Тема: «Гармонизация детско-родительских взаимоотношений».
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Гармонизация детско-родительских взаимоотношений».
Мы не создаем законов для наших детей,
все, что мы можем сделать для них,
— это дать им ценный пример.
Т. Макол
Семья была и остается одним из важнейших институтов воспитания. Семейное воспитание играет огромную роль в становлении личности ребенка, говоря иначе- это основа его будущего. Если эту основу заложить неправильно, то могут произойти серьезные, чаще всего непоправимые последствия. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности, то к чему стремятся и родители, и педагоги. Говоря о гармонии мы прежде всего говорим о взаимном согласии, единстве требований к воспитательному процессу. Когда в семье ребенок является желанным и родители размышляют, какого бы они хотят видеть ребенка в будущем, в таких семьях ребенок растет в теплой и дружной атмосфере. Как правило в таких семьях уделяется большое внимание формированию традициям и обычаев: необычное празднование дней рождений, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты, совместные игры- это и многое другое формирует собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей. Гармонизация взаимоотношений «родитель-ребенок» - это осознание семейных ролей и отношений, увеличение взаимной открытости, развитие способности конструктивного взаимодействия. Но каждая семья имеет свои особенности, в ней тесно переплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Родителям нужно помнить, что влияние семьи на ребенка затрагивает все сферы его личности, в том числе поведенческую, коммуникативную. Все мы знаем, что ускоряющийся темп жизни, изменение ценностных ориентиров привели к тому, что все духовные и материальные ценности сдвинулись к материальной обеспеченности. Стремясь обеспечить ребенка материальными благами родители не уделяют или не успевают уделить должное внимание выстраиванию отношений внутри семьи,(нередко ребенка воспитывает одна мама, или в процесс воспитания вмешиваются бабушка с дедушкой) – все это приводит впоследствии к нарушениям детско-родительских отношений и социальной дезадаптации ребенка.
Дети остро реагируют на все изменения, происходящие в семье. Таких детей в детском саду сразу видно: они показывают высокий уровень тревожности, нарушения в сфере общения среди сверстников(не могут выстраивать отношения), низкую самооценку (я это не смогу), неуверенность, замкнутость, различного вида фобии. Известные психологи рассматривают семью, как важнейшее условие психологического благополучия ребенка. Семейные связи позволяют ребенку сохранять свое психологическое благополучие, быть стрессовоустойчивым, верить в будущее, чувствовать поддержку взрослых. Для того, чтобы в семье царили гармоничные отношения, необходимы совместные занятия ребенка и родителей физическими упражнениями, чтение книг, просмотр фильмов, совместные походы и отдых, активное участие в жизни группы. В результате у детей произойдет улучшение психического и эмоционального самочувствия, повысится самооценка, социометрический статус (из изгоя он превращается в признанного, а затем и лидера), развивается эмпатия в общении. А.С Макаренко писал «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы». Быть родителем вероятно наиболее трудная задача, с которой сталкивается большинство взрослых, не имея какой-либо подготовки или образования и включая свои чувства они считают, что хорошо справляются с этой функцией, просто потому что сами воспитывались своими родителями.
Вся жизнедеятельность ребенка связана с тем, что он постоянно взаимодействует с взрослым, в первую очередь- с родителями. Согласитесь, что отношение родителей к ребенку является двойственным и противоречивым: с одной стороны, они проявляют безусловную любовь, а с другой им нужно объективно подойти к вопросу воспитания ценностных качеств и способов поведения. Сохранение баланса между этими двумя составляющими (безусловное принятие ребенка и воспитание нравственной, социализированной личности) - трудная задача, стоящая перед родителями. Например : ребенку 6 лет, его мама постоянно опекает его, лишает его самостоятельности, объясняя это тем, что она его сильно любит, а ребенок, пользуется этим, манипулирует мамой). (разбалансировка)
В доброжелательной атмосфере родительского дома воспитывается теплое человеческое чувство. Это доброта, которая прививается разумным сочетанием родительской доброты к ребенку и последовательной, тоже доброй, но не жестокой требовательностью к нему. Большую роль играет пример семейных взаимоотношений, отношением к близким, друзьям, другим людям. В семье ребенок учится сочувствовать и сопереживать, умению разделить с людьми и радость и горе, защищать добро от зла. Стремление родителей уважать и учитывать интересы ребенка, не игнорировать его чувства, эмоции- это залог гармоничного развития личности
При наличии добрых отношений у родителей появляется больше шансов влияния на нравственное поведение ребенка, на его конкретные положительные поступки.
Из опыта работы с семьями, считаем необходимым отметить, что приводя ребенка на прием к специалисту родители часто пытаются переложить ответственность за дальнейшее поведение ребенка на психолога, сами же выбирают позицию самоустранения. Профессионализм и квалифицированность психолога в данном случае будет заключаться в способности замотивировать, заинтересовать родителя на работу, вернуть ему ответственность за своего ребенка, а психолог будет выполнять роль консультанта, человека, способного объективно взглянуть на отношения со стороны и в процессе сопровождения указать на особенности взаимоотношений, которые могут быть помехой в жизнедеятельности семьи, а также ее членов. К сожалению, зачастую, на работу с родителями специалистами не отводится должного профессионального внимания, а та работа, которая ведется, во многом формальна. И эта работа подразумевает активную родительскую позицию, определенный уровень образования, культуры родителей, но при этом эти изначальные родительские характеристики часто не сформированы, или же деформированы. Эта деформация родительской позиции нейтрализует, а также дезорганизует действия специалистов по развитию ребенка, и в итоге нивелирует весь процесс работы с ребенком.
