Жадность у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Как часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок жадничает, не хочет делиться и даже показывать свои вещи другим детям. Обычно в таких случаях принято порицать ребенка, иногда вещь демонстративно отбирается родителем и вручается новому претенденту. «В воспитательных целях». Ребенку говорят, что «нужно быть хорошим» и т.п. Естественно, заканчивается все это рёвом, слезами и затаенной обидой – наверное, каждому родителю знакомы эти «песочные войны». Как же правильно вести себя в такой ситуации, какое поведение ребенка является нормой – щедрость или обостренное чувство собственности?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhadnost_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Жадность у детей дошкольного возраста
Как часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок жадничает, не хочет делиться и даже показывать свои вещи другим детям. Обычно в таких случаях принято порицать ребенка, иногда вещь демонстративно отбирается родителем и вручается новому претенденту. «В воспитательных целях». Ребенку говорят, что «нужно быть хорошим» и т.п. Естественно, заканчивается все это рёвом, слезами и затаенной обидой – наверное, каждому родителю знакомы эти «песочные войны». Как же правильно вести себя в такой ситуации, какое поведение ребенка является нормой – щедрость или обостренное чувство собственности?
Для дошкольников, детей 3-4 лет состояние жадности, нетерпимости к посягательствам на свои вещи других детей и взрослых – фактически естественное состояние. В силу психофизических параметров данного этапа жизни основной чертой детского характера является эгоцентричность. Кроме того, восприятие собственности различается у ребенка этого возраста и у взрослого. Вещь для ребенка 3-4 лет – это как бы часть его, посягательство на вещь сродни посягательству на его личность, на его «я». При помощи борьбы за свое право владения вещами ребенок утверждается в мире, проявляет себя.
Детская жадность более характерна для семей, где родители используют «крайние», радикальные воспитательные методы (осознанно или нет). Например, где воспитание ведется по типу «ребенок-кумир». Такие дети попросту избалованы вниманием, заботой, зачастую излишней, ну и конечно же вещами. Играть по общим правилам такого ребенка не приучают в семье, поэтому и я обществе других детей он будет вести себя соответствующе. И такие дети-кумиры, стараниями своих родителей, непременно будут иметь проблемы во взаимодействии с другими детьми. В семье, где ребенка «тиранят», в семьях с авторитарным типом воспитания, ребенок тоже может стать жадным, но по другой причине – владение вещами для него становится одной из немногих форм самореализации. В подобных семьях для ребенка создано множество запретов, авторитет родителей непререкаем. Тогда ребенок проявляет властность и упрямство там где может – в общении со сверстниками, в нежелании отрывать от себя частичку в виде какой-то игрушки.
Часто подобные «жадины» являются единственными детьми в семье – тогда их поведение полностью объяснимо, ведь постоянной ситуации «раздела» вещей, как в многодетных семьях, у такого малыша нет, вот он и не может воспринять новый тип отношений. Иногда всё совсем просто – жадными, скупыми являются сами родители, и тут малышу по большому счету нечем помочь, обычно подобные черты переходят по наследству, хотя детсад, школа и общение со сверстниками способны не раз изменить ситуацию в ту или иную сторону.
детская жадность
Необходимо также провести грань между жадностью и бережливостью. Здесь большое значение имеют опять-таки семейные традиции. В каких-то семьях к вещам относятся легкомысленно, часто меняют, не берегут, а в каких-то вещи – объекты чрезвычайно бережного обращения. Прежде чем вести с ребенком «профилактические» беседы, взгляните на себя. Как Вы ведете себя в подобных ситуациях на работе, в кругу родственников? Бережливость – отнюдь не плохое качество; бережливый ребенок может поделиться игрушкой с близко знакомым ребенком, которому он доверяет, а чужаку вещь не даст ни за что – «мало ли, сломает». Умеренная бережливость закладывает фундамент другого важного качества, формирующегося позднее – ответственности. Стимуляция «разбазаривания» вещей, напротив, может качнуть характер ребенка в сторону легкомысленности, безответственности в будущем.
Проявления жадности перекликаются с противоположным явлением – присвоением ребенком чужих вещей. Наверное, все родители сталкивались с такого типа ссорами – некоторые дети могут преспокойно унести с собой чужие вещи. Называть подобные действия воровством в истинном смысле не стоит. Это присваивание объясняется просто – один ребенок уже перешагнул рубеж ассоциирования себя с вещами, а другой пока находится в состоянии «все вокруг общее». К тому же, в силу природной любознательности детей этого возраста, интерес, тяга к новому зачастую пересиливает запреты родителей и отказы другого ребенка делиться- игрушка умыкается тайно или отбивается «в бою». Естественно, необходимо поговорить с ребенком на эту тему, но обвинять его в воровстве не имеет смысла – вещи для них в этом возрасте ещё не имеют той сакральной сущности, что для взрослых. «Украденная» игрушка после исследования и потери интереса может быть выброшена в ту же песочницу, передарена или отдана обратно без малейшего сожаления.
