Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей»
В детском саду вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К моему сожалению, многие родители считают, что без особых усилий с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же занимается логопед. Специалист всё сделает сам! Вы сильно ошибаетесь! Степень влияния домашней работы родителей с детьми на качество и время коррекции речи ребенка очень велика! Именно сейчас вам нужно приложить все усилия, всё своё внимание для скорейшего достижения поставленной цели. Но к сожалению у родителей нет представления о самом процессе обучения. Родители недостаточно понимают, что большую часть своей жизни ребенок проводит с родителями. И именно они являются главными "учителями".
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не нужно думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная, кропотливая коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
• не ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Родители должны подготовит ребёнка к предстоящей работе. Объяснить значение, необходимость этих занятий. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Коррекция звукопроизношения происходит поэтапно и состоит из 4 этапов:
1. Подготовительный. Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности. Формирование заинтересованности в занятиях.
2. Постановка звуков. Добиться правильного звучания изолированного звука.
3. Автоматизация звуков. Добиться правильного произношения во фразовой речи.
4. Дифференциация звуков. Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Постановка звука в большинстве случаев – более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса. Работу на этапе автоматизации звука следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи. Необходим постоянный контроль над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно. У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях, надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился. Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех сказать, что все у него обязательно получится.
Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. И от контроля произношения данных звуков в "домашней речи". В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
Что же это – Автоматизация звука в речи?
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Последовательность автоматизации звуков:
-автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова,середине,конце); автоматизация звука в предложениях;
-автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
-автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если хорошо усвоен предыдущий. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Помните, что только совместная работа родителей, ребёнка и логопеда позволит добиться желаемого результата! Всего вам хорошего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста
Доклад для родителей....
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Советы родителям....
Роль родителей в коррекции звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Материал предназначен учителям-логопедам и родителям....
Роль родителей в коррекции звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
В последнее время очень многие родители вовремя не обращают внимания на проблему, считают что плохая речь исправится с возрастом сама. В дошкольных учреждениях всё более актуальной становится проб...
«Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей»
В детском саду вашего ребёнка зачислили в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, где систематически проводятся занятия. К моему сожалению, многие родители считают,...
Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ
В этой статье рассказывается , что необходимо выполнять с ребенком. что бы добиться правильного звучания звуков....
Роль родителей в коррекции звукопроизношения у дошкольников
Роль родителей в коррекции звукопроизношения у дошкольников...