Семинар-практикум для родителей "Эффективные способы развития речи детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
Практические советы для родителей младших групп по развитию речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_mot._seminar-praktikum.docx | 401.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные способы развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ; дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Предварительная работа.
- Проведение анкетирования (Приложение 1)и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме, анализа анкет и бесед с родителями.
- Обсуждение вопросов подготовки к семинару с родителями, желающими поделиться опытом.
- Подбор пособий, игр, литературы по теме.
- Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
- Оформление памяток для родителей: «Поиграем, малыши!», «Норма и отклонения в речевом развитии ребенка»
- Подготовка презентации для родителей по теме семинара.
- Подбор музыкального сопровождения для мероприятия.
Оборудование и материалы.
В группе: Проектор, ноутбук. На столах (стоят буквой «П»)вниманию родителей представлены игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей: игры-шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание, конструкторы мелкие, мозаики, дидактические кубы, кубики разные, матрёшки, пирамидки, мелкие предметы для выкладывания узоров на плоскости стола (пуговицы, бусины, пробки, цветные палочки, геометрические фигуры, цветные шнурки), различные виды бус (для нанизывания), материал для массажа (массажёры Су-джок, массажные мячи, шишки сосновые, прищепки, грецкие орехи, шестигранные карандаши), ёмкости с горохом, пробками (игры в «прятки»).
Раздаточный материал для родителей:
- Памятка для родителей на тему: «Норма и отклонения в речевом развитии ребенка»
(Приложение 2).
- Памятка для родителей с практическими рекомендациями по развитию мелкой моторики рук «Поиграем, малыши!» (Приложение 3).
Ход мероприятия
Организационный момент.
В начале мероприятия ведущий под музыку предлагает родителям послушать отрывок из стихотворения
1 часть. «Норма и отклонения в речевом развитии ребенка младшего возраста»
Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: — О! Как же ты красива.
В раннем возрасте малыши с интересом познают окружающий их мир, при этом речь ребенка в 3 года является важной составляющей. Для родителей очень важно следить за развитием крохи, усвоением новой информации. В этом возрасте малыш должен говорить понятно, пусть он пока и не может произносить сложных предложений. Уже к четырем годам речь должна быть насыщена местоимениями, прилагательными, которые позволяют описывать свойства окружающих предметов. Развитие речи для детей в данном возрасте крайне важно, поэтому важно устранять любые дефекты.
Говоря о развитии речи у детей 3- 4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация крохи, а также в дальнейшем школьном обучении. Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет.
- А кто из вас считает, что у вашего ребенка есть задержка речевого развития? (Ответы).
- Как вы думаете, в чем она заключается? (Ответы).
Перед тем, как разбираться с вопросом о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года, стоит познакомиться ближе с нормами развития речи детей. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:
- Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.
В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия (например: больно, близко, быстро и т. д.), предлоги (например: в, на, за и т.д.) частицы (например: именно, вот, вон, это и т. д), союзы(например: потому что, или, да, но и т. д.).
- У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
- Он может точно повторять то, что услышал.
- С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
- Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
- Может назвать имена родственников или друзей.
- Для ребенка в три года считается нормальным называть действия.
- Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
- Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относят и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
- У крохи получается воспринимать говорить простыми предложениями, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным.
Несовершенство развития артикуляционного аппарата в возрасте 3-4 лет предполагает характерные для этого возраста особенности речи, которые являются нормой и не должны вызывать беспокойство у родителей.
- Неправильно произносит длинные и малознакомые слова и может их сокращать (например: электричество , сковорода, парикмахер т . д).
- Переставляет слоги в словах ( вместо “музыкальные” – “замукальные”).
- Пропускает звуки (вместо “красный”- “касин”).
- Произносит согласные в мягкой форме (вместо “кошка” – “коська”).
- Свистящие звуки С, З, Ц произносит недостаточно четко, пропуская или заменяя другими звуками (вместо “замок” – “мамок”, вместо “собака” – “тобака”).
- Шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч произносит не четко, пропускает (вместо “шапка” – “сяпка”, вместо “жук” – “юк”).
- Звуки Р, Л пропускает или заменяет на “й”, “ль” (вместо “ракета” – “йакета” или “лякета”).
- Неправильно строит предложения, переставляя слова (Я кашу хочу нет. Много игрушкав.).
Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.
- У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
- Родители не могут понять, что говорит ребенок.
- Он говорит очень быстро или наоборот замедленно.
- Не может построить даже простое предложение.
- У малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.
- Если нарушен процесс глотания или часто поперхивается.
- Затруднен процесс пережевывания пищи.
- Не интересуется окружающим, не задает вопросы.
Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам.
2 часть.
1. Актуальность. Наблюдая за детьми младшего и старшего возраста, педагоги выявляют такую закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.
Как выяснилось из бесед с родителями и анализа анкет, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют развитие мелкой моторики. Хотя, при определенных условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук. Также уделяется мало внимания совместным играм с малышами. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляции с мелкими предметами.
2. «Немного теории…» «Значение развития мелкой моторики на развитие речи»
Уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.
В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.
В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Родители сами шили кукол-пеленашек из ткани и учили детей пеленать куколок, одевать, раздевать и т.д.
Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.
Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.
Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
Всё начинается с понимания проблемы. Рассмотрим пример. Трёхлетняя Соня с упреком спрашивает своего плюшевого мишку: «Ну почему ты не говоришь? Ведь у тебя есть язычок – значит, ты можешь говорить?!». Некоторые взрослые люди, подобно Сонечке, представляют себе, что речь – это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани и т.д. На самом деле это не так. Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки. Кроме того, опыт показывает, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Именно поэтому на современном этапе в обучении и воспитании детей пристальное внимание уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики.
В то время как ребёнок выполняет различные действия своими руками и пальчиками, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется, а он тем временем активно познаёт мир и … умнеет. Поэтому чем больше ребёнок действует, используя руки и пальчики, тем активнее у него развиваются мозг и речь. Ведь как утверждал известный педагог (слайд 3) Василий Александрович Сухомлинский – «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли" Чем больше у ребёнка возможностей для самостоятельного исследования окружающего, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.
Что же такое мелкая моторика? (слайд 4) – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Исследования учёных показали, что уровень развития мышления и речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, ручной моторики. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее будет ребёнок, тем быстрее он начнёт говорить.
Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности (слайд 5). Существует 4 уровня доречевого развития ребенка раннего возраста. 1 уровень. Безусловно-рефлекторный. Развиваются рефлексы сосания, глотания, хватательные движения пальцев рук. 2 и 3 уровни. Артикулирование. Это начало гуления, интонированного гуления. 4 уровень. Лепет. Слоговые цепочки.
Уже к трём годам движения рук ребёнка достигают значительного развития. Но руки ещё недостаточно ловки, подвижны. Не всегда движения целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, точно координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путём систематического обучения и постоянных упражнений ребёнка.
3. Методика работы по развитию мелкой моторики.
Всем, конечно же, хотелось бы, чтобы ребёнок удивлял окружающих своими познаниями, и интеллектом, своей развитой речью. Для этого нужно совсем немного - заниматься с ним, развивать мелкую моторику рук ребёнка.
Для развития мелкой моторики рук ребёнка существует много различных средств и все они доступны, при этом не требуют существенных затрат.
Прежде всего с малышами нужно проводить массаж и самомассаж рук. С помощью поглаживания, растирания, разминания кистей рук (слайды 7,8). Можно применять массаж с помощью бумаги, карандашей, прищепок, мячей. Очень нравиться детям работать с тестом, глиной, пластилином. Это воздействует на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Для развития у детей рук и пальцев очень эффективны пальчиковые игры и упражнения. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока–Ворона», «Ладушки, ладушки…», «Идет коза рогатая..» Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук, последовательность движений, текст. У малыша развивается воображение и фантазия. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая детей на игру. Поэтому об играх с пальчиками и ладошками мы можем говорить как о великолепном универсальном и развивающем средстве.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия.
