Родительское собрание "Будем знакомы! Возрастные особенности детей 3 - 4 лет"
материал (младшая группа)

Матушевская Эльвира Геннадьевна

Родительское собрание "Будем знакомы! Возрастные особенности детей 3- 4 лет"

Цели: просвещение родителей в области возрастных особенностей детей 3 - 4 лет, знакомство с задачами воспитания и развития, вовлечение родителей к совместной работе по воспитанию и развитию детей в детском саду, выработка единых требований к воспитанию детей в детском саду и в семье.

Повестка родительского собрания

1. Организационные вопросы и режимные моменты.

2. "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет.". "Кризис 3-х лет".

3. Знакомство с особенностями образовательного процесса во 2 младшей группе.

4. Значение театрализованной деятельности в развитии детей. Знакомство с программой театрального кружка "В гостях у сказки".

5. Выбор родительского комитета.

6. Подведение итогов собрания. Решение.

Участники: родители воспитанников 2 младшей группы, воспитатель

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoe_roditelskoe_sobranie_1.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Будем знакомы! Возрастные особенности детей 3 - 4 лет»

Цели: просвещение родителей  в области возрастных особенностей детей 3 -4 лет, знакомство с задачами воспитания и развития, вовлечение родителей к совместной работе по воспитанию и развитию детей в детском саду, выработка единых требований к воспитанию детей в детском саду и в семье.

Повестка

1. Организационные вопросы и режимные моменты

2.  «Возрастные особенности детей 3 – 4 лет». «Кризис 3 лет

3.  Знакомство с особенностями образовательного процесса во 2 младшей группе

4. Значение театрализованной деятельности в развитии детей. Знакомство с программой театрального кружка «Театральная студия «В гостях у сказки».

5. Выбор родительского комитета

6. Подведение итогов собрания. Решение

Участникиродители воспитанников 2 младшей группы, воспитатель.

Дата проведения:    сентябрь 2022 г.

Ход

Здравствуйте, уважаемые родители!

 Я рада приветствовать Вас на нашей встрече. Мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки, помощи в создании уютной и радостной обстановки в детском саду  воспитание детей – невозможная задача.

Сегодня я напомню  Вам о некоторых правилах внутреннего распорядка, расскажу возрастных особенностях детей 3-4 лет, коснёмся кризиса 3 лет, познакомлю вас с особенностями образовательного процесса в группе и творческого кружка. После этого выберем родительский комитет и обсудим текущие и возникшие вопросы, определим решение родительского собрания.

Наша работа строится на основе программы дошкольного образования «Детство», где в основе стоит образовательная ситуация, образовательной программы ДОУ, парциальной программы дополнительного образования по театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС. Данная программа направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Большую часть времени дети проводят с нами в группе, поэтому мы просим вас относиться к нам как ещё к одним членам семьи, заинтересованным в здоровье и успешности наших детей, сотрудничать с нами, уважительно принимать наши советы и рекомендации. Очень просим не пускаться в обсуждения или выражения недовольства в адрес взрослых при детях, мы тоже стараемся воспитывать уважение и любовь к родителям, близким в семье.

- Итак, ваши дети перешли вторую младшую группу. На сегодняшний день списочный состав группы 20 человек, из них 10 девочек и 10 мальчиков.

Младший возраст – важный период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

О  правилах. Начнём с утреннего приёма. Старайтесь настраивать ребёнка на позитив с вечера, вовремя укладывайтесь спать, вставайте бодрыми и добрыми, чтобы не вести ребёнка на «мучения»соблюдайте одно очень важное правило: отдаёте его в руки воспитателя и спокойно уходите. Чем дольше будете жалеть и прощаться, тем больше он будет требовать от вас жалости, капризничать.

В 9.00 начинается образовательная деятельность, огорчения и расстройства от прощания с родителями должны быть уже забыты к этому времени. Успевайте приходить до начала гимнастики, переодеть ребёнка.

Если воспитатели попросили вас обратиться к врачу, значит, в течение дня были симптомы недомогания, вызывающие беспокойство. Если для вас это обычное состояние вашего ребёнка, то для родителей других детей кашель и насморк у других детей вызывают беспокойство как потенциальный источник инфекции, опасный для собственного ребёнка.

Психологи обращают внимание на «кризис 3 лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают капризы, упрямство, строптивость.

Ребенок говорит «Я сам!». Задача взрослого поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий неуместны.

Обучая детей навыкам самообслуживания, не забываем о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша, привлекаем внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготы и туфли. Говорим«Вот видишь, сегодня постаралась — у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности.

