошадка медленно поднимается в гору, потому что везёт тяжелый груз. На горе лошадку освободили от груза, лошадке стало легко и она быстро поскакала.

11. «Грибок» - «присосать язык», как перед щелчком. Удерживать при максимально открытом рте – 30-60- сек.

12. «Вкусное варенье» - широким языком обхватить верхнюю губу, удерживая позу обхвата, слизнуть воображаемое варенье в рот – 10 раз.

13. «Змейка» - рот открыт, высунуть узкий напряженный язык как можно дальше, убрать – 10 раз.

В этом вам поможет следующая литература:

  • Буйко В. И., Репина З. А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999 г.
  • Найденко Н. Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед№5-2012
  • Н. В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика»(1 и 2 часть), СПб, 2009.
  • Т. В. Мецлер «Многофункциональные пособия тренажеры», Логопед, 2008, №4. - С. 54-59. «Сказка о Веселом Язычке»
  • Е. М. Косинова «Гимнастика для развития речи» – М., 2003.
  • Интернет – ресурсы, где можно найти и сами упражнения, и артикуляционные сказки и разнообразные яркие запоминающие картинки в помощь родителям и детям.

III. Пальчиковой гимнастика. 

Развивая пальчики ребёнка, вы помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. На помощь вам придут разнообразные конструкторы, мозаики, пазлы, разрезные картинки, шнуровки, занятия аппликацией, лепкой, штриховки, раскраски, игры с бусинами, пуговицами, крышечками, прищепками, крупами (конечно же, под присмотром взрослого, а также специальные упражнения для пальцев. Сначала все упражнения выполняйте не спеша, взяв руку ребёнка в свою и выполняйте совместно.

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).

2. Ладошка-кулачок-ребро.

3. Пальчики здороваются (на счет 1-2-3-4-5 соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.).

4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (см. 4, выполняют обе руки одновременно).

6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

7. Козлята (то же, что и 6, но двумя руками).

8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, остальные соединить).

10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)

11. Лиса и заяц (лиса «крадется - все пальцы медленно шагают по столу вперед, заяц «убегает» - быстро пальцы движутся назад)

12. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

13. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).

14. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)

15. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)

16. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)

17. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать по кругу)

18. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Обитатели водоёмов"

Данный комплекс упражнений может использоваться в работе логопедами и воспитателями при изучении лексической темы недели "Рыбы"...

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Профессии"

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Профессии"...

Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"

Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"...

Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика

Консультация для родителей по выполнению артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики...

комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик по теме "Весна"

комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик по теме "Весна"...

Проведение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика  позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво....