Воспитание ценностей у детей дошкольного возраста
консультация
Духовные ценности – это идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Они устанавливаются как обществом, так и человеком непосредственно для себя. В отличие от материальных ценностей, они не имеют конкретной стоимости. Однако их значение для личности может быть несоизмеримо выше.
цель воспитания: создание условий, воспитательных систем, программ и технологий, способствующих формированию личности дошкольника на основе духовно – нравственных ценностей принятых в российском обществе, правил и норм поведения, в интересах человека, семьи, общества и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_vopros_diskussii.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
1)Воспитание ценностей у детей дошкольного возраста
– это систематическое, целенаправленное педагогическое воздействие на ребёнка с целью формирования определённых ценностей, принятых в обществе.
Оно протекает постепенно по мере взросления ребёнка, происходит овладение дошкольниками общественно-историческим опытом (знания, навыки и умения),
в принятии общепринятых норм поведения, правил, нравственных ценностях.
Для того чтобы познание протекало ненавязчиво, занимательно педагоги используют различные приёмы и методы, технологии педагогического воздействия (театрализация, квест-технологию, экспериментирование и т.д.)
Формирование духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Духовные ценности – дружба, бескорыстие, добро, долг, честь, человечность, семья.
Нравственность – это совокупность моральных качеств, система правил и принципов поведения, основанная на его убеждениях. Нравственность – это наше правильное отношение к окружающему миру, к природе, к другим людям. В целом оно укладывается в золотое правило: не делай другому того, чего не желаешь себе.
О нравственности мы судим по поступкам. Но иногда человек совершает хорошие поступки просто для достижения своей, иногда корыстной , цели.
Можно быть нравственным человеком, но при этом совершенно бездуховным, потому как нравственность не гарантирует духовности. Нравственность тогда начинает положительно определять духовность, когда человек стремится к исполнению Божиих заповедей в своей жизни. Только в этом случае его поступки имеют положительную окраску и постепенно приводят к тем духовным ценностям, без которых вся нравственность сама по себе ничего не стоит.
Духовность сокрыта от внешнего взора, она концентрируется в самом духе человека.
В XX веке появилась более широкая трактовка, согласно которой духовные ценности можно определить как две большие группы ценностей:
- нематериальные культурные ценности (народное творчество, музыка, литература, поэзия, знания, научные достижения и прочее);
- этические, эстетические, моральные, нравственные, религиозные и прочие «общечеловеческие» ценности (добро, любовь, дружба, патриотизм, храбрость, верность, честность и прочее).
Духовные ценности – это идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Они устанавливаются как обществом, так и человеком непосредственно для себя. В отличие от материальных ценностей, они не имеют конкретной стоимости. Однако их значение для личности может быть несоизмеримо выше.
цель воспитания: создание условий, воспитательных систем, программ и технологий, способствующих формированию личности дошкольника на основе духовно – нравственных ценностей принятых в российском обществе, правил и норм поведения, в интересах человека, семьи, общества и государства.
В связи с этим, обозначим этапы формирования нравственных ценностей у старших дошкольников. Обобщая исследования Л. Гладких, выделим основные возрастные этапы нравственного развития дошкольников:
– Первый год жизни характерен потребностью ребенка в эмоционально-телесном контакте с матерью, что является первой социально-нравственной потребностью. В процессе такого общения формируется начальная форма эмоционально-нравственного понимания речи, доверие, открытость окружающему миру.
– Последующие два года ребенка характеризуются осваиванием предметного мира с уяснением смысла и назначения объектов познания. Создание необходимых условий способствует формированию такой нравственной ценности как сочувствие, которое закладывает нравственную ориентировку ребенка в мире.
– В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) «в общении с близкими взрослыми ребенок осваивает нравственный смысл: «добрый–злой», «хорошо–плохо», «можно–нельзя–надо», что обеспечивает конструктивные отношения с окружающим миром. Ребенок к концу третьего года приобретает доверие, милосердие и послушание; трудолюбие и потребность помогать старшим, заботиться о них.
– В среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) к уже сформировавшимся нравственным качествам добавляются такие как умение подчинять свои желания требованиям других, ответственность за порученное дело, развиваются религиозные чувства, любовь к Богу.
