Мастер-класс для родителей подготовительной группы: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
методическая разработка (подготовительная группа)

Методическая разработка мастер-класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx198.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с.Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района

Саратовской области»

Мастер-класс

 для родителей подготовительной группы:

    «Игровые методы взаимодействия с ребёнком

 при подготовке к школе»

Воспитатель: Козлецова Н.А.

Цель: Создать условия для повышения компетентности и опыта родителей в подготовке детей к школе.

Задачи:

Познакомить родителей с играми, развивающими у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.

Развивать коммуникативные умения родителей, навыков взаимодействия с ребенком - будущим школьником.

Способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр.

Ход мастер-класса

Вводная часть

Скоро наши дети из дошколят превратятся в школьников. Игра сменится на учёбу.

В настоящее время, в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т. д. То есть, с одной стороны, родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны, не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе.

Основная часть

Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры.

-Что такое замысел игры?

В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.

-Как Вы понимаете, что такое творческий потенциал?

 Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.

Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.

Выготский Л. С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители. 
         

Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе. 

Упражнение на развитие произвольного внимания: 

Еще до начала обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – интересного и неинтересного.

 «Корректурная проба».

Ребенок просматривает строчки и как можно быстрее зачёркивает разными способами три разных элемента: домик - поперечной чертой, мяч – вертикальной, звездочку – крестиком. Фиксируется время выполнения задания. Дети 6-7 лет должны справиться с заданием за 2-3 минуты

C:\Users\Анжела\Downloads\Корректурная проба (4).jpg

«Графический диктант» (выявляет уровень произвольности)

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1630840/5bed096b-bd84-4ff7-a3f7-3178d4076873/s1200?webp=false

Важным показателем сформированности восприятия ребёнка является умение ориентироваться в пространстве. Пространственная ориентировка важна как при обучении письму, чтению, так и математики, поскольку умение считать предполагает ориентировку в числовом ряду.

 

«Пространство».

Приготовьте заранее 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису), лист бумаги в клеточку.

(выполняют все) Покажи правую, левую руку, ногу, правое, левое ухо.

(выполняют 1-2 человека): на столе расположите игрушки следующим образом: в центре – мишка, справа – уточку, слева – заяц, впереди – кукла, сзади – лиса, и просят ответить на вопросы: Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка стоит позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?

(выполняют все). Нарисуйте на листе бумаги в клетку в центре - круг, слева – квадрат, выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над треугольником – два маленьких кружка, под прямоугольником – маленький кружок.

"Классификации предметов" 
У данного упражнения есть несколько вариантов, мы рассмотрим один.
Цель: Расширение кругозора, увеличение словарного запаса; развитие и тренировка операции классификации на невербальном и вербальном уровне, речи.  

 Игра с мячом. "По команде "Начали!" необходимо последовательно называть предметы на заданную тему. По команде "Стоп!" ответы прекращаются".

Темы

Цветы,
Деревья,
Одежда, 
Растения 
Мебель,
Времена года,

Дни недели,
Месяца,
Посуда,
Игрушки,
Овощи,
Фрукты,

Транспорт,
Продукты питания,
Домашние животные,
Дикие животные,
Школьные принадлежности


К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Оно не является ведущим у дошкольника, однако определенного уровня развития должно достичь к концу дошкольного возраста. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребёнка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, классификация, способность рассуждать.

«Логика».

Ребёнок отвечает на вопросы:

Какое из животных больше – лошадь или собака?

Утром люди завтракают, а вечером?

Днем на улице светло, а ночью?

Небо голубое, а трава?

Почему когда идёт поезд, опускают шлагбаум?

Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это?

Для чего автомобилю нужны тормоза?

Для чего люди занимаются спортом?

Ребенок 6-7 лет должен правильно ответить примерно на 15 из 20 подобных вопросов. 

Практическая часть.                                  

Сейчас мы с вами выполним эти задание "Найди букву" Перед вами листы обыкновенной газеты. По команде на счет 1-2-3, вы будете подчёркивать букву "И" слева направо красным карандашом, зачёркивать букву "Е" - сверху вниз синим карандашом.  Работа выполняется в течение 2-х мин.

Предлагаю вашему вниманию упражнение «Школьное будущее моего ребенка». Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни. 

• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Я думаю, что школа для моего ребенка…

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.


 Рефлексия «Все у меня в руках»

А теперь подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Предлагаю на листе бумаги обвести свою руку. Впишите внутри контура свои ответы на вопросы, которые я вам задам.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал (а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Никогда не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека, и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши: внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

- Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс по лепке в подготовительной группе на тему "Елочка"

В данном материале вы найдете поэтапное описание лепки ёлочки....

Мастер-класс по аппликации в подготовительной группе "Ёлочные украшения"

В данном материале поэтапно  рассказывается, о том как сделать своими руками ёлочные украшения....

Мастер-класс «Подарок для пап» (подготовительная группа)- пластилинография.

В нашей группе дети очень творческие и любят изготавливать разные подарки родителям, друзьям- своими руками....

Мастер-класс по пластилинографии в подготовительной группе

Развитие мелкой моторики рук посредством пастилинографии....

Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».

Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное требование общества к системе воспитания. В д...

Мастер- класс для педагогов «Технология фасилитации, как эффективный метод взаимодействия с родителями»

Предлагается новая форма проведения родительского собрания- саммит....

Конспект совместного мастер-класса детей и родителей подготовительной группы по нетрадиционному правополушарному рисованию

Цель: формировать у детей эстетическое представление об особенностях составления композиции. Задачи: продолжить обучение владения кистью, закреплять навыки рисования приемом мазка. Знакомить со спосо...