Консультация-буклет для родителей "Роль театральной деятельности детей в развитии речи."
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Речь – одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с людьми.
Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
К сожалению, из-за дефицита во времени родители в наше время забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
- Односложная, состоящая из простых предложений;
- Бедность речи, недостаточный словарный запас;
- Замусоривание речи сленговыми словами;
- Неспособность построить монолог;
- Отсутствие навыков культуры речи.
Поэтому очень важна работа по развитию речи в детском саду. Это конечно и различные дидактические игры, и чтение художественной литературы, и заучивание стихов, считалок, потешек, и проведение НОД по развитию речи и многие- многие другие методы.
И безусловно, одну из ведущих ролей в развитии речи у дошкольников играет театрализованная деятельность.
Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Театрализованная деятельность:
- Помогает усвоить богатство родного языка, его выразительных средств
- Появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
- Совершенствует артикуляционный аппарат
- Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
- Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
- Дети получают эмоциональный подъём
- Способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
- Позволяет формировать опыт социального поведения
- Стимулирует активную речь
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду.
Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что ему интересно, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включатся во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др. ) могут вноситься в содержание праздника.
Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы педагог сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т.е. сам владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений.
Понятие и виды театрализованных игр.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребёнка.
В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребёнка, авторы приводят разные классификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:
- Игры-драматизации
- Режиссёрские игры
В играх - драматизации ребёнок ,исполняя роль в качестве «артиста».
Видами драматизации является
- Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- Ролевые диалоги на основе текста;
- Инсценировка произведений;
- Постановка спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами».
Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
- Настольный;
- Плоскостной и объёмный;
- Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионетка.) и т.д.;
- Катушечный;
- Ложковый;
- Баночный;
- Кулачковый и т.д.
В них ребёнок не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа - объёмного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры- драматизации, с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игру с марионетками.
Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определённого образа. Характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.
Игра - наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике интонации речи и т.п.).
В игре развивается вся личность ребёнка, его сознание. Ребёнок учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственный высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, звуковая сторона речи.
Влияние театральной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи по развития речи.
МАДОУ «Детский сад №242»
Консультация для родителей
Тема: Роль театральной деятельности детей в развитии речи.
Подготовила
Музыкальный руководитель:
Гранкова Александра Юрьевна
2023 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый отчёт по теме самообразования «Театральная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» 2013 – 2014 учебный год
Самоанализ работы....
Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Влияние театральной деятельности на развитие коммуникативных умений детей и повышение эффективности коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях....
«Театральная деятельность, как средство развития речи детей в средней группе»
Работа по самообразованию...
Проект: Театральная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Проект: Театральная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста....
Самообразование на тему "Театральная деятельность,как средство развития речи у детей раннего возраста"
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболе...
Театральная деятельность как средство развития речи у детей с ОВЗ
консультация для педагогов...
опыт работы "Театральная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Проработав воспитателем более 4 лет, я вижу, что действительно количество детей с нарушениями речи увеличилось. Наша задача как педагогов дошкольного образования способствовать гармоничному развитию р...