– Для детей 5–6 лет характерно умение управлять своим поведением, формирование религиозных чувств не только на эмоциях, но и используя определенные знания, правильное представление о добре и зле, справедливости. Духовно-нравственное развитие ребенка этого возраста в процессе бытовой, игровой и изобразительной деятельности обеспечивает освоение основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети 5–6 лет способны идентифицировать себя с другими взрослыми, персонажами сказок. Доверие ко взрослым и подражание им позволяет принять такую норму поведения, как правдивость.
– В шесть-семь лет происходит осознание своего «Я». Целостность осознания у детей 6–7 лет собственного «Я», как устойчивое и определяющее личностное основание, сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста .
Таким образом, формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников предусматривает развитие и воспитание таких качеств личности как мотивация к социально-моральному поведению, эмоционально-чувственная реакция на явления окружающей действительности, которые в последующем развитии ребенка формируются в единую систему.
3.4. Духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
У детей нет врождённого понимания нравственных ценностей и чувства патриотизма. Процесс их формирования длительный. Задача взрослого помочь ребёнку увидеть и понять основополагающие ценности общества: семья, забота, милосердие, труд, благодарность, мужество, подвиг, святая память.
Духовно-нравственное воспитание и развитие человека строится на системе фундаментальных истин и традиционных ценностей народа, которые выработаны на протяжении длительного времени и соответствуют истории, культуре и духу этого народа. Поэтому духовно-нравственное воспитание и развитие ребёнка в нашей стране тесным образом связано с православной культурой как источником формирования нравственных ценностей, воспитателем высоких образцов нравственной жизни.
Поэтому традиционно в детском саду в систему воспитательной работы включены мероприятия, в основе которых лежат традиционные народные православные праздники («Святки», «Коляда, коляда», «Широкая Масленица» и другие).
Цель духовно-нравственного воспитания дошкольников: это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение дошкольников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали, основывающейся на традиционных российских ценностях.
Основные воспитательные задачи:
- способствовать превращению нравственных установок российского общества, таких как доброта, честность, долг, совесть, достоинство во внутренние качества личности каждого дошкольника:
- приобщение детей дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям.
- формировать светлую оптимистическую детскую картину мира.
Основные формы и содержание деятельности:
1)Этические беседы. Чтение художественной литературы (рассказов).
Направленны на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. Тема бесед может быть различной.
- «Что такое хорошо и что такое плохо»,
- « Что есть добро, а что – зло»,
- «Будь послушным. Как человек стал послушным»,
- « Не спорь! Прости! (о прощении, упрямстве)»,
- « Будь скромным! Не хвастайся! (о скромности и хвастовстве)».
Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали, заключается в том, чтобы они ни в коем случае не должны переходить в чрезмерную назидательность, беседы должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций.
2) Чтение сказок.
Сказки позволяют ребёнку очеловечивать мир животных, вещей, которые входят в его жизнь. Он начинает чувствовать в них - разум, мудрость, доброту. Если ребёнок этого не переживёт, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия. ( Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб», Г.Х. Андерсен «Старый уличный фонарь», «Чайник», «Пастушка и трубочист»; Астрид Линдгрен «Весёлая кукушка»).
3)Народные игры.
В детском саду есть игры, которые переходят от поколения к поколению: «Коршун и цыплята», «Гуси – лебеди», «У медведя во бору..» и т. д.
Русская народная игра – это наша историческая память. То что они прошли сквозь века, говорит об их актуальности и нужности детям. Игра – это минуты радости, соревнований, забавы. Данные подвижные игры позволяют ненасильственно выработать навык поведения: способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, учиться разрешать конфликты. У ребенка формируется способность к волевым усилиям. Неоценимым богатством являются календарные народные игры (К Пасхе – игры с яйцами; «Два Мороза», «Горелки» и другие ).
4)Тематические досуги
В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить воспитанников в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
Приобщение детей дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям помогают осуществить проведение групповых мероприятий приуроченных к народным праздникам. К этим досуговым мероприятиям привлекаются родители.
Темы могут быть различны: « Вот блины мои, блины …», «Коляда пришла – отворяй ворота» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире
Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников нас часто посещали мысли. Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Ца...
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире».
Консультативный материал по духовно-нравственному воспитанию дошкольников по средствам семьи и педагогов дошкольных организаций...
Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...
Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотич...
Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей
Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...
Воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста
Воспитание семейных ценностей у дошкольников при взаимодействии с семьей....