Тем самым, обращаем внимания, что результата ребёнок добился, только постаравшись, приложив усилия. Данные методы эффективны и готовят детей к следующему этапу развития высших психических функций – развитию эмоционально-волевой сферы, где наметилась неутешительная тенденция: пропустив сенсезитивный период становления самостоятельности и не поддерживая ребёнка в проявлениях детской инициативы, даже в подготовительной группе  проявляются большие проблемы не только интеллектуального развития, но и элементарной воспитанности, овладения навыками самообслуживания и КГН. Очень актуально и остро сейчас стоит проблема речевого развития, даже в подготовительной группе дети не могут не только слушать, не перебивая, но и элементарно понимать смысл сказанного, отвечать на вопросы по существу, на низком уровне развитие связной, диалогической и монологической и даже фразовой речи. Большие проблемы в самоконтроле. Почему наметилась такая тенденция? Всё взаимосвязано. Воспитывать надо с раннего возраста, учитывая особенности каждого сензитивного периода. Развитие речи мышления напрямую связано с развитием моторики рук. Ограждая ребёнка от самостоятельности, одновременно не формируя понятия «Хорошо – плохо», не держа границы дозволенного ребёнку, не способствуя созданию условий для преодоления трудностей и проявления волевых усилий, мы делаем ребёнка неуверенным в себе. Ребёнок привыкает, что всё делают за него, возникает страх перед преодолением трудностей и неприятие  что-либо делать своими руками. Уходя в вседозволенность, ребёнок сам страдает своего поведения, так как не приобретя опыта в культуре поведения в социуме, натыкается на неодобрение и неприятие сверстниками в коллективе. Привыкнув к определённой модели поведения и с молчаливого «одобрения» взрослых, которые вовремя не поставили границы дозволенного ребёнку и не объяснили последствия поступков, ребёнок протестует, уходит в негативизм, требуя к себе внимания, самоутверждаясь только таким знакомым ему способом.

Во время еды учим самостоятельности детей, используем показ с пояснением. Обедая за одним столом с детьми, показываем, как правильно есть, как держать ложку, предлагаем взять ложку так, как это делает воспитатель. Используем игровые приемы. Например, вносим в группу куклу, которая очень хочет научиться правильно держать ложку, просим показать кукле как надо держать ложку. Проводим серию дидактических игр«Угостим куклу чаем»«Накормим куклу» и др. В перспективе показывать детям небольшие спектакли, например«Как лисенок пошел на день рождения к зайчонку»«Как мишка учился ложку держать». Во второй половине года начнем обучать детей пользоваться вилкой. Старайтесь не опаздывать на завтрак, т. к. мы не имеем права держать остатки пищи в неположенное время, разводить микробы, давать детям пищу несоответствующей  t. В связи с этим ребёнок до обеда будет голодным.

На прогулку одеваемся с помощью воспитателя помощника воспитателя, где дети стараются самостоятельно надевать одежду в правильной последовательности,  развиваем навыки коммуникации, используем поощрение.

 Одобряя действия малыша, привлекаем внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготы и туфли. Говорим«Вот видишь, сегодня постаралась — у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности.

Одежда должна соответствовать сезону, быть лёгкой для ребёнка в надевании, удобна, обувь без шнурков, легко одеваться. После прогулки мы одеваем сменную чистую одежду, которая предварительно должна быть в шкафчике ребёнка.

Приучайте детей запоминать свою одежду (заодно этим развиваете произвольное внимание и память), ставьте метки, чтобы  легче было находить вещи и раскладывать по шкафчикам.

Формируя навыки самообслуживания, воспитываем и бережное отношение к вещам. Показываем и рассказываем, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, складывать на стульчик, говорим«У кого сегодня будет самый нарядный стульчик?» и каждый старается. Этим мы ненавязчиво мотивируем детей, прямо не указывая на их неумения, создаём ситуацию успеха. Очень важно терпеливо, без негативных эмоций вместе с ребёнком, беря его руки в свои, если сам ещё не умеет, неторопливо снимать и одевать одежду, поясняя все действия, выворачивать одежду и аккуратно вешать вещи детей столько раз, сколько ребёнку понадобится до самостоятельного результата.

Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельноГлавное правило: не делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.

Пижамы и физкультурную форму не забывайте забирать на стирку, ежедневно меняйте нижнее бельё, запасное обязательно должно быть в шкафчике. Следите за опрятностью вещей, также за чистотой ногтей и ушей детей. В шкафах ни в коем случае не должны быть лекарства и сладости, если не возьмёт ваш ребёнок, может нечаянно взять другой и будет трагедия.