7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Если вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.
Правила выполнения гимнастики:
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.
- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут.
4. «Переходим к практике…»
Предлагаем вашему вниманию несколько примеров упражнений, которые можно разделить на 3 группы (здесь родителям предлагается наглядный материал с содержанием пальчиковых игр и предлагается вместе выполнить эти упражнения) (Приложение 2).
I группа - упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты, не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа – упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа – упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Давайте попробуем выполнить упражнения вместе (флажки, шарик, ежик, ножницы, вилка, колечко, очки, в гости, пальчик-мальчик) (Приложение 2).
Можно поиграть с детьми и в такие игры, когда просто изображается предмет или какое-то животное (дом, человечек, ворота, цветы, пчелы, рыба, лошадка, собака, коза, кошка, мышка, мостик, сарай) (Приложение 2).
И после усвоения ребенком нескольких упражнений можно придумать вместе итоговую сказку или рассказ. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов сказки с участием пальчиков, присоединяйтесь, будем вместе показывать и рассказывать (см. «Итоговая сказка» - Приложение 2).
Больше всего дети любят пальчиковые игры именно со стихотворным речевым сопровождением, которые к тому же ещё и дают малышу определённые знания. Например, игра «Апельсин» (по мотивам стих. Л.В.Зубковой) даёт малышу математические представления – понятия один и много.
Мы с вами рассмотрели некоторые варианты пальчиковых игр и упражнений без предметов, а сейчас остановимся на играх с предметами.
Вопрос родителям: Как вы думаете, какие это игры?
(родители приводят примеры).
Последнее время все популярнее становится применение су-джок массажёра в работе с детьми. Мы также все чаще стали обращаться к этой методике. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер «Су-Джок» – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Игровой массаж или самомассаж с массажёром проводится в виде динамических пауз или как самостоятельное упражнение (его длительность не более 5 минут)
Вашему вниманию предлагаем пример одного такого занятия с малышом - Сказка «Маленький ежик» (Приложение3)(по мотивам песенки «Маленький ежик»).
При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме сказки (песенки), и ваш малыш охотно и с удовольствием будет играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку (песенку) вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов.
Кроме того, мы в практике применяем массаж и самомассаж с использованием прищепок, грецких орехов, шишек, шестигранных карандашей, массажных мячей.
Например, игра - массаж «Чудо–прищепки» -ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» прищепкой ногтевые фаланги. Например:
Кусается сильно котенок - глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: кыш!
Можно использовать любое другое стихотворение или потешку.
При помощи прищепок можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику – иголки и т.п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения)
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, манипуляции с мелкими предметами.
Вопрос родителям: Как вы думаете, какие это игры? Какие мелкие предметы могут быть доступны детям? Как с ними играть?
(родители приводят примеры, делятся опытом).
В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала.
Это может быть: *выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; игры с пробками и горохом (игры в «прятки) *нанизывание бус.
Очень увлекают малышей так называемые игры в «прятки». В нашей практике эти игры предполагают использование ёмкостей (сухих бассейнов) с горохом или пластмассовыми пробками, в которые прячутся маленькие игрушки (это могут быть игрушки от «киндер-сюрпризов»). Детям предлагается найти спрятанные игрушки. Мы сопровождаем начало игры следующими словами: «В прятки пальчики играли, и игрушки все искали…». Далее обыгрывается в зависимости от того, что нашли (например, «Миша зайчика нашёл, Даша уточку нашла…»). Также малыши могут пересыпать и перекладывать содержимое этих ёмкостей в другие. Например, горох перекладывают в бутылочки, затем пробками закрывают их. Некоторым детям нравится просто перебирать и ощупывать предметы. Эти игры доставляют малышам огромное удовольствие, стимулируют развитие чувственного восприятия. Кроме того, это отличный прием релаксации. Я думаю, что у нас есть родители, которые могли бы поделиться с нами своим опытом развития мелкой моторики рук у детей.
