Конспект родительского собрания о возрастных особенностях детей 5-6 лет.
статья (старшая группа) на тему
возрастные особенности детей в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya_o_vozrastnyh_osobennostyah_detey_5.docx | 40.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания о возрастных особенностях детей 5-6 лет.
Задачи:
1.Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет.
2. Содействовать возникновению у родителей желания и умения общаться с ребенком как с самостоятельной личностью.
3. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения при этом.
Форма проведения: круглый стол
Участники: воспитатели группы, родители
Материал: буклеты «Особенности современных детей», «Воспитание без наказания», мультимедийная презентация деятельности детей в детском саду, мультимедийное сопровождение подачи методического материала, подборка литературы для родителей, бланки для родителей для заполнения теста.
Части собрания, методы активизации:
1. Вводная (5-7 мин) приветствие.
2. Основная часть(20-25 мин)
1. Доклад "Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)
Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о «Я» реальном и «Я» идеальном дифференцируются более чётко. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника
Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых). Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи.
Ребёнок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т. е. ребёнок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические
К интеллектуальным чувствам можно отнести:
• Любопытство;
• Любознательность;
• Чувство юмора;
• Удивление.
К эстетическим чувствам относится:
• чувство прекрасного;
• чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
• чувство гордости;
• чувство стыда;
• чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается
притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу,
подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого, находящегося рядом.
Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии
познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка.
Именно в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка, «Я» - позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где чётко, научно, доступным для ребёнка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребёнок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период называется сензитивным ( особеннно чувствительным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Для их развития используется более усложненный игровой материал(палочки Кюизнера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, «Танграм», «Коломбово яйцо», развивающие игры Воскобовича и др.), он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать.
Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже использует в
своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить
количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова).
Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе
конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину. Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.
2. Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?
1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).
2. Ты способный(ая), у тебя все получится.
3. Ты невыносим(а)!
4. У всех дети, как дети, а у меня...
5. Ты мой(я) помощник(ца).
6. Вечно у тебя все не так.
7. Сколько раз тебе повторять!
8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).
9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!
10. Как ты считаешь?
11. Ты полностью распустился(сь)!
12. Познакомь меня со своими друзьями.
13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!
14. Меня не интересует, что ты хочешь!
Обработка результатов теста:
Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,
то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.
Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,
то начислите себе по два балла за каждый ответ.
Подсчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.
13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.
3. Давайте поиграем
1) Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Проиграйте, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, с ребенком, который не хочет собирать игрушки, с ребенком.
Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина").
2) "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
4. Рефлексия «Свободный отчет».
Продолжите фразу:
• Я благодарен сегодняшней встрече……
• Я благодарен своим педагогам……
• Я благодарен родителям моей группы…..
• Я благодарен своему ребенку….
• Я благодарен себе…..
5.Разное (7-10 мин)
Решение насущных вопросов
6.Подведение итогов (3-5 мин)
Экспресс-опрос родителей по оценке качества родительского собрания, выдача буклетов родителям.
Особенности современных детей
Сейчас наши дети отличаются от нас больше, чем когда- либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось.
Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются педагоги и родители. На этих детей не действуют даже телесные наказания. Существует весьма немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно «поставить на место».
На что они откликаются, так это на уважение- уважение к ним к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для нас.
Они не всегда ведут себя хорошо. Среди них есть особые дети, но каждому из них нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях.
Они приходят в наш мир совершенными — попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного.
Дети интуитивно чувствуют, кто они и что им нужно. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. Честность, доверие воспитываются простыми шагами по изменению поведения — не только если мы хотим начать с себя. Серьезное отношение к точке зрения ребенка не может оказаться для многих непривычным, но, изменив свое мышление и ожидания относительно поведения детей, мы сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.
Очень многие родители убеждены, что воспитание без наказания – это «глупые книжки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью», подкрепляют свое мнение простым аргументом: детей наказывали во все времена, значит, это правильно и необходимо. Но давайте разберемся.
Поборники воспитания путем наказания любят ссылаться на такой непререкаемый и авторитетный источник, как Библия: именно там, на страницах Ветхого завета, в книге притчей царя Соломона, имеется множество высказываний на эту тему.
