консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"
консультация (старшая группа)

Иосафова Татьяна Николаевна

Владение правильной и чистой речью является наиважнейшим фактором в комплексном развитии личности. Человек, у которого хорошо развита речь, без проблем вступает в контакт с окружающими его людьми, может выражать свои желания и мысли, осуществлять организационную деятельность и задавать вопросы, что и является неотъемлемой составляющей коммуникации внутри социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx702.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.
Значение артикуляционной гимнастики

https://pic.rutubelist.ru/video/5b/50/5b507db3a69bcd095b07d6c87e12308a.jpg 


Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Движения губами, языком, челюстью развиваются у ребенка постепенно, т.е. прежде чем он начнет полноценно говорить, у него должен сформироваться этот сложный двигательный навык, формирование которого требует проведения специальных занятий.

Именно совокупностью этих специальных упражнений и является артикуляционная гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляционных органов, развитие их силы и дифференцированности движений.

Значение правильной речи в жизни человека

Владение правильной и чистой речью является наиважнейшим фактором в комплексном развитии личности. Человек, у которого хорошо развита речь, без проблем вступает в контакт с окружающими его людьми, может выражать свои желания и мысли, осуществлять организационную деятельность и задавать вопросы, что и является неотъемлемой составляющей коммуникации внутри социума.

И наоборот, нечеткая, неясная речь серьезно затрудняет общение с другими людьми, что может сказаться на особенностях личности такого человека. К слову, именно развитая речь является одним из факторов, свидетельствующих о том, что ребенок полностью готов к учебному процессу. Но практика показывает, что количество детей, имеющих дефекты речевого развития, только растет с каждым годом.

Важно понимать, что четкая и грамотная речь – это не врожденный дар, а навык, который приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и логопедов. При этом одним из обязательных условий правильного звукопроизношения является нормальная работа дыхательного и артикуляционного аппарата. Мнение о том, что звукопроизношение у детей формируется самостоятельно, без участия взрослых и логопедического воздействия, оказывается полностью ошибочным.

Особенности артикуляционной гимнастики

Цель артикуляционной гимнастики в логопедической работе заключается в выработке полноценных движений и положений артикуляционных органов, а также в умении объединять простые движения в сложные, которые необходимы для правильного процесса звукопроизношения.

Упражнения проводятся каждый день примерно по 3-5 минут. Все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением. Это нужно для того, чтобы логопед мог контролировать качество этих движений, а ребенок могу ощущать и запоминать все свои действия.

Сначала все занятия проводятся перед зеркалом, потому что на этом этапе очень важен зрительный самоконтроль. Количество повторений того или иного упражнения индивидуальна. На начальном этапе можно ограничиться двумя повторениями, постепенно доводя это количество до 10.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:

  • укрепить мышцы и органов артикуляционного аппарата, а также улучшить их подвижность;
  • научить ребенка удерживать необходимую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить напряженность органов артикуляционного аппарата;
  • подготовить дошкольника к правильному звукопроизношению.

https://detiroom.ru/800/600/https/kidbook.pro/wp-content/uploads/logoped-v-detskom-sadu-cpmpk-v-moskve.png

Упражнения для артикуляционной гимнастики

Чтобы правильно подобрать упражнения, необходимо знать, какие именно движения характерны для различных артикуляционных органов.

Язык – это самый подвижный речевой орган. Он состоит из корня и спинки, состоящей из задней, средней и передней части. В зависимости от того, какая именно часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на заднеязычные (к, г, х), среднеязычный (й) и переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц).

Уровень подвижности губ также играет большую роль в произношении звуков. Губы могут округляться (когда мы произносим «о»), вытягиваться в трубочку (звук «у»), выдвигаться вперед и т.д. При произношении определенных звуков (б, п, м) губы смыкаются между собой, а при произношении звуков в и ф, между губами образуется небольшая щель.

Нижняя челюсть может опускаться или подниматься, что очень важно при произношении гласных звуков.

Мягкое нёбо также может подниматься или опускаться. Когда оно опущено, то выдыхаемая нами воздушная струя проходит через носовую полость, в результате чего образуются такие звуки, как м, м’, н, н’. Если оно поднято, то проход в полость носа закрыт, поэтому воздушная струя идет только через рот.

Рекомендации к выполнению упражнений

Основополагающая роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе требует правильного выполнения упражнений, а также соблюдения определенных рекомендаций в работе с ребенком:

Упражнения нужно делать каждый день, чтобы у ребенка закреплялся навык. Выполнение этих занятий требует от ребенка серьезных энергозатрат и терпения, поэтому если ему сложно, то можно разбить количество упражнений на несколько блоков.
Кратность выполнения упражнений нужно увеличивать постепенно, чтобы ребенок привыкал к нагрузке. Начинать можно с 2-5 повторений, повышая до 10 и выше.
Удержание артикуляционной позы (статические упражнения) должно выполняться в течение порядка 15 секунд.
Занятия лучше проводить в игровой форме.
Если какие-то упражнения выполняются не очень хорошо, но не нужно вводить новые, а лучше поработать над старыми.
Лучше всего выполнять упражнения сидя перед зеркалом. Так ребенок будет видеть движения взрослого и контролировать свои собственные движения.
Педагог должен следить за правильностью выполнения упражнений: темп, плавность, точность и т.д.
Успешность выполнения упражнений в логопедическом процессе играет очень важную роль. Во многом успех зависит от создания благоприятных условий для работы. Ребенок должен быть вовлечен в процесс, он должен быть ему интересен, чтобы у него появилась мотивация к тому, чтобы правильно выполнять упражнения. Поэтому мы и говорим о том, что занятия нужно строить именно в игровой форме, а также можно ввести соревновательный момент с поощрением за успешную работу.

https://detiroom.ru/800/600/https/i.ytimg.com/vi/2wjORDbIENc/maxresdefault.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"...

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей".

Уже с самого раннего возраста ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являю...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Значение артикуляционной гимнастики для становления речевого аппарата у детей дошкольного возраста».

        Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемо...

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"...

Буклет для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"

Что же такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?...

Консультация для родителей: «Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.»

Консультация для родителей:«Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.»...

Консультация для родителей "ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"

Хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, залог правильного произношения звуков. Развитие движений этих органов происходит постепенно, в про...