Родители делятся опытом. Презентация опыта родителей (пальчиковый театр; лепка из теста, пластилина; выкладывание рисунков из гороха, риса; работа с наклейками и др.).
Помимо этого широко применяются всем известные развивающие игры - разнообразные шнуровки («Наряди елочку», «Ежик», «Корзина с фруктами», «Паровоз», «Ваза с цветами» и т.д.); игры на застегивание и расстегивание («Полянка», «Корзинки с яблоками», «Уточки» и т. п.); дидактические кубы; разнообразные вкладыши (из дерева и вспененного полимера); матрешки; пирамидки, кубики, конструкторы, мозаики и т.п.
Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?
Во-первых, всегда нужно помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время.
Поэтому, во-вторых, все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребенка процессу шнурования, пристегивания и т. п.
И третье, если ребенок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна.
На этом можно закончить наш семинар, но еще раз хочу напомнить о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка существуют и другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др.
Кроме того, только совместными усилиями и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата
По окончании семинара вниманию родителей предлагается подборка методической и детской литературы по данной теме. Также их вниманию предлагаются игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей. Помимо этого родителям выдаются «Практические рекомендации по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей» (Приложение 3), «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала»(Приложение 4) и брошюра «Поиграем, малыши!» (Приложение 5).
Демонстрация пособий проходит под музыкальное сопровождение «Сказки гуляют по свету»
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ваш ребенок воспитанник детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».
Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.
- Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?
(нужный ответ выпишите)
Знаю.
Смутно представляю.
Не знаю.
- Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему?
Да, потому что ...
Нет, потому что...
Затрудняюсь ответить.
- Знаете ли Вы как это делать?(нужный ответ выпишите )
Знаю.
Смутно представляю.
Не знаю.
- Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике?(перечислите)
5. Имеются ли дома у Вас специальные пособия, игры, литература по данной теме? (да или нет)
6.Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша?
(напишите)
- Шнуровки.
- Вкладыши.
- Кубики (пластмассовые или деревянные).
- Мелкий конструктор.
- Дидактические кубы.
- Мозаики.
- Пазлы, разрезные картинки.
- Пирамидки.
-Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).
- Специальная детская литература с пальчиковыми играми.
7. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками?
Да.
Иногда.
Нет.
8. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки?
Да.
Иногда.
Нет.
9. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) Укажите:
Да.
Иногда.
Нет.
10. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите).
11. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу: «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук)
12. Какие вопросы и трудности у вас возникают по развитию речи вашего ребенка? Укажите их. Мы вместе найдем решение на заседаниях родительского клуба.
Уважаемые родители!
Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не может сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.
Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!
Приложение 2.
Практический материал. Пальчиковые игры.
1 группа упражнений.
II группа упражнений (для пальцев условно статические).
III группа упражнений (для пальцев динамические).
Итоговая сказка
Жил-был человечек и построил он себе дом. Домик получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами. Возле дома человечек посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчёлы, они жужжали и собирали цветочный сок.
Человечек жил один-одинёшенек, и пошёл он по свету друзей искать. Шёл-шёл, встретил птичку и говорит: «Птичка-птичка, давай дружить!» Но птица ничего ему не сказала, взмахнула крыльями и улетела.
Пошёл человечек дальше и увидел рыбу. Но рыбка не захотела дружить с человеком, плеснула хвостиком и уплыла. А он пошёл дальше и встретил лошадку. «И-го-го», – сказала лошадка, – давай с тобой дружить, человек, я буду помогать тебе перевозить тяжёлые грузы». И человечек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человек и лошадка.