Собранные вместе, цитаты эти, увы, производят гнетущее впечатление. Как вам, например, такая: «наказывайте сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайтесь криком его» или такая: «не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет».
Просто кровь стынет в жилах от таких советов. Да и может ли быть иначе: ведь появились они во времена, когда большинство людей были рабами, когда никто и не помышлял о правах человека, а справедливость осуществлялась путем варварских казней и пыток.
Можно ли всерьез обсуждать это в наши дни? Кстати сказать, сегодня на родине царя Соломона (то есть в современном государстве Израиль) права детей защищены специальным законом: каждый ребенок, если родители применяли к нему физические наказания, применяют к нему физические наказания, может пожаловаться в полицию и засадить их тюрьму за рукоприкладство.
Итак, что же эффективнее? Метод кнута или пряника? Где- то мы это уже слышали, скажете вы. Все очень просто и основано на учении И.Павлова об условных рефлексах: выполнил команду хорошо — получил корм, выполнил плохо- схлопотал удар кнутом. В конце концов животное запоминает, как надо себя вести. При хозяине. А без него? Увы, нет!
Ребенок, конечно же, не животное. Пусть даже он совсем мал, ему можно объяснить так, чтобы он понял. Тогда он будет поступать правильно всегда, а не только когда за ним наблюдают «вышестоящие инстанции». Это называется умением думать своей головой. Если же вы будете все время осуществлять контроль за ребенком, то, когда он вырастет и сломает вашу «клетку», может сорваться и наделать массу глупостей. Известно, что преступники, как правило, вырастают в семьях, где детей жестоко наказывают, или попросту не обращают на них внимания.
Как известно, ребенок рождается невинным. Первое, что он видит и к чему интуитивно стремится,- это родители. Поэтому все черты и привычки, которые он приобретает с возрастом,- целиком заслуга пап и мам.
Помните, как в «Алисе в Стране чудес»: «Если поросенком вслух, с пеленок обзывают, баюшки- баю! Даже самый смирненький ребенок вырастает в будущем в свинью!».
Некоторые психологи вообще считают, что воспитывать ребенка специально (применять какие- либо педагогические приемы) не требуется: если родители ведут себя правильно, ребенок вырастает хорошим, просто им подражая. Скажете в жизни так не бывает? Значит, признаете, что вы не идеальны. А тем, кто признает, что неидеален, необходимо признать так же и то, что во всех проступках наших детей виноваты мы сами.
Давайте разберемся в причинах «плохого» поведения ребенка и стратегии поведения родителей при этом:
ПРИЧИНА | В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ | В ЧЕМ ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ | ТАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ | СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЦЕЛОМ |
НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ | Ребенок назойливо пристает с бессмысленными вопросами | Ребенку уделяется слишком мало внимания | Спокойно обсудите с ним проступок и выскажете свое недовольство | Выделите время в течение дня для общения |
БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ | Ребенок часто спорит и проявляет упрямство (вредничает) Часто лжет | Ребенка слишком контролируют (психологически давят) | Уступите Попробуйте предложить компромисс | Не пытайтесь его победить Предложите выбор |
МЕСТЬ | Ребенок грубит Жесток по отношению к слабым Портит вещи | Мелкое, незаметное унижение («отстань! Ты еще маленький!») | Проанализируйте, в чем кроется причина брошенного вызова | Не мстите ему сами в ответ Старайтесь наладить контакт |
УКЛОНЕНИЕ | Ребенок отказывается от любых предложений, ни в чем не хочет участвовать | Чрезмерная опека Родители делают все за ребенка | Предложите компромиссное решение | Поощряйте и хвалите ребенка на каждом этапе |
Американский психолог Р. Дрейкус
Вы спросите: не наказывать? А что же делать? Можно попробовать организовать все так, чтобы ребенка не было причин наказывать. Но если все же не получается и возникают конфликты, существуют проверенные методы воздействия, не связанные ни с насилием, ни с манипуляцией.
Если ребенок отказывается что- то делать (например, вы попросили его убрать в детской), скажите ему, что тогда вам придется делать это самой и вы не успеете почитать ему книжку.
