Мастер- класс для педагогов «Технология фасилитации, как эффективный метод взаимодействия с родителями»
учебно-методический материал
Предлагается новая форма проведения родительского собрания- саммит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 27.58 КБ |
konferentsiya.zip | 809.15 КБ |
Предварительный просмотр:
1-й слайд | Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастер- классе. Надеюсь, что наше общение будет продуктивным и взаимно обогатит нас. |
2-й слайд
| Меняется общество, люди и требования. В современных условиях и при общей занятости родителей и отсутствием желания вникать в проблемы ребенка и когда родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, задача дошкольной образовательной организации состоит в воодушевлении родителей на работу с детьми. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Наступило время изменить традиционное виденье процесса совместной работы педагога с родителями. Поэтому на новом этапе появляются новые интересные и эффективные технологии. Одной из таких технологий является технология фасилитации. Фасилитация- это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Фасилитатор -педагог даёт возможность участникам в группе легко общаться, создавая атмосферу доверия, помогает точно понять им цель и направляет их найти самостоятельное оптимальное решение, при этом уважая точку зрения каждого участника, т.е. фасилитатор даёт возможность существования любой точки зрения, даже самой абсурдной. |
3-й слайд | Цель фасилитации: Помощь родителям в освоении навыков интерактивного общения с педагогом и с ребенком. Помощь в освоении различных моделей поведения родителя; помощь получения знаний и понимания по вопросам воспитания детей. Возможность влиять на негативные установки родителей по разным проблемам, связанных с пребыванием ребёнка в ДОУ. |
4-й слайд | Технологии фасилитации разнообразны, предполагают использование как привычных фасилитационных инструментов, таких как мозговой штурм, так и элементов Мировое кафе и других. Вашему вниманию представлены методы фасилитации на слайде. -мировое кафе, позволяющее собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений; -«поиск будущего» (Future Search) связан с формированием общей основы для предстоящего сотрудничества, выработкой общей картины будущего; -конференция «Поиск» (Search Conference) обусловлена необходимостью активной адаптации системы (дошкольного образования в конкретной организации) на основе поиска вариантов развития её участников (педагогов и родителей) через достижение совместного видения решения конкретной проблемы; -технология открытого пространства (Open Space Technology) позволяет решить реальную проблему в ситуации «здесь и теперь» на основе слаженного действия группы в условиях ограниченных ресурсов и сложности вопроса; -динамическая фасилитация (Dynamic Facilitation) используется для решения проблем в условиях, когда группа сталкивается со сложной ситуацией и нет однозначного решения для снятия напряженности или разрешения конфликта; -саммит позитивных перемен (Appreciative Inquiry Summit)используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения картины будущего и общих ценностей совместной работы; -выход за рамки (Work Out) позволяет расширить межфункциональные или межуровневые группы руководителей, сотрудников, специалистов, родителей, когда они обращаются к важным для функционирования учреждения темам, разрабатывают рекомендации представляют их главному руководителю на «городском собрании» (общее родительское собрание) |
5-й слайд | Сегодня я хочу Вас познакомить с методом саммит. Структура данного метода представлена на слайде. Она включает в себя пять основных этапов. Уважаемые коллеги, я предлагаю стать участниками родительского собрания то есть родителями. Форма проведения собрания- саммит. На это собрание желательно приглашать нескольких членов семьи . я приглашаю 8 человек и прошу объединится в пары. Тема нашего родительского собрания «Восхитительный ребенок с навыками самоконтроля». |
5-й слайд | Уважаемые родители, очень приятно, что настало такое время когда мы можем с вами вести открытый диалог, можем опираться и прислушиваться к вашим решениям , находить решения через методы и приёмы, название которых «интерактивные методы обучения» (метод, построенный на межсубъектном взаимодействии и общении). Позвольте представить участников саммита. Хозяин саммита (фасилитатор) – воспитатель группы; Участники (саммита) – родители. После представления происходит введение в игровую ситуацию. ДОМ Дом — это там, где вас поймут, Дом -это маленькая страна со своим сводом законов, со своей основой. Со своими гражданами, которые нуждаются в вашей поддержке и помощи. И особенно нуждаются в ней маленькие граждане ваших государств. А любое государство имеет свою символику И я вам предлагаю создать свой флаг, на котором отражено, что для вашей семьи важно. |