Другой аспект проблемы – традиционное для нашей страны тщеславие многих родителей. Не стоит приобретать ребенку слишком дорогие игрушки, по крайней мере, не стоит намеренно пытаться выделять его среди других при помощи этих игрушек. Ценность вещей существует, как понятие осознается лишь взрослыми, дети только слепо копируют модели поведения родителей. И следуя той же черте этого возраста – отождествлению человека и его вещей, начинают ранжировать друг друга по значимости игрушек, вещей. В западной традиции, к слову, подобное поведение не принято, кричащие наряды, очень дорогие игрушки - дурной тон.
Как же себя вести в ситуации, когда ребенок жадничает или конфликтует с другими детьми из-за вещей?
В ситуации конфликта стоит попытаться отвлечь ребенка, занять его внимание чем-то другим, дабы проблема жадности не приобрела для него слишком важное значение. Не стоит публично отчитывать или хвалить ребенка по поводу его поведения – авторитет родителей слишком велик в этом возрасте, и элементарное психологическое подкрепление может стать эталоном, образцом поведения. Дома, в комфортной и спокойной обстановке можно попытаться рассказать об удобстве и выгодах совместных действий с другими детьми, выгоде обмена вещами. И в то же время дать понять ребенку, что у него есть именно свои вещи, которыми он может распоряжаться по своей воле. Можно подобрать сказку или доступный рассказ на тему и почитать в свободное время. Методы малодейственные, но по крайней мере не травмирующие ребенка.
Также можно ненавязчиво предложить детям обменяться вещами. Если они противятся, принуждать к щедрости и доброте не стоит – это только отвратит их от подобных попыток в будущем.
Лучшей же профилактикой излишней жадности ребенка может стать только личный пример. Задумайтесь, как часто Вы дарите подарки своим родным и близким? Если нечасто, не нужно ждать подобного от детей. Вообще, не нужно ожидать что ребенок «усовершенствует» какие-то ваши черты и будет лучше, успешнее, добрее. Это распространенная ошибка многих родителей, от которой страдает множество детей. Дети - это лакмусовая бумажка своих родителей, их характеров. Имеет смысл посмотреть на детей как в отражение и попытаться исправить свои недостатки, а уже потом прививать (тем более искусственно) малышу добродетели.
Не нужно бороться с жадностью, нужно показывать плюсы щедрости, взаимообмена, дарения подарков.
чувство собственности
Словом, рекомендации традиционные – нужно пытаться искать «золотую середину» между признанием права на собственность у ребенка и его необходимостью взаимодействия с другими детьми, неизбежностью каких-то потерь. Заострять внимание на жадности, упрекать или стыдить ребенка за жадность не стоит. Это всего лишь период развития. Со временем, с опытом ребенок начнет понимать, что жадничать – это не просто «некрасиво», «невежливо», а элементарно невыгодно. Пытаться объяснять ребенку, что если он поделится сейчас, то с ним могут поделиться потом, по сути, бесполезно – слишком ещё сознание малыша привязано к наглядности, конкретности – пока он сам не столкнется с подобным, не поверит. Как только ребенок приобретет опыт взаимодействия с другими детьми, опыт обмена вещами, проблема отпадет сама собой.
Кстати говоря, чрезмерная щедрость и «мягкотелость» ребенка – в действительности тревожный признак. Черт характера в этом возрасте, по большому счету, у человека ещё нет, точнее, они не сформировались в должном объеме. Следовательно, чертой характера альтруизм в таком возрасте ещё быть не может. Скорее всего, при помощи излишней отзывчивости, доброты и щедрости ребенок пытается завоевать любовь, уважение, внимание, коих, очевидно, недополучает дома. Вообще, всякое демонстративное поведение ребенка, будь то чрезмерная агрессивность или доброта – знак того, что у ребенка имеются психологические проблемы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением в условиях...
Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...
Статья "Эффективные способы преодоления проблемы жадности и лживости у детей дошкольного возраста. Советы детского психолога родителям".
Статья раскрывает возможности мультипликации и психотерапевтических сказок в преодолении проявлений жадности и лживости у малышей....
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...