Если ребенок сделал что- то не так, поговорите с ним по душам: вспомните детство и расскажите историю о том, что совершили такую же ошибку, а потом раскаялись и исправились (тогда ребенку проще признавать свою ошибку, не боясь при этом наказания)
Используйте метод тайм- аута. Суть его состоит в том, что в решающий момент (драка, истерика, капризы) ребенок без всяких криков и понуканий выводится (или выносится) из эпицентра событий и изолируется на некоторое время в другом помещении. Время тайм- аута (то есть паузы) зависит от возраста ребенка: считается, что оставлять ребенка одного следует из расчета «одна минута на один год жизни ». Главное, чтобы он не воспринимал это как наказание.
В конце концов вы можете «обидеться» на ребенка и на некоторое время лишить его обычного, весьма приятного для него общения, оставив только необходимый «официоз». Главное, чтобы ребенок за это время не разуверился в вашей любви.
Воспитание без наказания?
Ребенок начинает свою жизнь с нуля. Весь мир для него - большая и увлекательная игра, где всё - впервые. В силу своей детской природы и малолетнего возраста, малыш не может изначально, с пелёнок, понимать правил и норм существования в обществе - "законов взрослых". Свойство их принимать и подчиняться им приходит к малышу постепенно, в процессе его воспитания родителями и близкими людьми.
Форм обучения ребенка тем или иным нормам ("можно" и "нельзя"), существует множество. Одна из них – это наказание, причем выбор, применять наказание или нет, зависит только от личных убеждений родителей.
Если говорить о необходимости применения наказаний, то в первую очередь следует понять, какие именно наказания могут быть, для чего эффективны те или иные виды наказаний и какие последствия они влекут за собой.
Основные виды наказаний, как метода воспитания:
- Словесные наказания (крики, ругань, оскорбления, угрозы).
Некоторые родители склонны считать, что гневные окрики, ругань, нотации на повышенном тоне - ребенок понимает лучше и эффективнее, чем разъяснения ровным тоном. Но чаще всего это наказание используется воспитующими неосознанно, как аффективная реакция.
- Наказания, основанные на причинении боли,
...предполагающие, что страх боли впоследствии остановит ребенка перед совершением какого-либо проступка.
- Наказания лишением любви.
Основа такого наказания в том, что ребенок в дальнейшем будет бояться потерять любовь, расположение, благосклонность и поэтому не станет совершать плохих поступков.
- Наказание трудом
Вроде того, "Ах, ты разбросал все игрушки? Какой бардак - как это плохо! Вот собирай теперь сам, пока всё не соберешь". Также бывает, используются наказания физическими нагрузками, и даже учебой.
- Наказания лишением удовольствия.
Например: лишения похода в цирк, чтения, компьютера, мультфильмов и т. п. Этот тип наказаний более отсрочен по эффективности, нежели первые два, поскольку напрямую чувств ребенка не задевает. поэтому, он больше подходит для детей старшего возраста.
Что влекут за собой эти наказания?
- Словесные наказания
- как регулярное психологическое давление в "воспитательных целях" на ребенка, отнюдь не приближает нас к нему, напротив, только отдаляет. Причем на такое расстояние, на котором взаимопонимание может стать совершенно невозможным. Затем начинается пожинание плодов: дети озлабливаются в ответ, отрицая авторитет взрослого, или становятся подавленными, занижается их самооценка.
Особенно опасны личные оскорбления и угрозы. Помните, Ваш ребенок, воспринимает на веру все Ваши высказывания о нем: он действительно будет считать себя тем, кем Вы его назовёте. Как мягкий податливый пластилин в руках скульптора - принимает ту форму, которую ему придадут...
- Наказание физическое.
Самые разнообразные формы физического наказания применялись всегда и применяются сегодня: шлепок, удар, ремень. Современная психология, тем не менее, указывает на недопустимость инеэффективность физического воздействия на ребенка, аргументируя это тем, что поведение после физического наказания становится хорошим, но только в присутствии наказавшего. Если же его поблизости нет, то ребенок вполне может вернуться к плохому поведению, поскольку угрозы немедленной физической расправы существовать не будет.
Абсурдики: Отец - сыну: "Я покажу сейчас тебе, как обижать младших, и тех, кто слабее! Где мой солдатский ремень!"
Кроме того, физические наказания могут привести к травмам, как телесным, так и психологическим, отложенным во времени. К таким последствиям относятся сломленная воля ребенка, его нежелание и неспособность в дальнейшем действовать самостоятельно.