5-й слайд | Первый этап Открытие саммита. Исследование и увязывание многочисленных составляющих «позитивного ядра» организации (сильные стороны, полезные качества, способности, таланты, ценности, традиции, практики и достижения, которые обеспечивают их успех). Уважаемые представители государств, наступило время представиться! Я предлагаю сыграть в игру «Меня зовут … В моей семье главное…Я люблю своего ребенка за то, что..»; |
5-й слайд | Второй этап Мечта. Представление будущего в самых смелых формулировках. Ваши семьи удивительны и прекрасны, и в каждой семье есть ее продолжение это дети. Каждый из вас задумывается о будущем своего ребенка. Сегодня у вас есть возможность представить каким оно будет . Игра «Прогнозируем будущее». Для визуализации для вас приготовлен материал для коллажа: фигурки людей , силуэты зданий, социальные институты , предметы быта. Подобрав материал прошу по очереди выложить и озвучить каким вы представляете будущее своего ребенка. Спасибо. Родители играют в игру. Скажите пожалуйста, что будет способствовать осуществлению будущего. Какие действия? Что может помочь вашему ребенку? А знаете, что может помешать продвижению к такому будущему? Вы совершенно правы. Позвольте мне как хозяину принимающей стороны добавить и еще отсутствие самоконтроля, саморегуляции. |
6 слайд | Третий этап. Модель. Разработка «социальной архитектуры» (система, структура, стратегия, культура, способы партнерства), чтобы придать мечте форму. Саммит глав государств объявляется открытым, вы приглашаетесь в конференц -зал. Уважаемые представители государств! Сегодня мы собрались на нашем саммите для того, чтобы решить некоторые вопросы развития ваших маленьких граждан. Вы наверное поняли, что основным вопросом на нашем саммите будет привитие навыков самоконтроля и саморегулирования у детей при подготовке к школе. Скажите пожалуйста, что ребенок умеет делать, но не делает без напоминаний? Ответы родителей. А теперь в листах анализаторах зафиксируйте что ребенок делает с удовольствием а что не хочет делать. Как закрепить навыки и привычки? (Варианты предложенные родителями.)Спасибо. Это методы воздействие на сознание, но ученые проводя обследование группы детей- это воздействие обнаружили мало эффективно. Его не следует исключать, но попробуем поискать другие методы. Наиболее эффективные методы как утверждают ученые - это воздействие на подсознание. Как мы можем воздействовать на подсознание? Через язык мемов – через образы доступные ребенку. Не хочет чистить зубы по утрам. Попробуем поиграть положительный герой вашего ребенка и найдите отрицательного героя. Решим ситуацию через этих героев. Хорошо. Но этого не достаточно, если мы будем пользоваться одним приемом- это быстро надоест. Через какие приемы еще можно решать вопрос само регуляции и самоконтроля. Как мотивировать ребенка? Попробуем обратиться к теории американского психолога Абрахама Маслоу через потребности человека. Виды потребностей представлены на слайде . Например, ребенок ест неаккуратно все летит под стол. Через потребность в безопасности : ты кушаешь неаккуратно крошки подают везде .Крошки могу залететь под холодильник я не смогу их увидеть продукты будут гнить, плохо пахнуть. Ты будешь этим дышать и будешь болеть. Но при этом мы заканчиваем так . Но ты должен сам решить, что для тебя лучше аккуратно кушать или болеть. Интересная идея. Как вы думаете эффективный этот способ воздействия? Вам дается 5 минут всем. Тот кто согласен в эффективности этого метода берет любую ситуацию и рассматривает ее решение через потребности. А те кто не согласен в эффективности те придумывают ситуации при которых это система не сработает. Благодарю и приглашаю всех участников саммита включится в работу. По истечении времени я приглашу вас по участвовать в дискуссии. Благодарю вас за вашу интересную дискуссию Пока родители придумывают решение ситуации с залом. Ребенок не хочет убирать свои игрушки. Эта же ситуация потребности в дружбе. (Сегодня, после обеда придет к тебе в гости Саша. Я не успею убрать за тобой, а у меня много работы. Он будет играть в твоей комнате наступит на игрушку и порвет колготки. Саша и дома его мама поругает. Как ты думаешь захочет дружить с тобой Саша?) А теперь уважаемые участники саммита! Я как принимающая сторона предлагаю ,Вам, по участвовать в «Мозговом штурме» найти нестандартное решение для данной ситуации. «Ребенок не хочет выполнять домашнее задание». Для выполнения этого задания семьи государства могут объединяться по 2-3 семьи, кто с кем захочет и решать этот вопрос . Время 5 минут Внимание все участники саммита приглашаются в конференц- зал. Уважаемые представители семей-хотелось бы услышать варианты решения проблемы. (Варианты решения) Благодарю вас за плодотворную работу. |
7 слайд | Четвертый этап Маршрут. Планирование действий. Взятие обязательств, формирование команд для инноваций, разработка и запуск изменений. Прекрасно ваши предложения все интересны, а проверить эффективность или бесполезность вы используя предложенные и разработанные вами варианты можете вместе со своими детьми И дальнейшем поделиться результатами и новыми находками.. Поверьте мне воспитание детей -это самое увлекательное приключение, которое может с вами произойти. Успехов вам и удачи в этом сложном и интересном творческом деле. В заключительной части нашего саммита хочется сказать, что сегодня мы подписываем соглашение о дальнейшем сотрудничестве. |
