День варежек в группе общеразвивающей направленности 4 (2-3 года) МДОАУ №32 г. Оренбурга
консультация (младшая группа)
24 декабря - день варежек!
С Днем варежек!
А я вчера перчатку потеряла.
И так расстроилась ужасно я,
Мне сразу очень грустно стало.
Такие были классные перчатки,
На них нарадоваться не могла.
Теперь обидно мне, ужасно жалко,
Везде искала так и не нашла.
На улице наверно обронила,
Придется в старых варежках ходить.
Пока еще другие не купила,
Куда деваться, что тут говорить.
Я раньше много варежек вязала,
Дарила родственникам и друзьям.
Теперь что-то ленивая я стала,
Все время отдаю теперь стихам.
А варежки с орнаментом красиво,
Узоры это символ - оберег.
В них заключается защиты сила,
И направленье в жизни на успех.
Со звездочками раньше все вязала,
А вот на этих птички у меня.
Сейчас вот приготовила, достала,
Хоть их уже давно списала я.
Но поношу теперь я их немного,
Пока перчатки не приобрела.
Пока еще не зверствует погода,
Куда деваться, раз таки дела.
История варежек в России насчитывает уже немало веков. Считается, что варежки на Руси появились в 13 веке. Но скорее всего это произошло гораздо раньше, просто пользовались ими до 13 века только крестьяне.
Как вы думаете, почему дворяне и бояре не пользовались рукавицами? А все потому, что их одежды имели очень длинные рукава, в которых они прятали руки от холода. Одежда с такими рукавами была неудобна для работы, поэтому и появилась поговорка: работать спустя рукава, значит очень плохо.
Однако у русских царей в те времена были перчатки, которые назывались перстатые рукавицы. Их перчатки обычно были на меху.
Откуда же появилось это слово – «варежка»? Оно происходит от словосочетания «варяжская рукавица». Наверное, варежки пришли к нам от варягов. Помните кто такие варяги? Правильно, это выходцы из скандинавских стран.
Хотя, может быть, слово «варежка» произошло от глагола «варити», «варовати», что значит «охранять», «защищать».
Или все-таки оно произошло от другого глагола «вареги», то есть «варить», потому что в былые времена шерстяные рукавички сначала вязали, а потом проваривали в кипятке, чтобы те стали плотнее и теплее.
Названий у варежек было очень много: вязанки, плетенки, связни, рукавки – их обычно вязали; катанки, валянки – вы, наверное, уже догадались, что их валяли, как и валенки. Из меха шили – шубницы, мохнатки и мохнашки.
Постепенно происходило разделение понятий. Рукавицами называли то, что шилось из меха или ткани. А варежки стали только вязаные.
Однако мода сменилась, рукава стали короче. Нужно было защищать руки от холода и высшее сословие тоже стало пользоваться рукавицами и варежками. Но их рукавицы стали очень сильно отличаться от крестьянских. Они были богаче и наряднее.
Варежки у господ были из парчи, бархата и сафьяна, их украшали бисером, жемчугом, драгоценными камнями, а также золотым и серебряным шитьем. Эти рукавички представляли собой настоящие шедевры, которые передавались из поколения в поколение по наследству.
Варежки обычно различались на мужские и женские. Мужские были простые, без украшений и вязались без резинки, чтобы в них было комфортно работать и запросто скинуть с руки для перекура или пот утереть. Женские варежки были наряднее и миниатюрнее, разноцветные и с узорами.
На Руси, как правило, носили несколько пар рукавиц одновременно: сначала одевали вязаные («исподочки»), потом меховые (мохнатки). А для того, чтобы работать, сверху надевали еще кожаные рукавицы, холщовые или из конского волоса. В будние дни исподочки одевали однотонные, а по праздникам многоцветные с узорами.
В 19 веке в моду вошли митенки (их еще называли накулачники) – длинные узкие перчатки без пальцев. Они были популярны среди молодежи из зажиточных семей. Их обычно вязали из белых хлопковых ниток и носили по большим праздникам. Но в 20 веке мода на них уже прошла. Однако мастерицы валяльщицы до сих пор валяют митенки из шерсти для любителей ретро стиля.
По старинному русскому обычаю, перед свадьбой невеста должна была изготовить (кроме шитья свадебного наряда) для всех членов семьи жениха узорные рукавицы и чулки. Причем на всех изделиях должны были быть разные орнаменты.
Кстати техника вязания варежек на спицах пришла в Россию из Скандинавии. В скандинавских странах обычно вязали мужчины. У нас же это искусство освоили женщины, причем учились они этому с раннего возраста, чтобы успеть подготовить приданое к свадьбе.
Узорное вязание из шерсти - одно из немногих женских занятий довольно широко распространенное и поныне
Узоры на варежках столь же значительны, как все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз – это символы-обереги, переходившие от матери к дочери и пока сохранившиеся на теплых шерстяных «вязанках» мастериц.
Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.
Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания. Довольно быстро распространившись по Европе, машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание. Массовое производство одинаковых, стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия.
Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом всё больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа группы общеразвивающей направленности 6-го года жизни
Рабочая образовательная программа группы общеразвивающей направленности разработанная на основе по программе "Детство", на 2014 - 2015 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности воспитанников второго года жизни (вторая группа детей раннего возраста, дети 2 - 3 лет) на 2020-2021 учебный год
Паспорт образовательной программы4 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1Пояснительная записка.61.2.Цель и задачи реализации программы.71.3.Принципы и подходы к формированию Программы...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности воспитанников шестого года жизни (старшая дошкольная группа)
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности воспитанников шестого года жизни (старшая дошкольная группа) на 2...
Фотоколлаж "Летние истории" группы общеразвивающей направленности 6-7 лет МДОАУ 32
Яркие, красочные воспоминания о летнем отдыхе, развлечениях, самых чудесных и запоминающихся событиях детей группы общеразвивающей направленности 6-7 лет МДОАУ 32 г.Оренбурга...
Выставка рисунков "Мой любимый воспитатель" группы общеразвивающей направленности 6-7 лет МДОАУ 32 г.Оренбурга
Выставка рисунков "Мой любимый воспитатель" группы общеразвивающей направленности 6-7 лет МДОАУ 32 г.Оренбурга к Дню Дошкольного работника....
День Солнца в группе общеразвивающей направленности №4 "Пуговки" МДОАУ №32 г.Оренбург
https://youtu.be/PcGlMxVLUpE Начиная с 1994 года в разных странах 3 мая отмечается День Солнца (Sun Day), иногда называемый Всемирным днем Солнца или Международным днем Солнца. Солнце — ближ...
Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности 3-4 года «9 мая — День Победы»
план-конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию (младшая группа)...