Русская народная культура в музыкальной деятельности дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Что такое детский фольклор. Его значение в музыкальной деятельности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_narodnaya_kultura.docx | 16.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Русская народная культура
в музыкальной деятельности дошкольника
Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течении многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость, оказывая на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и широко используются детьми в играх. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.
Природа, быт, обычаи нашли широкое отражение в музыке. Дети знакомятся со звучанием русской народной музыки в исполнении оркестра, хора, певцов-вокалистов. На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни и сказки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, поэтому из уст в уста передавали свои сочинения, из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил, поэтому и называют народными. Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов, которые в своём творчестве использовали народные мелодии. Это – М.И. Глинка, П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков.
Произведения русского народного музыкального творчества просты, образны и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Дети младшего возраста с удовольствием слушают коротенькие байки (колыбельные), потешки, шутки-прибаутки, плясовые мелодии. Очень любят весёлую, задорную музыку: начинают прихлопывать, притопывать. На звучание спокойной, ласковой музыки – затихают, успокаиваются, начинают покачиваться в такт музыки.
Содержание народных произведений для старших дошкольников – иное: в них отражены – природа, быт, труд народа, его традиции и обычаи. В репертуаре старших дошкольников много народных песен разного характера – шуточные, задорные, плясовые, напевные, задушевные, лирические, комические. Эти песни богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе с детьми над формированием у них протяжного пения, чистоты интонирования мелодии, широкого дыхания, правильной дикции. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно- воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, весна-красна, Ванечка – дружок и т.д.). Русские народные песни хороши ещё тем, что их можно инсценировать, а короткий текст потешки, не только хорошо и быстро усваивается детьми, но и может быть дополнительно включён в игру. Красивая, несложная мелодия, разнообразные ритмы, яркая гармония вызывает у детей эмоциональную отзывчивость. Такое многообразие народной музыки целесообразно использовать для танцевальных движений, хороводов, плясок, для оркестра.
Танец тесно связан с народной песней и народной музыкой. Он, как и песня отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера, где отражается русское веселье и задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. А сколько искристой радости в глазах детей, когда они ловко играют ложками в оркестре (ансамбль ложкарей). Трудно переоценить значение русского народного фольклора для детей.
Большое значение на ребёнка, на формирование его поведения оказывает русская народная игра. В ней заложены большие возможности для формирования детского музыкально – игрового творчества. Это обусловлено, прежде всего, художественными качествами музыкального фольклора, яркими образами и интонационной выразительностью. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения – точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми, считалочками, жеребьёвками, потешками, которые составляют неоспоримый игровой фольклор. Игра пробуждает у детей интерес, будит воображение. Во всех народных играх проявляется любовь русского человека к веселью и удальству. Игра – это не только развлечение, это школа воспитания. Она развивает у детей – ловкость, меткость, быстроту и силу, учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. А сколько новых впечатлений черпают дети в игре! Что ни прибаутка, то яркая и динамичная сценка в действии. Все прибаутки, дразнилки, считалки и песенки отличаются ритмичностью. Иной раз, проговаривая их, дети скандируют. Этот приём развивает чувство ритма. Затейливость игр всегда зависела от самих играющих, которые умело фантазировали, вносили в содержание игры изменения.
И, конечно, - русский народный костюм. Сколько радости и желания испытывают дети, примеряя его. Костюм помогает войти ребёнку в образ, наиболее тесно прикоснуться к русскому народному фольклору и полюбить его. И тогда, песня, танец и игра становятся более выразительными, более желанными, рождается детское творчество.
Таким образом, приобщение детей к русскому народному творчеству – это очень важная и благородная задача, т.к. русский народный фольклор, используемый в работе с детьми, развивает у детей художественный вкус, творческий потенциал, пробуждает чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"
Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя....
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях
Приобщение детей к музыкальной культуре русского народа является одним из основных средств формирования у них патриотических чувств, развития нравственности и духовности....
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях
Презентация опыта работы...
Творческий отчет по теме: « Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность»
Творческий отчёт за 5 лет....
Приобщение дошкольников к русской народной культуре, через театрализованную деятельность
П.редлагаю Вашему вниманию, сценарий развлечения, посвященный дню рождения матрешки...
Русская народная культура в музыкальном воспитании дошкольника. "Честная Масленица - Широкая Боярыня"
Дошкольное детство — очень важный период для закладки ценностных ориентиров и культурно-нравственных основ. По мере взросления ребенка они дадут ему крепкий фундамент и хорошую подпитку дл...
Программа Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры средствами музыкального фольклора и инновационной деятельности.
Программа Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры средствами музыкального фольклора и инновационной деятельности....