8 слайд | Уважаемые коллеги! Я благодарю Вас за сотрудничество и надеюсь, что данная технология с которой вы сегодня познакомились, поможет вам в работе с родителями. |
9 слайд | И наконец заключилельный этап. Рефлексия. Синтез информации в кратких выражениях. Уважаемые родители, я приглашаю вас выйти в круг и ответить на вопрос:«За что я благодарен себе сегодня? » |
Подписи к слайдам:
Технология фасилитации - это совокупность различных процедур и игровых ситуаций , которые обеспечивают эффективное взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей , позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми , имеет накопительный эффект совместной деятельности , видимый результат совместных усилий , отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех. ТЕХНОЛОГИЯ ФАСИЛИТАЦИИ
Цель фасилитации : Помощь родителям в освоении навыков интерактивного общения (между друг другом и вами). Помощь в освоении различных моделей поведения родителя; помощь получения знаний и понимания по вопросам воспитания детей. Возможность влиять на негативные установки родителей по разным проблемам, связанных с пребыванием ребёнка в ДОУ. Задачи: Разрешить сложные конфликтные ситуации, решение конкретных вопросов, поиск решений, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий.
Актуальность проблемы использования технологий фасилитации обоснована тем, что фасилитация , как форма и метод работы в последнее время получает всё большее распространение, в том числе среди педагогических технологий. АКТУАЛЬНОСТЬ
Мировое кафе (авторы Х.Браун и Д.Исаакс ) Поиск будущего ( Future Search) (авторы М.Вейсборд и С.Дженофф ) Конференция «Поиск» ( Search Conference) ( авторы Ф.Эмери , Э.Трист , М.Эмери ) Технология открытого пространства ( Open Space Technology) (автор Х.Оуэн ) Динамическая фасилитация ( Dynamic Facilitation) (автор Дж.Раф ) Саммит позитивных перемен ( Appreciative Inquiry Summit) ( Д.Куперрайдер , С.Шриваства , Дж.Лудема , Д.Уитни и др.) Выход за рамки ( Work Out) (идея метода Дж.Уэлчу ). МОДЕЛИ ФАСИЛИТАЦИИ
Введение в игровую мотивацию. Представление участников: Спонсор саммита (человек заинтересованный в проведении) – заведующий детским садом Хозяин саммита ( фасилитатор ) – воспитатель группы; Участники (саммита) – родители. 1. Открытие. Исследование и увязывание многочисленных составляющих «позитивного ядра» организации (сильные стороны, полезные качества, способности, таланты, ценности, традиции, практики и достижения, которые обеспечивают их успех). 2. Мечта. Представление будущего организации в самых смелых формулировках. 3.Модель. Разработка «социальной архитектуры» (система, структура, стратегия, культура, способы партнерства), чтобы придать мечте форму. 4.Маршрут. Планирование действий. Взятие обязательств, формирование команд для инноваций, разработка и запуск изменений. 5. Рефлексия. Синтез информации в кратких выражениях. Ответить на вопрос :«За что я благодарен себе сегодня? » СТРУКТУРА САММИТА
Тема саммита: «Восхитительный ребенок с навыками самоконтроля»
«Воспитание детей начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками союзниками участниками единого образовательного процесса коллегами в деле воспитания детей.» В.А.Сухомлинский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс для педагогов «Технология фасилитации,как эффективный метод работы с родителями»
Технология фасилитации - обеспечивает эффективное взаимодействие между родителями и педагогами в вопросах воспитания и обучения детей....
Мастер - класс для педагогов «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира»
Этот материал вам поможет провести мастер - класс по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира»...
Мастер-класс для педагогов Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников
Мастер-класс для педагогов Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников...
Мастер-класс для педагогов "Технология эффективной социализации детей Н.П.Гришаевой. Ежедневный рефлексивный круг"
Как организовать работу ежедневного рефлексивного круга, какие игры и упражнения можно применять....
Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования
Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Бодиперкуссии как эффективное средство развития речи дошкольников»
Одним из эффектиных, инновационных и современных средств развития чувства ритма, общей и мелкой моторики старших дошкольников является применение в работе логопеда бодиперкуссий. Бодиперкуссии э...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «МНЕМОТЕХНИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Использование традиционных методик и технологий для устранения речевого недоразвития у детей не приносило желаемых результатов, поэтому для более эффективного воздействия на имеющиеся у детей проблемы...