Семья является тем местом, где люди получают первый опыт социальной сплоченности, а так же того, что стратегия социальной сплочённости, при полном уважении к автономии частной сферы жизни и гражданского общества, должна поддерживать семью.
Любите и цените свою Семью!
Хотелось бы остановиться на ошибках, которые часто встречаются в семейном воспитании:
- Бесконтрольность или безнадзорность-при таком воспитании родители не уделяют внимание ребенку в должной мере (как говорилось ранее), так как заняты своими проблемами. В итоге ребенок остается один, предоставленный самому себе, и начинает искать способы, как ему развлечься. Такие дети часто попадают в плохие кампании.
- Гиперопека- напротив, когда родители сильно опекают и следят за своим чадом, по любому поводу спешат разобраться, при этом отдают строгие указания и многочисленные запреты. Это приводит к тому, что ребенок становиться нерешительным и боязливым, у него пропадает инициатива, он не может сам постоять за себя и не способен отстоять свои интересы. Со временем у него появится обида за то, что другим можно, а ему нельзя. Он уже в дошкольном возрасте может проявить агрессию, вербально выразить свое несогласие, а в будущем они из принципа уходят из дома.
- «Золушка»- этот вид неправильного воспитания характеризуется атмосферой безразличия и холодности, эмоционального равнодушия к ребенку (ежедневно наблюдаем в шоу по телевидению). Такой ребенок думает, что его родители не любят, особенно это чувствуется, если в семье кого-то любят больше.
- «Жесткое воспитание»- здесь ребенка наказывают за любой проступок, он растет в настоящем страхе, что в конце концов выливается в неоправданную жестокость и озлобленность. Родители должны знать темперамент и характер своего ребенка. Если ребенок непослушный, капризный, то это не означает, что нужно использовать жесткий способ воспитания. Своими действиями, словами, поведением вы можете двигать ребенка в том направлении, в котором хотите. Покажите ему, как можно быть счастливым человеком, уравновешенным и состоявшимся.
- «Повышенная моральная ответственность»-когда ребенку дается установка с раннего возраста, что он непременно должен оправдать надежды родителей. Такие дети вырастают с необоснованным страхом за свое благополучие и за близких людей (с грузом страха).
- «Физическое наказание» -самый недопустимый метод семейного воспитания. Такого рода наказания вызывают психические и физические травмы, которые отражаются на поведении (сложная адаптация к людям, исчезновение интереса к учебе, проявление жестокости)
Психологи проанализировав случайные и неслучайные фразы в адрес ребенка, считают, что эти фразы начинают запуск программы самоуничтожения, именуемый в последствии как суицид:
- Я сейчас занята-отстань от меня
- Посмотри, что ты натворил, ты придурок
-Неправильно, но когда ты научишься..
-Сколько раз тебе говорить- ты идиот?
-Ты сведешь меня с ума
-Вечно ты во все лезешь
-Уйди от меня, встань в угол
-Прибью тебя
Каждый человек (в данном случае родитель) сам кузнец своего счастья. Взамен этих слов можно сказать позитивные, ласкающие душу ребенка слова:
-Ты самый …..любимый
-Ты очень много …..сможешь!
-Спасибо, чтобы мы без тебя….делали
- Иди ко мне, сядь рядом, мы можем с тобой…поговорить
- Расскажи мне, что с тобой
-Я рада твоим…успехам
-Чтобы не случилось, я готова тебе …помочь идр.
В каждой семье необходимо создать условия правильного развития ребенка: выделить уголок для игр и занятий, определить место для хранения одежды и обуви. Посредством создания бытовых условий и несомненного участия родителей, родственников в жизни ребенка, учитывающие многоаспектность как семейного, так и педагогического воздействия может сформироваться личность гармонично-развитого ребенка, успешного во взрослой жизни. Не забывайте- ваше собственное поведение- самый лучший пример для ребенка. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка, только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет дома» - А. С. Макаренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
Конспект занятия с родителями на тему: «Гармонизация детско- родительских отношений.»
Конспект занятия с родителями на тему: «Гармонизация детско- родительских отношений.»Цель: содействовать гармонизации детско-родительских отношений для успешного воспитания и развития ребе...
Консультация для родителей «Гармонизация детско-родительских взаимоотношений»
Семейное воспитание играет огромную роль....
Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско – родительских взаимоотношений
Данные игры и упражнения способствуют: - Укреплению детско-родительских отношений;- Формированию позитивного и открытого выражения чувств;- Формированию позитивной «Я-конценц...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия с семьёй"
Обобщение педагогического опыта по теме:«Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия с семьёй»Фестиваль педагогического мастерства - 2021...
Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко» Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений» Форма собрания – круглый стол. Цель: обогащение родителей педагогическими знаниями. Задачи: вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать жел
Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко»Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений»Форма собрания – круглый стол.Цель: обогащение родителей педаго...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Гармонизация детско – родительских взаимоотношений»
Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности, то к чему стремятся и родители, и педагоги. Говоря о гармонии мы прежде всего говорим о взаимном согласии, единстве требований к в...