Комплексы артикуляторных упражнений для постановки звуков
методическая разработка по логопедии по теме
Комплексы артикуляторных упражнений для постановки звуков С, З, Ш, Ц, Р, Л
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_dlya_postanovki_zvukov.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка звука С /серия 1/
- Пожевать язык губами: па-па-па
- Пожевать язык зубами: та-та-та
- Жевать боковые края языка.
- Петь: И-И-И
- Жевать язык боковыми зубами и петь: И-И-И
- «Орешек» (упирать язык то в левую, то в правую щеку)
- Катать «орешек» по кругу (водить языком справа налево через верхнюю и нижнюю губу)
- «Мостик» («горка»)
- «Разводные мосты» (поднять «мостик» наверх)
- «Мостик» построить – разрушить
- «Мостик» впереди – «мостик» в глубине
- Вытянуть губы «трубочкой»: У-У-У
- Оскал, губы в улыбке, зубы «заборчиком»
- Оскал – «трубочка» (И – У)
- «Зайчик» - зубы «заборчиком», поднять верхнюю губу (намор-щить нос), опустить на место
- Произнести Т на улыбке с опущенным кончиком языка, подуть на язычок
Постановка звука З /серия 1,а/
- Поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха, то стона на вдохе и выдохе (правая рука ребенка лежит на горле взрослого, левая на его собственном горле.
- Петь гласные А, У, О шепотом – голосом.
- Протяжно произнести с-с-с, не прерывая звука, включить голос и переходить на з-з-з (контроль руки на горле); произносить: С-З, С-З, С-З.
- Произносить: МММЗА, НННЗА, ЛЛЛЗА.
- Произносить: АЗМА, АЗНА, АЗЛА.
- Произносить: АЗД, ОЗБ, УЗВ.
- Произносить слова типа: СБОР, СДУТЬ.
Постановка звука Ш /серия 3/
- Тянуть широкий язык к носу без помощи нижней губы (язык здоровается с носом)
- Облизывание верхней губы (лакательные движения)
- Цоканье на верхней губе (нижняя не помогает)
- «Прятки»: - «мартышка» (убрать язык под нижнюю губу)
- «бульдог» (убрать язык под верхнюю губу)
5. Почистить языком верхние зубы.
6. «Ступеньки наверху» -язык на верхней губе
-под верхней губой
-за верхними зубами
7. «Фокус» - приклеить бумажку к носу, сдувать языком.
8. «Лопатка»
9.Сосчитать верхние зубы языком (язык прикладывается к краю зубов)
10. «Чашечка»
Постановка звука Ц
- «Улыбочка» - губы в улыбке, зубы не видны.
- «Заборчик» - губы растянуты в улыбке, видны верхние и нижние зубки.
- «Горка»
- Язык в положении «горки», произносить: Т-Т-Т, постепенно убыстряя темп.
- Тянуть: А-А-А, присоединить ТС получается АТС-АТС-АТС, убыстряя темп, должно получиться Ц-Ц-Ц
- Кончик языка опущен к нижним зубам, произнести: Т-Т-Т (прикусывая верхними зубами переднюю часть языка), а затем С. Сначала эти звуки произносятся раздельно с паузой, а потом слитно в один выдох – получится Ц.
- Произносить АТ-АТ, постепенно прикусывая переднюю часть языка, получается АТ-С, убыстряя темп, получится Ц.
- Произносить АТ, ИТ, ЯТ, ОТ, УТ.
- Произносить эти слоги, постепенно убыстряя темп: АТС, ИТС, ЯТС, УТС.
- Получаем звук в обратном слоге. Резкий выдох, короткое произношение.
- Игры: подуть на маленькие бумажки на столе, на руке. Бумажки должны разлететься. Произносить АЦВА, АЦВИ, АЦВЕ и т.д. От стечения согласных перейти к прямому слогу ЦА, ЦЫ, ЦО.
Постановка звука Р /серия 4/
- Найти верхние бугорки, покрасить их языком, покрасить небо.
- Тихий молоточек: Т-Т-Т в верхние бугорочки (рот открыт), потом то же самое, только с голосом: Д-Д-Д (громкий молоточек)
- Игры с Д:
- Д-Д (2 удара – дятел стучит)
- Д-Д-Д (3 удара – барабан)
- Д-Д – Д-Д-Д (чередование дятел – барабан)
- Пулеметик: Д-Д-Д-Д-Д…Если постучать ладошкой по нижней челюсти и подуть, может получиться ДР-ДР
- Балалайка (моторчик): произносить Д-Д-Д-Д… и работать пальчиком или соской под языком.
- Балалайка (моторчик): произносить ДЖ или Ж-Ж-Ж… при открытом рте и работать пальчиком или соской под языком.
- Останови лошадку: ТПРУ губами.
- Завести мотоцикл – язык вибрирует между губами, помочь пальцами, чтобы язык заработал, далее раздвинуть губки и язык вибрирует один между зубами.
- Сплевывать с языка маленький кусочек бумажки.
- Индюк: БЛ-БЛ-БЛ-БЛ по верхней губе, потом по верхним зубкам, затем за верхними зубами.
- Лошадка – цоканье языка при широко открытом рте.
- Грибок – язык присосать к верхнему небу.
- Резиночка – растягивать уздечку под языком, широко открывая и закрывая рот.
- Произносить Д-Д (дятел), добавляя гласные в начале и в конце слова: АДДКА, УДДКА,…
Постановка звука Л /серия 5/
- Лопаточка – иголочка.
- Часики (нижняя челюсть неподвижна)
- Язык тянется за конфеткой.
- От гласного А, Ы, Е поднимать язык наверх.
- Пароход гудит: произносить ЫЫЫ, зажать язык зубами, получится Л.
- Индюк: произносить БЛ-БЛ-БЛ… быстро и останавливаться, можно добавлять гласные: БЛ-БЛ-БЛА,…
- Чтобы убрать мягкость или гнусавый оттенок, язык зажать между зубами, хлопать руками по щекам, чтобы воздух шел по бокам – игра на гармошке, либо приложить пальчики к уголкам рта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Л, Ль.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Р, Рь.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гтмнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [ Р ]
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимаю...
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков.
Упражнения, развивающие подвижность речевого аппарата....
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Ш, Ж.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [Л]
Артикуляционные упражнения для постановки звука [Л]...
Комплексы артикуляционных упражнений для постановки звуков
Язычок делает зарядку для звука Л Как часто можно услышать, от малышей вместо слов лампа - вампа, стол - стой, салат - саят. Правильному и чёткому произношению пока ещё трудного звука Л способств...