Велика вероятность того, что повзрослев и став сильным физически тот, кого в детстве наказывали физически, примет ту же модель поведения по отношению к родителям, младшим, ровесникам. Отдаленные последствия могут проявиться и в виде протестного подросткового поведения.
Словом, те ценности, которые прививаются насильно, не могут восприниматься иначе, чем отрицательно. Следовательно, ценностями лично для ребенка они не станут.
- Наказание лишением любви
– это выражение безразличия к ребенку, изолирование его от других членов семьи, слова о том, что Вы его "не любите из-за плохого поведения". Для ребенка это – самый большой ужас, он чувствует себя одиноким, беззащитным и ненужным своим самым близким людям.
- Наказания трудом...
... способны закрепить у ребенка на всю жизнь отвращение к труду, уборке, физическим нагрузкам, учебе. Этого ли добивается родитель?
- Лишение удовольствия.
Подобное наказание (особенно, если используется слишком часто) может вызывать у детей злобу, обиду, ощущение обманутых ожиданий. Увлечение наказаниями этого типа может повлечь за собой потерю интереса малыша к любимым занятиям или привести к серьезной обиде на взрослых. Для детей раннего возраста оно не слишком эффективно, если удовольствия, которых они лишаются - и так нерегулярны.
Но, надо отметить, что из всех вышеперечиленных типов, наказание лишением удовольствий - наиболее гуманное.
Наказания - неизбежны?
Казалось бы, очевидно, что любое наказание способно серьезно нарушить психологическое состояние ребенка. Тем не менее, зачастую воспитательный процесс без наказаний вообще невозможен.
Поэтому, если применение наказания неизбежно, нужно соблюдать некоторые правила:
- Первое и главное, что должен знать ребенок – это то, что его любят.
В любом случае, даже в случае наказания, ребенок должен быть уверен в Вашей любви.
- Избегайте обидных слов в адрес ребенка, оценивайте только его поступки: «Ты наказан, потому что этого нельзя делать».
Старайтесь не просто констатировать факт плохого поведения, но и объяснить, почему этот поступок – плохой.
Скажем, если ребенок ковырял отверткой в розетке, то нужно не просто сообщить ему, что этого делать нельзя, но и рассказать, что это опасно для его здоровья и жизни.
- Еще один принцип – принцип постоянства.
Если нельзя играть с ножиком, то этого нельзя делать не только при маме, но и при бабушке с дедушкой, и при папе, и при воспитателе детского сада.
- Постарайтесь договориться с ребенком о том, какое наказание последует за нарушение тех или иных правил.
Если правило ребенок уяснил, и знает, какое наказание последует за его нарушение, это скорее приведет его к необходимости соблюдения этого правила, нежели наказание, которого он не ожидал.
- Важно соблюдать возрастной принцип.
Не стоит требовать от ребенка соблюдения правил, которые непонятны ему в силу возраста, равно как и действий, которые он просто не может совершить, потому что слишком мал.
- Соблюдение временного промежутка.
Наказание, которое последовало через длительное время после проступка, воспринимается ребенком чаще всего как несправедливое и незаслуженное. Кроме того, временной принцип отражается и в длительности наказания: будет лучше, если Вы сообщите ребенку, что, к примеру, мультики он не будет смотреть 2 дня, а если Вы изолируете его в другую комнату – то это на 15 минут. И ни минутой больше.
И все таки...во многих случаях можно обойтись и без наказания
Один из приемов – моделирование такой ситуации, когда проступок может превратиться в созидательное действие. К примеру, если Ваш сын с упоением вбивает гвоздь в стул, можно предложить ему попросить у папы дощечки и вместе с папой соорудить кукольный стол. Если дочь решила обрезать бахрому на шторах – предложите ей направить энергию в мирное русло и убрать торчащие нитки на коврике у двери.
Воспитывая ребенка в позитивном ключе, стоит уделять больше внимания и усилий "светлой стороне" методов воспитания - воспитанию поощрениями. Как говорится, 99% воспитания должно состоять из родительской предусмотрительности. Ребенку необходимо много внимания, общения, познавательной и воспитательной игры и сказки, поощрения всех его личностных достоинств и положительных поступков. Причем поощрения - не обязательно материального плана, чаще всего - достаточно улыбки и ободрения "Я рада, что ты поступил так хорошо!". Хуже, когда ребенок делает хорошее, лишь добиваясь новых игрушек или сладостей.