Шли-шли, а навстречу им – собака. «Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять». И пошли они дальше втроём: человек, лошадь и собака. Идут и видят – коза пасётся в поле: «Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза. Идут и слышат жалобное мяуканье. Оказалось, что это кошка: «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не могли погрызть».
Согласился человечек, и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка. Пришли к реке, а переправиться через неё не могут: мостика нет. Построили они тогда все вместе мостик, перешли на другой берег, и увидел человек свой домик с трубой, из которого он ушёл когда-то. Построил человек для своих друзей сарай, и стали они вместе жить-поживать и друг другу помогать.
Человечек.
Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигаются по поверхности стола, имитируя движения ног. Надо следить за тем, чтобы указательный и средний пальцы сильно не сгибались.
Домик с трубой.
Исходное положение. Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».
Ворота. Исходное положение. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены. Затем развернуть ладони параллельно друг другу, пальцы направлены от себя – «ворота открыты».
Цветок.
Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.
Пчёлы.
Исходное положение. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы
прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.
Птичка.
Исходное положение. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими.
Рыбка.
Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.
Лошадка.
Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палей левой руки поднять вверх.
Собака.
Исходное положение. Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движение собачьей пасти.
Коза.
Исходное положение. Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный – прижать большим пальцем к ладони.
Кошка.
Исходное положение. Большой палец и мизинец поднять верх. Остальные пальцы прижать к ладони.
Мышка.
Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты – это «ушки».
Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты.
Речка – волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.
Мостик.
Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.
Сарай.
Исходное положение. Пальцы рук соединить под углом – «крыша». Большие пальцы спрятать под «крышу» и прижать к ладоням.
Приложение 3
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по использованию массажера су-джок
в развитии мелкой моторики рук детей.
Массаж пальцев рук «Су-джок».
При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме сказки (песенки) и ваш малыш охотно и с удовольствием будет играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку (песенку) вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.
Сказка «Маленький ежик» (по мотивам песенки «Маленький ежик»)
Маленький ежик, (зажать шарик в ладошке)
Четверо ножек.(раскрыть ладошки)
Ежик по лесу идет (катать шарик по ладошке прямыми движениями)
На спине листок несет.(соединить ладошки)
И кряхтит, пыхтит и фыркает он - «Фыр», (зажимать, разжимать шарик в ладошке)
Все-равно тебя я к норке донесу.(катать шарик по ладошке круговыми движениями)
Самый сильный я в лесу, (зажать шарик сначала в одном кулачке,
Я боюсь одну лису – «фух».затем в другом)
Маленький ежик, (зажать шарик в ладошке)
Четверо ножек.(раскрыть ладошки)
Ежик по лесу идет (катать шарик по ладошке прямыми движениями)
На спине грибок несет.(ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик)
И кряхтит, пыхтит и фыркает он - «Фыр», (зажимать, разжимать шарик в ладошке)
Все-равно тебя я к норке донесу.(катать шарик по ладошке круговыми движениями)
Самый сильный я в лесу, (зажать шарик сначала в одном кулачке,
Я боюсь одну лису – «фух».затем в другом)
Маленький ежик, (зажать шарик в ладошке)
Четверо ножек.(раскрыть ладошки)
Ежик по лесу идет (катать шарик по ладошке прямыми движениями)
На спине лису несет.(зажать шарик между ладошками)
И кряхтит, пыхтит и фыркает он - «Фыр», (зажимать, разжимать шарик в ладошке)
Все-равно тебя я к норке донесу.(катать шарик по ладошке круговыми движениями)
Самый сильный я в лесу, (зажать шарик между ладошками)
Победил саму лису!
Сказка «Ежик на прогулке» |
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга. |
Сказка «Ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (шарик между ладошками).
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да (движения по пальцам).
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).
Для того чтобы массаж рук не был скучен и утомителен для ребенка, вам предлагается схема массажа со стихами. Специально подобранные словесные игры помогут вам и вашим детям с наибольшим интересом проводить данную процедуру.