Обувь в группе должна быть по размеру, удобной, не совсем закрытой, потому что ноги потеют. Потеют дети и во время сна в пижамах, в тёплое время вполне достаточно для сна трусиков и маечки.

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Главное не отмахиваться от детских вопросов, не гасить любознательность к окружающему миру. Идя домой из детского сада, понаблюдайте за деревьями, цветами, животными, расскажите интересную историю, которая приключилась, например, с воробушком или листочком, прочтите стишок, просто пообщайтесь с ребенком, о том как прошел день.

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников и сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные, имитационные игры, игры с сюжетными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.

Учим детей играть в сюжетно-ролевые игры, такие как больница, магазин, семья, разыгрываем простые, жизненные ситуации«готовим мишке обед»«купаем куклу»«лечим зайчика»«принимаем гостей».

Дидактические игры используем для развития внимания, мышления, речи, умение сравнивать, закрепляем знания о животном, растительном, предметном мире.

Если не играть, не руководить игрой с ранних лет, то у малышей не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. Игры сводятся к бесцельному бегу по группе, катанию машинки или укачиванию куклы, разбрасыванию игрушек, деталей настольных и других игр, так как дети не понимая необходимости действовать по правилам и не приобретя способности предвосхищать результат своей работы, не могут осознать результат своих действий и получить удовольствия от результата вследствие приложения волевых усилий, так не сформирована эмоционально-волевая сфера. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек.

 В младшем дошкольном возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослыми.

И так мы с вами выяснили, что детям 4 года жизни свойственно:

1. Потребность в самостоятельности;

2. Увлеченность игрой;

3. Любознательность;

4. Общение со сверстниками.

«Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка».

Ознакомление родителей с планом работы и целями кружка  

     В нашей группе организуется театральная студия «В гостях у сказки». Проанализировав Ваши анкеты и учитывая возрастные особенности детей, я увидела актуальность развития речи и коммуникативно-социального развития именно с помощью театрализованной деятельности. Психологами давно доказана эффективность сказкотерапии не только как виде  терапевтического действия, но и гармоничного развития ребёнка в общем.  

     Предлагаю Вам познакомиться с планом нашей работы по театральной деятельности детей в детском саду и прикоснуться к истории театрального искусства. 

Главная цель дошкольного образования — создать все условия для гармоничного развития ребёнка. В младших группах этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников. Решить задачу сплочения детского коллектива помогает  театрализованная деятельность.

      Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

     Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».

     На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя взрослый, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

     Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

     Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

     Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие  детей. Содержание театрального жанра эмоционально развивает личность. Глаза малыша загораются, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Детская театрализованная деятельность направлена на воспитание доброжелательности детей по отношению друг к другу и окружающим людям, природе, прививанию нравственных основ: честности, дружбе, чувству долга, ответственности, справедливости. Выявлению и высмеиванию человеческих пороков, таких как жадность, корысть, зависть и т. п. То есть всего того, чего нет в современных многочисленных сериалах и жестоких бессмысленных мультфильмах. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

     В программе раскрывается понятие «театрально-игровая деятельность»,

включающее: игры в кукольный, настольный, перчаточный и пальчиковый театр, игры-драматизации, игры-спектакли, инсценировки.

Подробную информацию вы можете получить из «Памятки «В гостях из сказки»»

     В программе учтён очень важный  раздел «Школа этикета», где дети знакомятся с эмоциональными состояниями, учатся понимать свои чувства и чувства других людей, сопереживать, определять эмоции по внешним признакам, понимать причины их возникновения и находить выходы из неприятных ситуаций на основе игровых ситуаций. Раздел «Школы этикета» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным актёром, зрителем театра), решает задачи нравственного воспитания.

Раздел «Театральная мастерская»:

Исходя из видов театра, с которыми знакомятся дети в младших группах, мы знакомим с различными атрибутами, декорациями, необходимыми для постановки и даём представление о способах изготовления некоторых кукол-героев настольного театра из подручного и бросового материала.

Заботы и вопросы у нас с вами общие, дети 4 года будут проживать в этой группе, поэтому к обогащению предметно-развивающей среды будут привлекаться, как и дети, так и родители. Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа с родителями способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

В течении года мы планируем познакомиться и поставить театральные постановки по некоторым русским народным сказкам, как в виде настольных театров, так и в драматизации с вовлечением детей (в масках).

Итоги решения родительского собрания:

1.Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках развития детей. Соблюдать правила детского сада и режим дня.

2. Позаботиться родителям о создании условий для воспитания самостоятельности и поддержки детской инициативы.

3. Способствовать развитию творческой активности и раскрытию актёрских способностей детей в театрализованной деятельности, поддерживать интерес детей к театральной деятельности в д/саду и дома.