При этом стоит отличать проявление детских манипуляций, когда ребенок, используя слабые места родителей, добивается того, чего он хочет. Если Вы видите, что сын или дочь пытаются манипулировать другими, установите четкие правила, которых должны будут придерживаться все члены семьи без исключения. Абсурдики: "Я всегда воспитывал сына личным примером, а посмотри, какой негодяй вырос!"При борьбе с детскими манипуляциями главное, что нужно родителям – это терпение, выдержка, спокойствие и уверенность в собственных силах.
В любом случае, применяются наказания, или нет, один универсальный способ воспитания используется всеми без исключения. Этот способ –подражание. Лев Толстой говорил: "Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру". От того, что видит ребенок с раннего детства в семье, зависит его личность, его характер, его действия и поступки. Если Ваш малыш чувствует любовь, если видит уважительные и спокойные отношения в семье, скорее всего, он примет для себя именно такую модель поведения и применять наказания в большинстве случаев просто не придется.
12 ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗ НАКАЗАНИЙ – КАК ВОСПИТЫВАТЬ, НЕ НАКАЗЫВАЯ РЕБЕНКА?
Многие родители сомневаются в правильности воспитания своего чада. Главное сомнение, конечно, всегда касается использования наказаний. Разговор идет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще – таких, как угол, лишение компьютера или личных денег.
Читайте также: Наказывать ли ребенка за непослушание — правильные и неправильные методы наказания детей в семье.
Как работает наказание?
Мы уверены, что знаем, что лучше для нашего ребенка. Эта точка зрения сохраняется всю жизнь. Но, решая за малыша, мы давим его самостоятельность, превращая человека в тюфяка. Нужно же обязательно прислушиваться к пожеланиям ребенка!
Пример. Мама одела на прогулку дочку в яркое, красивое платье, а ей захотелось поиграть в песочнице. Мама запрещает – ведь платье испачкается. Но одежда для дочки не важна, ей важен песок. Девочке все равно в чем гулять, главное — веселиться. Вывод: мама превратила прогулку в пытку для обоих. А в итоге дочка будет наказана за то, что ей скучно и хочется играть.
Что же такое наказание?
Это — дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы. Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика. Вот оно, наказание!
Возможно ли обойтись без наказаний?
Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.
Основные принципы воспитания детей без наказаний
- Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
- Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
- Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
- Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
- Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
- Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
- Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
- Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
- Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
- Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
- Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
- Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.
Читайте также: Как воспитывать ребенка-манипулятора — советы для родителей.
Известно, что дети, которые растут без наказаний, менее агрессивны. Ведь грубость — это месть за боль. Наказания порождают горькую обиду, которая глушит все, включая здравый смысл.
То есть, этот негатив ребенку некуда деть, а он жжет изнутри. Поэтому дети часто срываются на младших братьях, сестрах и домашних животных.
Читайте также: Что делать родителям во время ссоры детей — как вести себя правильно?
Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?
- Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка, когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
- Допускать естественные последствия – истинные наказания.
- Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
- Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению, а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
- А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физическиудалить малыша из опасной обстановки и создать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
- Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
- Не накладывать запреты на необходимые действия.Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.
Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.
Воспитание без наказаний — большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол родительского собрания №1 « Возрастные особенности детей. 10 заповедей здоровья.».
Протокол №1.Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».Приложение №1 СамообслуживаниеПриложение №2 Возрастные особенности детей четвертого года ж...
Конспект родительского собрания о возрастных особенностях детей 5-6 лет.
Знакомство родителей с возрастными особенностями детей 5-6 лет....
Протокол родительского собрания. Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
Родительского собрания...
Родительское собрание Тема: «Возрастные особенности детей третьего года жизни».
Муниципальное автономное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар Протоколы родительских собраний группы №3...
Сообщение на родительском собрании. Тема: «Возрастные особенности детей 3–4 лет».
Сообщение на родительском собрании. Тема:«Возрастные особенности детей 3–4 лет»....
Сообщение на родительском собрании. Тема: «Возрастные особенности детей 3–4 лет».
Сообщение на родительском собрании. Тема:«Возрастные особенности детей 3–4 лет»....
Родительское собрание тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой , и над тем ,что м...