Комплексы упражнений для постановки ротовых соноров.
консультация (старшая группа)

Егорова Надежда Петровна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_uprazhneniy_dlya_postanovki_rotovyh_sonorov.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 23 «Чудо-Радуга» д. Кабицино, Боровского района, Калужской области

Рекомендации для родителей

Тема: «Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков [л] [л’], [р] [р’]

Подготовила

учитель-логопед

Егорова Н.П.

2020 год

Уважаемые родители!

      К сожалению, в сложившихся обстоятельствах, учитель-логопед не может проводить очные занятия с детьми.

      Но длительные перерывы в обучении, уж точно, не пойдут на пользу.

      Поэтому я подготовила для Вас, специально для занятий дома, комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков [л] [л’], [р] [р’], с подробной инструкцией.

      Эти упражнения можно делать всем детям, даже взрослым они будут полезны! (Мамы возьмите на заметку: эти упражнения укрепляют мышцы губ и щек)

      В дальнейшем планирую общение с Вами, путем подготовки подробных рекомендаций по другим темам.

Следите за публикациями!

      Спасибо за понимание! Будьте здоровы!

Надежда Петровна

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков [л] [л’], [р] [р’]

      Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.                                        

      Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.

Как делать гимнастику?

      Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребёнка навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать ребёнку больше 2-3 упражнений за раз.

      Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

      Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Как организовать работу?

Работа организуется следующим образом.

  • Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  • Показывает его выполнение.
  • Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
  • Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  • Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
  • В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Регулярное выполнение гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
  • подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.

Звуки [л] и [л’]

  • Заборчик
  • Трубочка
  • Окошко
  • Иголочка
  • Маляр
  • Оловянный солдатик
  • Качели
  • Непослушный язычок
  • Чистим зубки (верхние!)
  • Лошадка
  • Охотник идет по болоту

Звуки [р] и [р’]

  • Заборчик
  • Окошко
  • Терка
  • Непослушный язычок
  • Вкусное варенье
  • Чистим зубки (верхние!)
  • Дятел
  • Индюк
  • Лошадка
  • Фокусник

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указание.

Приготовься.

Улыбнись.

     Покажи зубы.

       Приоткрой рот.

         Подними язык вверх, потянись к верхней губе широким языком, оближи её.

Повтори 10 раз.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Дятел

Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка. Широко открыть рот. Описание. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Заборчик

Цель. Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ.

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти–десяти.

Указание.

Приготовься.

  Улыбнись.

    Покажи зубы.

       Удержи под счёт до 10 секунд.

Методические рекомендации. 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Иголочка

Цель. Развить боковые мышцы языка.

Описание. Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5—6 раз.

Методические рекомендации. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Указание.

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

     Покажи зубы.

        Приоткрой рот.

           Высуни узкий язык вперёд как можно дальше.

             Удержи под счет до 3-х секунд.

                Убери язык в глубь рта.

                   Удержи под счет до 3-х секунд.

                     Чередуй движения 10 раз.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Указание.

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

     Покажи зубы.

         Приоткрой рот.

            Кончиком языка касайся верхней губы – движения вперед-назад.

               На выдохе произноси «Бл-бл-бл» до 10 секунд.

Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Указание.

Приготовься.

    Улыбнись.

        Покажи зубы.

             Широко открой рот.

                 Тянись языком попеременно то за верхние зубы, то за нижние.

                   Повтори 5 раз.

Методические рекомендации. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Кто дальше загонит мяч

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щёки.

3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Лошадка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Указание.

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

     Покажи зубы.

       Приоткрой рот.

          Присоси язык к нёбу и щёлкай языком медленно и сильно до 10 секунд.

             Нижняя челюсть должна быть неподвижна

Методические рекомендации. 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Маляр

Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Указание.

Приготовься.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

         Приоткрой рот.

            Поставь язык за верхние зубы.

               Води языком по небу вперёд-назад.

                 Повтори 5 раз.

Методические рекомендации. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Непослушный язычок

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Указание:

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

         Покажи зубы.

            Приоткрой рот.

               Высуни язык, положи на нижнюю губу.

                  Кусай язык: «та-та-та-та-та-та-та».

                     Шлепай язык «пя-пя-пя-пя-пя-пя».

                         Удержи язык широким под счет до 10 секунд.

Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Окошко

Цель. Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении
Описание. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

Указание.

Приготовься.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

          Приоткрой рот.

             Удержи под счёт до 10 секунд.

Оловянный солдатик

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык за ВЕРХНИМИ зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, поставить узкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до десяти.

Указание.

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

         Приоткрой рот.

             Поставь узкий язык за верхние зубы.

                Удержи под счет до 10 секунд.

Охотник идет по болоту

Цель. вырабатывать умение направлять воздушную струю через боковые края языка для сонорных звуков.

Описание. положить язык между зубами и на ВЫДОХЕ бьем по щекам.

Указание.

Приготовься. Начинай.

    Улыбнись.

       Покажи зубы.

          Приоткрой рот.

             Поставь язык за верхними зубами.

                Вдохни воздух через нос.

                    Выдыхай через рот и бей кулачками по щечкам.

                       Повтори 5 раз.

Терка

Цель. Укрепление мышц боковых краев языка.

Описание. Прижат боковые края языка к верхним коренным зубам и вводить под счёт вперёд-назад 10 раз.

Фокусник

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться.

Чистим зубки

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние (нижние) зубы с внутренней стороны, делая движения языком с верху вниз и наоборот.

Указание.

Приготовься.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

         Приоткрой рот.

            «Почисти» кончиком языка верхние (нижние) зубы с внутренней стороны сверху вниз.

                 Нижняя челюсть неподвижна.

                    Повтори 10 раз.

Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляторных упражнений для постановки звуков

Комплексы артикуляторных упражнений для постановки звуков С, З, Ш, Ц, Р, Л...

Комплекс упражнений для развития актерских умений детей старшей группы, постановки голоса и дыхания.

При помощи комплексов упражнений Дети знакомятся с возможностями своего тела и голоса.Развивается воображение‚ мышление‚ разговорная речь ‚память‚ что не маловажно для развити...

Артикуляционные упражнения на постановку звуков: шипящих, свистящих, соноров.

Комплексы артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к воспроизведению:- шипящих;- свистящих;- соноров....

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Л, Ль.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...

комплексы артикуляционных упражнений для постановки звукопроизношения

комплексы артикуляционных упражнений для постановки звукопроизношения...

Комплексы упражнений направленные на коррекцию и постановки правильной осанки для детей 5-6 лет (старшей группы).

Комплексы упражнений направленные на коррекцию и постановки правильной осанки для детей 5-6 лет (старшей группы)....

Комплекс упражнений для постановки свистящих звуков

Данный материал в простой и доступной форме помогает родителям , у которых дети посещают логопедические детские сады, заниматься дома самостоятельно....