Начинать и заканчивать массаж необходимо с легкого поглаживания рук ребенка. 1. Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю;
2. Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый сустав:
Мышь полезла в первый раз (второй, третий…),
Посмотреть который час.
Вдруг часы пробили «Бом!»
Мышь слетела кувырком…
(движение от запястья к ногтю);
И так прорабатываем каждый палец.
3. Пощипывание боковых краев кистей рук;
4. Разминаем подушечки пальцев (надавливание):
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну, а этот только ел,
Оттого и потолстел.
5. Разминаем бугор под большим пальцем;
6. Разминаем бугор под четырьмя пальцами на ладони;
7. Ребром руки разминаем ладошку в различных направлениях;
8. Разминаем ладонь кулаком: Моя черепашка в коробке живет,
Купается в ванне, по полу ползет.
Ее на ладошке я буду носить,
Она не захочет меня укусить.
9. Разминаем запястье руки круговыми движениями, захватив его большим и указательными пальцами другой руки («кольцо»);
10. Загибаем пальцы внутрь, и затем разгибаем наружу, потряхиваем ими:
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются. (Загибаем пальцы)
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
(Потряхиваем, разгибаем и потягиваем пальцы).
11. Разминаем руку от запястья до локтя;
12. Сцепить пальцы «Домиком» и потереть ими друг об друга:
Сцепим пальцы мы в замок,
Чтоб чужой войти не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
13. Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
«Колючие иголочки»
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Или
Гладила мама-ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат!
Речевой материал для самомассажа су-джок.
1. Упражнения с использованием массажного шарика.
Шарик
Надуваем быстро шарик. Он становится большой. | Круговое вращение шарика вправо между ладонями с увеличением радиуса. |
Вдруг шар лопнул, воздух вышел - Стал он тонкий и худой. | Вращение в обратную сторону с уменьшением радиуса. |
Слива
Сливу я держу в руке, Зажимаю в кулаке. Разжимаю, зажимаю | Зажать шарик в кулаке. Разжать, зажать. |
И ладонями катаю. | Покатать между ладонями. |
Компот
Будем мы варить компот, Фруктов много нужно. Вот: | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим, сахарок. | Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца (на каждую строчку) |
Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Ветер
Ветер по лесу гулял, Ветер листики считал: | Прокатывания шарика между ладонями. |
Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, Вот последний лист с осинки, | Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца (на каждую строчку) |
Ветер бросил на тропинку. | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Коза
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. | Медленное прокатывание шарика между ладонями. |
За ней козленочек бежит, Колокольчиком звенит. | Быстрое прокатывание шарика между ладонями. |
Птицы
Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – соловушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан. | Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца (на каждую строчку) |
Птички, птички, по домам. | Быстрое прокатывание шарика между ладонями. |
Машина каша
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу: | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Кошке – в чашку, Жучке – в плошку, А коту в большую ложку. В миску – курицам, цыплятам, И в корытце – поросятам. | Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца (на каждую строчку) |
Всю посуду заняла, Все до крошки раздала. | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Ёлка
Перед нами елочка: | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, | Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца (на каждое слово) |
Звезды, человечки. | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Месим тесто
Тесто мнем, мнем, мнем! Тесто жмем, жмем, жмем! | Перекладывать шарик из руки в руку, слегка зажимая его. |
После скалку мы возьмем, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим! | Прокатывание шарика между ладонями вперед – назад. |
Колечко
На узорное крылечко Кто-то уронил колечко. | Круговые вращения шарика между ладонями. |
И оно с крыльца скатилось, За ступеньку закатилось. | Прокатывание шарика между ладонями вперед – назад. |
Дети смотрят там и тут, Но колечка не найдут. | Прокатывание шарика между ладонями вверх – вниз. |
Машина
Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофера, Без сигнала светофора, Шла, сама куда не зная, | Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца сначала по левой руке, потом по правой (на каждые два слова). |
Шла машина заводная. | Круговые вращения шарика между ладонями. |
2. Упражнения с использованием массажного кольца.