4. Проявлять посильную помощь в изготовлении реквизитов и кукол для спектаклей, обогащении предметно-развивающей среды.

5.Уделять серьезное внимание выбору художественной литературы для чтения детям.

6. Утвердить членов родительского комитета:

Голосование:

«За» __________                  «Против»__________

И хочу закончить нашу беседу строками стихотворения

«Дружите с детьми» (А. Лопатина)

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться, попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать, научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите, обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте и  во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять – каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей,

И любите их душою всей.

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

     Предлагаю Вам прожить интересно вместе с ребёнком жизнь в нашем детском саду, окунуться в мир детства, не упускать счастливые моменты совместного времяпровождения, быть в курсе событий в жизни ребёнка. Ведь дошкольное детство, в котором вы можете вместе с ребёнком раствориться,  так коротко! Ещё совсем немного и ребёнок уже не будет нуждаться в вашем непосредственном участии в совместной деятельности, и будет уже пускать вас в свою жизнь только по своему желанию, отведя вам роль зрителя результатов своих трудов.

Приложение

Памятка «В гостях из сказки»

Деятельность  программы по театрализованной деятельности полностью соответствует ФГОС, где выделяются такие цели и задачи как:

        прививать любовь к театральному действию;

        развивать интерес к различным формам представлений и театральным

  произведениям;

        формировать умение сопереживать героям сказок, былин, народного  фольклора, выражая свои эмоции, реагируя на содержание, поступки действующих лиц;

        воспитывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, умение следить за развитием действия, сохранять внимание до конца спектакля;

        знакомить с разнообразными видами кукольного театра;

        приучать к правильному поведению во время просмотра спектакля;

        создавать радостное и эмоциональное настроение, чувство удовлетворения от   просмотренных спектаклей.

В программе раскрывается понятие «театрально-игровая деятельность», включающее: игры в кукольный, настольный, перчаточный и пальчиковый театр, игры-драматизации, игры-спектакли, инсценировки. По этим  видам определены задачи. Игры в кукольный театр:

- знакомить с приемами кукловождения пальчикового, перчаточного, настольно-плоскостного, конусного театров, мягкой, деревянной и пластмассовой игрушек;

- обучать приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый тип театра: фланелеграф, магнитная доска).

Игры-драматизации:

- формировать устойчивый интерес к играм-драматизациям;

-  поощрять самостоятельность в выборе выразительности средств с целью      воплощения образа;

-  создавать необходимые условия для возникновения игр-драматизаций в

свободное время.

Игры-спектакли (инсценировки):

-  учить разыгрывать с помощью воспитателя небольшие народные потешки, песенки, сценки, знакомые былины, сказки;

- формировать эмоциональную выразительность речи.

 - стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами ставят сказку «Репка» на фланелеграфе);

- приобщать родителей к совместной с детьми деятельности (мамы и папы не только готовят реквизит для своих малышей, но и принимают участие в инсценировках, к примеру, исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки, которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом);

- воспитывать уважение к этому виду искусства.

Исходя из видов театра, с которыми знакомятся дети в младших группах, обязательным реквизитом для театрализации является:

  • фланелеграф с наборами фигурок на липучках (фланели), соответствующими изучаемым темам (фрукты, овощи, дикие и домашние животные, персонажи сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и т. д.);
  • стенд для теневого театра;
  • настольная ширма;
  • пальчиковые, перчаточные куклы;
  • куклы из бумаги и природные материалы (шишки, жёлуди, а также композиции из этого сырья) для настольного театра;
  • маски (людей, животных), элементы костюмов героев сказок;
  • кубики, мягкие модули для создания объёмных декораций, макеты (например, домик, деревья).
  • музыкальная колонка для проигрывания музыкального сопровождения театрализованного произведения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания о возрастных особенностях детей 5-6 лет.

возрастные особенности детей в старшей группе...

Протокол родительского собрания №1 « Возрастные особенности детей. 10 заповедей здоровья.».

Протокол №1.Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».Приложение №1 СамообслуживаниеПриложение №2 Возрастные особенности детей четвертого года ж...

Конспект родительского собрания о возрастных особенностях детей 5-6 лет.

Знакомство родителей с возрастными особенностями детей 5-6 лет....

Родительское собрание Тема: «Возрастные особенности детей третьего года жизни».

Муниципальное автономное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар    Протоколы родительских собраний группы №3...

Родительское собрание "Будем знакомы. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Готовность ребенка к школе".

Родительское собрание "Будем знакомы. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Готовность ребенка к школе"....