комплексы артикуляционных упражнений для постановки звукопроизношения
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
комплексы артикуляционных упражнений для постановки звукопроизношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_artikulyatsionnyh_uprazhneniy.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение органов артикуляции при произнесении
свистящих звуков С, З, Ц
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть её приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке Ц сначала смычку, потом щель); движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
«Загнать мяч в ворота»;
«Наказать непослушный язык»;
«Сделать язык широким» («Лопаточка»);
«Кто дальше загонит мяч?»;
«Почистим зубы».
______________________________________________
«Загнать мяч в ворота»
Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя между двумя кубиками.
Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
______________________________________________
______________________________________________
«Наказать непослушный язык»
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя – пя – пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
______________________________________________
«Сделать язык широким» (Лопаточка)
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пять – десяти.
Методические указания. 1. губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
____________________________________________________________________________________________
«Кто дальше загонит мяч?»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не Х. т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
______________________________________________
«Почистим зубы»
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от коренных нижних зубов.
Положение органов артикуляции при произнесении
шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твёрдого нёба, при этом кончик языка образует щель с твёрдым нёбом (при Ч – сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперёд и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идёт посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
«Наказать непослушный язык»
«Сделать язык широким» («лопаточка»)
«Приклей конфетку»
«Грибок»
«Кто дальше загонит мяч?»
«Вкусное варенье»
«Гармошка»
«Фокус»
______________________________________________
«Наказать непослушный язык»
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя – пя – пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
______________________________________________
______________________________________________
«Сделать язык широким»(Лопаточка)
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пять – десяти.
Методические указания. 1. губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
______________________________________________
______________________________________________
«Приклей конфетку»
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски. Приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
______________________________________________
«Грибок»
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
____________________________________________________________________________________________
«Кто дальше загонит мяч?»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не Х. т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
______________________________________________
______________________________________________
«Вкусное варенье»
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
______________________________________________
«Гармошка»
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания. Следить, чтобы при открывании рта, губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
______________________________________________
______________________________________________
«Фокус»
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придерживать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
______________________________________________
Положение органов артикуляции при произнесении
Звука Л
Для произнесения звука Л не обходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:
«Наказать непослушный язык»;
«Вкусное варенье»;
«Пароход гудит»;
«Индюк»;
«Качели»;
«Пощёлкать кончиком языка»;
«Беззвучно пощёлкать кончиком языка»;
______________________________________________
«Наказать непослушный язык»
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя – пя – пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
______________________________________________
______________________________________________
«Вкусное варенье»
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
______________________________________________
______________________________________________
«Пароход гудит»
Цель. Вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход).
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
____________________________________________________________________________________________
«Индюк»
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ (как индюк болбочет).
Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
____________________________________________________________________________________________
«Качели»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными А, Ы, О, У.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз.
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
______________________________________________
______________________________________________
«Пощёлкать кончиком языка»
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
____________________________________________________________________________________________
«Беззвучно пощёлкать кончиком языка»
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребёнку определить место языка при произнесении звука Л.
Описание. Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в упражнении «Пощёлкать кончиком языка», только беззвучно.
Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
______________________________________________
Положение органов артикуляции при произнесении
Звука Р
Для произнесения звука Р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
«Чьи зубы чище»
«Маляр»
«Кто дальше загонит мяч?»
«Пощёлкать кончиком языка»
«Вкусное варенье»
«Индюк»
«Барабанщик»
______________________________________________
«Чьи зубы чище?»
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
____________________________________________________________________________________________
«Маляр»
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.
Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
____________________________________________________________________________________________
«Кто дальше загонит мяч?»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не Х. т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
______________________________________________
______________________________________________
«Пощёлкать кончиком языка»
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
______________________________________________
______________________________________________
«Вкусное варенье»
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
______________________________________________
______________________________________________
«Индюк»
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ (как индюк болбочет).
Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
____________________________________________________________________________________________
«Барабанщик»
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д:
д – д – д. сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Методические указания. 1. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук Д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
______________________________________________
Упражнения для дифференциации свистящих и шипящих звуков С – Ш, З – Ж, Ц –Ч:
«Качели»,
«Насос»,
«Шар лопнул»,
«Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори»,
«Если звук угадал, верно слово ты назвал»,
«На картинку посмотри, её верно назови»,
«Кто лучше придумает?»,
Разучивание с ребёнком стихотворения.
______________________________________________
«Качели»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными А, Ы, О, У.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз.
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
______________________________________________
______________________________________________
«Насос»
Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука С. (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная.)
Описание. Предложить ребёнку длительно произнести звук С (тик, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука С язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
______________________________________________
______________________________________________
«Шар лопнул»
Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука Ш. (Язык находится за верхними зубами, струя воздуха тёплая.)
Описание. Предложить ребёнку длительно произнести звук Ш (так, как выходит воздух из проколотой шины). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука Ш передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
______________________________________________
______________________________________________
«Угадай, что это»
Цель. Научить ребёнка различать звуки С и Ш при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения.
Описание. Взрослый не спеша произносит поочерёдно звуки С и Ш, а ребёнок соответственно звуку должен показывать то на картинку, изображающую велосипедный насос (если он слышит звук С), то на картинку, изображающую проколотую шину (если но слышит звук Ш). Потом взрослый показывает то на картинку с насосом, то на картинку с шиной, а ребёнок соответственно называет тот или иной звук.
____________________________________________________________________________________________
«Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори»
Цель. Научить ребёнка различать и правильно произносить звуки С и Ш в слогах.
Описание. Предложить ребёнку произносить за взрослым слоги (попарно), соблюдая определённую последовательность: СА – ша, со – шо, шу – су, сы – ши и т.д. при этом надо прикрыть листком бумаги рот (держа бумагу на расстоянии 15 – 20 см ото рта), чтобы ребёнок не видел артикуляцию этих звуков, а воспроизводил их только на слух. Произносить звукосочетания следует громко, чётко.
____________________________________________________________________________________________
«Если звук угадал, верно слово ты назвал»
Цель. Показать ребёнку, что с изменением звука может измениться и слово.
Описание. Предложить ребёнку правильно повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой дифференцируемых звуков С и Ш меняется их смысл. Ребёнок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое значение. Например, объяснить, что такое мишка и что такое миска, и указать, в каком слове звук С, а в каком – Ш. Можно взять следующие слова: кашка – каска, мишка – миска, крыша – крыса и др.
______________________________________________
______________________________________________
«На картинку посмотри, её верно назови»
Цель. Научить ребёнка не смешивать звуки С и Ш, когда они встречаются в одном и том же слове.
Описание. Подобрать картинки, в названии которых одновременно встречаются звуки С и Ш и попросить ребёнка правильно их назвать: Саша, шоссе, сушки, старушка, солнышко, машинист, стеклышко, пушистый снег и др. при отсутствии картинок можно предложить ребёнку повторять эти слова за взрослыми.
______________________________________________
______________________________________________
«Кто лучше придумает?»
Цель. Научить ребёнка правильно употреблять звуки С и Ш во фразах.
Описание. По картинкам, подобранным для предыдущего упражнения, ребёнок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребёнок составляет с этим словом предложение. Можно соревноваться, чье предложение интереснее. Сначала предложение должен составить взрослый, а затем ребёнок. Например, со словом шоссе можно составить такую фразу: Саша шла по тропинке вдоль шоссе.
____________________________________________________________________________________________
Выучите с ребёнком стихотворение
(Ребёнок должен правильно произносить звуки С и Ш во всех словах.)
Дифференциация последующих пар звуков З – Ж, Ц – Ч, СЬ – Щ отрабатывается в том же порядке.
При уточнении изолированных звуков используются звукоподражания: при уточнении звука З нужно вспомнить, как звенят комары, звука Ж – как жужжат жуки, звука Ц – как Маша пригрозила расшумевшимся куклам, звука Ч – как стрекочет кузнечик, звука СЬ – как льётся тоненькая струйка воды из крана, звука Щ – как шипит змея.
Упражнения для дифференциации сонорных звуков Л – Р
«Завести мотор у самолёта»
«Пароход гудит»
«Угадай, что это»
«Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори»
«Если звук угадал, верно слово ты назвал»
«На картинку посмотри, её верно назови»
«Кто лучше придумает?»
«Выучите с ребёнком стихотворение»
______________________________________________
«Завести мотор у самолёта»
Цель. Уточнение и отработка артикуляции звука Р. (Язык находится за верхними зубами и там вибрирует.)
Описание. Предложить ребёнку длительно произносить звук Р, подражая звуку мотора у самолёта. Обратить его внимание на то, что широкий кончик языка поднят к нёбу и дрожит.
____________________________________________________________________________________________
«Пароход гудит»
Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука Л. (Язык поднят за верхние зубы и там прижат.)
Описание. Предложить ребёнку длительно произнести звук Л, напоминающий гудок парохода. Обратить его внимание на то, что кончик языка прижат к нёбу и не двигается.
____________________________________________________________________________________________
«Угадай, что это»
Цель. Научить ребёнка различать звуки Л и Р при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения.
Описание. Взрослый не спеша произносит поочерёдно звуки Л и Р, а ребёнок соответственно звуку должен показывать то на картинку, изображающую пароход (если он слышит звук Л), то на картинку, изображающую самолёт (если но слышит звук Р). Потом взрослый показывает то на картинку с пароходом, то на картинку с самолётом, а ребёнок соответственно называет тот или иной звук.
______________________________________________
______________________________________________
«Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори»
Цель. Научить ребёнка различать и правильно произносить звуки Л и Р в слогах.
Описание. Предложить ребёнку произносить за взрослым слоги (попарно), соблюдая определённую последовательность: ла–ра, ло –ро, лу –ру, лы –ры и т.д. при этом надо прикрыть листком бумаги рот (держа бумагу на расстоянии 15 – 20 см ото рта), чтобы ребёнок не видел артикуляцию этих звуков, а воспроизводил их только на слух. Произносить звукосочетания следует громко, чётко.
____________________________________________________________________________________________
«Если звук угадал, верно слово ты назвал»
Цель. Показать ребёнку, что с изменением звука может измениться и слово.
Описание. Предложить ребёнку правильно повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой дифференцируемых звуков Л и Р меняется их смысл. Ребёнок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое значение. Например, объяснить, что такое булки и что такое бурки, и указать, в каком слове звук Л, а в каком – Р. Можно взять следующие слова: юла – Юра, малина – Марина, лак – рак и др.
______________________________________________
______________________________________________
«На картинку посмотри, её верно назови»
Цель. Научить ребёнка не смешивать звуки Л и Р, когда они встречаются в одном и том же слове.
Описание. Подобрать картинки, в названии которых одновременно встречаются звуки Л и Р и попросить ребёнка правильно их назвать: журнал, рыболов, проволока, крыло, милиционер, орёл, балерина, портфель, рояль и др. при отсутствии картинок можно предложить ребёнку повторять эти слова за взрослыми.
______________________________________________
______________________________________________
«Кто лучше придумает?»
Цель. Научить ребёнка правильно употреблять звуки Л и Р во фразах.
Описание. По картинкам, подобранным для предыдущего упражнения, ребёнок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребёнок составляет с этим словом предложение. Можно соревноваться, чье предложение интереснее. Сначала предложение должен составить взрослый, а затем ребёнок.
____________________________________________________________________________________________
Выучите с ребёнком стихотворение
(Ребёнок должен правильно произносить звуки Л и Р во всех словах.)
______________________________________________
Упражнения для дифференциации
звонких и глухих звуков
Т – Д, П – Б, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж)
«Поехали в вагончике»
«Барабанщики»
«Угадай, что это»
«Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори»
«Если звук угадал, верно слово ты назвал»
«На картинку посмотри, её верно назови»
«Кто лучше придумает?»
«Выучите с ребёнком стихотворение»
______________________________________________
«Поехали в вагончике»
Цель. Проверить произнесение звука Т и одновременно обратить внимание ребёнка на то, что в образовании звука Т голос не участвует.
Описание. Предложить ребёнку несколько раз не спеша произнести звук т, напоминающий звук, который издают колёса поезда: «Т – т – т…». Обратить его внимание на то, что когда мы произносим звук т, голос «спит» и стенки его домика не дрожат. Чтобы ребёнок убедился в этом, приложить тыльную сторону его руки спереди к шее. Следить, чтобы ребёнок произносил звук т тихо и без добавления гласных (т.е. не тэ, та, ту, ты а т), так как в образовании гласных звуков участвует голос и ощущается вибрация от колебания голосовых связок.
____________________________________________________________________________________________
«Барабанщики»
Цель. Проверить произнесение звука д и одновременно обратить внимание ребёнка на то, что в образовании звука д участвует голос.
Описание. Предложить ребёнку несколько раз не спеша произнести звук д (как бьют в барабан). Обратить его внимание на то, что, когда мы произносим звук д, голос «поёт» и стенки домика дрожат. Чтобы ребёнок убедился в этом, можно приложить тыльную сторону его руки спереди к шее.
____________________________________________________________________________________________
«Угадай, что это»
Цель. Научить ребёнка различать звуки Т и Д при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения.
Описание. Взрослый не спеша произносит поочерёдно звуки Т и Д, а ребёнок соответственно звуку должен показывать то на картинку, изображающую барабан (если он слышит звук Д), то на картинку, изображающую вагон (если но слышит звук Т). Потом взрослый показывает то на картинку с барабаном, то на картинку с вагоном, а ребёнок соответственно называет тот или иной звук.
______________________________________________
______________________________________________
«Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори»
Цель. Научить ребёнка различать и правильно произносить звуки Т и Д в слогах.
Описание. Предложить ребёнку произносить за взрослым слоги (попарно), соблюдая определённую последовательность: та–да,
то –до, ду –ту, ты –ды и т.д. при этом надо прикрыть листком бумаги рот (держа бумагу на расстоянии 15 – 20 см ото рта), чтобы ребёнок не видел артикуляцию этих звуков, а воспроизводил их только на слух. Произносить звукосочетания следует громко, чётко.
____________________________________________________________________________________________
«Если звук угадал, верно слово ты назвал»
Цель. Показать ребёнку, что с изменением звука может измениться и слово.
Описание. Предложить ребёнку правильно повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой дифференцируемых звуков Т и Д меняется их смысл. Ребёнок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое значение. Например, объяснить, что такое тушь и что такое душ, и указать, в каком слове звук Т, а в каком – Д. Можно взять следующие слова: точка – дочка, Том – дом, катушка – кадушка, тень – день, уточка – удочка, трава – дрова тина – Дина и др.
______________________________________________
______________________________________________
«На картинку посмотри, её верно назови»
Цель. Научить ребёнка не смешивать звуки Т и Д, когда они встречаются в одном и том же слове.
Описание. Подобрать картинки, в названии которых одновременно встречаются звуки Т и Д и попросить ребёнка правильно их назвать: доктор, дети, детсад, следопыт, дятел, родители и др. при отсутствии картинок можно предложить ребёнку повторять эти слова за взрослыми.
______________________________________________
______________________________________________
«Кто лучше придумает?»
Цель. Научить ребёнка правильно употреблять звуки Т и Д во фразах.
Описание. По картинкам, подобранным для предыдущего упражнения, ребёнок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребёнок составляет с этим словом предложение. Можно соревноваться, чье предложение интереснее. Сначала предложение должен составить взрослый, а затем ребёнок.
____________________________________________________________________________________________
Выучите с ребёнком стихотворение
(Ребёнок должен правильно произносить звуки Т и Д во всех словах.)
______________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Л, Ль.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Р, Рь.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гтмнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [ Р ]
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимаю...
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков.
Упражнения, развивающие подвижность речевого аппарата....
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Ш, Ж.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [Л]
Артикуляционные упражнения для постановки звука [Л]...
Комплексы артикуляционных упражнений для постановки звуков
Язычок делает зарядку для звука Л Как часто можно услышать, от малышей вместо слов лампа - вампа, стол - стой, салат - саят. Правильному и чёткому произношению пока ещё трудного звука Л способств...