Лесной дом
У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. | Массаж пальцев кольцом на обеих руках: по два пальца (мизинец – мизинец, безымянный – безымянный…) на каждое двустишие. |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. | «Дом» - ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются. |
Гриб
Этот пальчик в лес пошел. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал. А этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. | Массаж пальцев кольцом, начиная с мизинца. |
Новые кроссовки
Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленок маленький обувает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки. | Массаж пальцев кольцом на обеих руках: по два пальца (1мизинец – 2 мизинец, 1 безымянный – 2 безымянный…) на каждое двустишие. Шагают по стулу указательным и средним пальцами обеих рук. |
Приложение 4
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по развитию мелкой моторики рук у малышей
с использованием подручного материала
Уважаемые родители!
Многие из вас слышали о том, что очень важно развивать у ребенка "мелкую моторику рук". О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Да, действительно, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Предлагаем вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести, практически не отрываясь от домашних дел.
Вы можете предложить своим детям выполнить следующие упражнения:
"Разложим по порядку"
Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые". Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
"Волшебное сито"
Скажите: "В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!" Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.
"Выловим из воды"
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.
"Не просыпь и не пролей"
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.
"Лепим колобки, колбаски и блинчики"
Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать "колобки" (скатывать шарики), "колбаски" и "блинчики". Потом из этих "заготовок" можно "собрать" фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.
"Открой и закрой"
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.
"Была лужа - и нет ее"
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
"Смети, но не просыпь!"
Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно - тогда на пол ничего не просыплется.
"Ну-ка, вылови"
Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.
"Пересыпаем ложкой"
Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.
"Посыпаем дорожки"
Предложите ребенку посыпать "песком" (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их "щепоткой"), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками т.п.
Маленькие дети очень любят "запихивать" разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т.д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: небольшие шарики, например, от пинг-понга; коробочки от "киндер-сюрпризов"; крупные и средние бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; фасолины, горошины; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора; детали любых конструкторов, детали от пирамидок; любые фигуры, вырезанные из пенеплена (туристический коврик).
Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела - выбрасывайте ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку.Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше. Желаем вам удачи!
Воздействие холодом на руки ребёнка (криотерапия).
Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан и на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.
Логопед высыпает в пластмассовую ёмкость шарики льда и предлагает взрослым и детям запустить в неё руки. Можно предложить поискать спрятанные мелкие игрушки.
Самомассаж лица.
Массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
Носик, носик!
Провести кулачками по крыльям носа 4 раза.
Где ты, носик?
Лобик, лобик!
Где ты, лобик?
Всеми пальцами провести по лбу от середины лба к вискам 4 раза.
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Погладить щёки сверху вниз 4 раза.
Будет чистенькая дочка,
Погладить ладонями шею.
Будет чистенький сынок
Растереть ладошками уши
И котёнок - малышок.
Потереть ладони друг о друга.
Игра со шнурками.
Родитель наматывает на пальчики ребёнка шнурочек, обматывая каждый по несколько раз. Затем предлагает ребёнку снять верёвочку без помощи второй руки.
Вверх шнурок, вниз шнурок,
И ещё, ещё разок!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!
Взрослый и ребёнок меняются ролями.
Игры со счетными палочками, сухие бассейны.
Методические пособия и литература.
1. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.
2. Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.
4. Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3 лет. – М., 2009.
5. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка. – М., 1973.
7. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006.
8. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2001.
9. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.
10. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
11. Мадышева Е, Машин Л. Домашняя школа Монтессори. – М., 1998.
12. Метельская М.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М., 2007.
13. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.
14. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
15. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999.
16. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2007.
17. Материалы интернет-сайтов.
18. Музыкальные произведения и художественная литература (песенки, потешки, пестушки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и...
Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста». Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, кото...
Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми...
Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих....
Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"
Семинар - практикум направлен для повышения компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей ...