РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА.
статья на тему
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к Родине, ее истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
(Д.С. Лихачев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolsemi.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
РОЛЬ СЕМЬИ
В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА.
Подготовила
Воспитатель Швыркова.Ж.Г
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к Родине, ее истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
(Д.С. Лихачев)
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
Семью называют «школой чувств». Чувства - действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман».
Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию окружающего мира, получает первые уроки нравственного и патриотического воспитания в общении с тем, что ему дорого, прививаются первые чувственные отношения к своей малой Родине, к своему дому, улице, городу.
Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас.
Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.
Нравственные потребности в семье начинаются:
1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная
установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а
приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с
того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла.
Таковы элементы нравственных потребностей.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...
Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Что же нужно для её успешного решения?
1) Родители должны осознавать важность этой задачи.
2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Также родители должны придерживаться законам нравственного воспитания:
ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства
ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале
ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для всех детей
Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Задачи педагога — объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Одна из задач нравственного воспитания - воспитание патриотических чувств, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному поселку и к родной стране. Ребенок буквально впитывает культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это - базовый компонент патриотического воспитания.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке с любви к своему дому, улице, на которой живёт, детсаду. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле, от первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу.
Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.
Мы считаем, что одним из основным условий нравственно-патриотического воспитания детей является установление тесной взаимосвязи со старшими поколениями семьи. Прикосновение к истории России, к семейным истокам вызывает у детей сильные эмоции, желание сопереживать, внимательно относиться в памяти прошлого, своим историческим корням.
В каждом доме хранятся бесценные семейные реликвии: фотоальбомы с пожелтевшими фотокарточками, бережно хранимые письма, боевые ордена и медали, грамоты и знаки отличия ветеранов труда, предметы обихода, сделанные своими руками и с большой любовью старшими поколениями семьи, которые овеществляют семейную историю. Все это один из самых важных духовных центров семейного очага, бесценный материал для воспитания у детей уважения к своему роду, верности традициям семьи.
Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей страны.
Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.
Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след. Все чем славится настоящая семья – нравственные и культурные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
О многом расскажут детям книги, театр, кино, музыка. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России – все это воспитывает в детях чувство патриотизма. Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь.
Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.:
Чем Проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь привел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из Школ.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта.
В настоящее время мы используем всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей
К традиционным формам относятся:
День открытых дверей;
Беседы;
Консультации;
Родительские собрания;
«Круглые столы»;
Спортивные праздники;
Организация совместной деятельности по благоустройству помещения и территории детского сада;
Наглядная педагогическая информация.
Нетрадиционные формы:
Кружок «Очумелые ручки»;
Вечера вопросов и ответов;
Встречи за круглым столом;
Тематические акции.
Анализируя работу по патриотическому воспитанию детей, мы выявили факт недостаточного подключения родителей к решению данной задачи. В основном задачи патриотического воспитания решались в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель – вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.
Акцент во взаимодействии с родителями ставится на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. В группе были организованы и проведены досуг «День матери»,»День защитника отечества», «День Победы»
Каждый год, накануне Дня Победы, в детском саду проводятся мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. Дети, совместно с родителями, изготовили папки «Никто не забыт, ничто не забыто», «Я помню, я горжусь».
Традиционно каждой осенью в нашем детском саду проводится осеняя ярмарка и выставка «Дары осени», а зимой конкурс «Новогодняя игрушка». Родители вместе с детьми являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Формирование у детей любви к природе родного края, желание беречь ее и защищать, осуществляется в таких видах деятельности, как озеленение территории детского сада, участие в конкурсах на лучшую кормушку для птиц. Родители проявляют заинтересованность к таким мероприятиям и демонстрируют свои творческие способности.
Знакомство дошкольников с родным краем, родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю и, конечно же, здесь невозможно обойтись без участия и помощи родителей. Были проведены открытые занятия «Символика нашей Родины» «Город в котором я живу»
На таких занятиях детям прививается любовь к своей малой Родине – к своему городу, улице, на которой вырос, своему дому. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город – частица Родины. Сохранить свой город чистым, зеленым, комфортным для проживания – это долг каждого жителя города.
Родители приняли активное участие в конкурсе «Народная игрушка», цель которого обратить внимание на значение фольклора в развитии патриотических чувств, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, традициях русского народа.
Работая над темой «Моя семья», дети, совместно с родителями, изготовили семейные генеалогические деревья, альбом «Наша дружная семья». Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполнилось познавательным, эмоционально насыщенным содержанием.
Каждый год дети нашей группы являются участниками городских конкурсов
Родители интересуются результатами конкурсов, успехами своих детей, всегда сопровождают их на конкурс.
Совместно с родителями устраиваются выставки рисунков «Мамы всякие важны» «Мой папа самый сильный»….
Воспитанники нашей группы под руководством инструктора по ФИЗО ежегодно принимают участие и становятся призерами в городских спортивных соревнованиях. Дети знают, что они отстаивают честь своего детского сада, у них повышается личная самооценка. На этих соревнованиях всегда присутствуют родители, которые болеют за них, поддерживают их.
Многовековая история человечества свидетельствует о том, что любая цивилизация выдерживает самые суровые испытания, пока живы традиции, пока не оскудела историческая память. И, наоборот, процветающие сообщества погибают, когда исторические уроки и традиции предаются забвению или просто уничтожаются.
Возрождение России возможно при одном условии – дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основами которого служат многовековые традиции, сформировавшиеся на нравственных и этических ценностях христианства.
Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств дошкольников» выступление на педагогическом совете
Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература...
Обобщение опыта по теме: «Воспитание нравственных качеств дошкольника в игре»
Проведено обобщение материала по воспитанию нравственных качеств дошкольников в игре. Подобраны игры для детей и консультация для родителей, которую можно использовать при проведении родительскго собр...
Обобщение опыта работы по теме "Воспитание нравственных качеств дошкольника в игре "
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно пр...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с проблемой у...
Консультация для воспитателей из опыта работы "Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством дидактических игр"
В данном материале проанализирован опыт работы...
консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств дошкольника»
Консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"
Одной из главных задач педагогики является приобщение детей к русским народным традициям и традициям своего народа....