Статья: «Как научить детей – дошкольного возраста самостоятельно играть».
рабочая программа
Основной вид деятельности дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, Знания, полученные в детском саду и дома находят в игре практическое применение и развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_detey_-_doshkolnogo_vozrasta_samostoyatelno_igrat._1_1.docx | 459.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как научить детей – дошкольного возраста самостоятельно играть».
Чем должен заниматься ребёнок в дошкольном возрасте? Играть! Игра развивает дошкольника и физически, и умственно. Но, к сожалению, сегодня часто можно встретить детей, которые играть не умеют или не хотят. Казалось бы, что тут сложного, когда есть большое изобилие игр и игрушек, множество способов для полёта творчества и фантазии, а игра без вмешательства и помощи взрослых у детей не ладится.
Есть мнение, что современные дошкольники не умеют и не хотят играть, потому что взрослые всячески не дают им этого делать: вытесняют игры как таковые обучающими и развивающими занятиями, постоянно организовывают досуг дошколёнка, всё время вмешиваются во время свободных и самостоятельных игр детей. Миф это или реальность? Для чего детям-дошкольникам важно играть?
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Если ребёнок «не доиграл» и не наигрался вдоволь до школы, то у него могут быть проблемы с усвоением учебной деятельности: долгая адаптация, проблемы с социализацией и общением, неусидчивость.
Причины нежелания и неспособности детей играть самостоятельно:
- Слабо развитые творческие способности, логика и фантазия. Если ребёнок не в состоянии грамотно начать, развернуть и закончить игровой сюжет, то ему будет очень сложно, а иногда и нереально играть самому, особенно если речь идёт об играх со сверстниками.
- Капризность детей, стремление быть в любой игре победителем и неумение проигрывать. Если ребёнок в игре много капризничает, стремится всегда быть лидером, а также не желает и не умеет признавать своё поражение, то сверстникам ребёнка будет очень сложно принять «капризулю» в свой игровой круг.
- Желание «натянуть всё одеяло на себя». Когда дошкольник в игре забывает, что существуют его сверстники и команда. Такой ребёнок всегда будет обречён на участь изгоя и нежелательного партнёра по игре.
- Недостаток или избыток внимания взрослых к детям. Когда ребёнок обделён или, наоборот, перенасыщен вниманием взрослых, то он может предпочитать самостоятельным и командным играм только игры со взрослыми – родителями, родственниками, воспитателями, учителями, нянями.
- Большое изобилие игр и игрушек. Большое количество сводит на нет фантазию и изобретательность детей, а также усложняют выбор определённой игрушки или игры. Не все игрушки и игры, к сожалению, одинаково полезны. Например, машинка на верёвке и неговорящая кукла больше способствуют физическому и речевому развитию, чем радиоуправляемая машинка и говорящая кукла-робот. Неговорящую куклу можно озвучивать различными способами, а польза радиоуправляемой машинки, кроме как в развитии моторики, ни в чём не заключается.
Правила обучения детей-дошкольников самостоятельным играм дома:
- Обучающие и развивающие занятия не должны вытеснять игры. Игр, особенно сюжетно-ролевых, в жизни дошкольника должно быть больше. Если дошкольник вдоволь наиграется в своё время, то он будет в дальнейшем счастливо жить, а также успешно учиться и работать.
- Относитесь к играм детей с уважением, ни в коем случае нельзя недооценивать игры как таковые. В некоторых семьях время на свободные и самостоятельные игры в распорядке дня детей вообще не отводится, так как взрослые считают игры «пожирателями» и «похитителями» времени, в которое с дошкольниками можно лишний раз позаниматься: почитать, порисовать, пораскрашивать.
- Выбирая игру для ребёнка, не настаивайте категорически на определённой игре, даже если детские игры, которые интересны вашим детям, глупые, скучные и не приносящие пользу поведению, здоровью и развитию на ваш взгляд.
- Не мешайте ребёнку и не вмешивайтесь в его свободные и самостоятельные игры, если дошкольник прекрасно справляется один без ваших подсказок и помощи.
- Для обеспечения хорошего здоровья и безопасности детей выбирайте экологически чистые игрушки из натуральных материалов.
- Обязательно давайте свободу ребёнку, чтобы дошкольник мог организовать самостоятельную игру и свой режим дня.
- Ни в коем случае не принуждайте детей к играм, даже с целью совместной деятельности детей и взрослых.
- Показывайте детям примеры различных видов игр и учите дошкольников играть с их сверстниками, чтобы они постепенно обучались социализации, общению, коммуникабельности и взаимодействию с окружающими людьми.
- Найдите мотивацию для игры с детьми и покажите дошколятам правила игр, взяв дело в свои руки.
- Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте детей-дошкольников за разбросанные игрушки после свободных и самостоятельных игр.
Виды игр:
- Сюжетно-ролевые. В этом виде игры две составляющие: сюжет и роли, где люди взаимодействуют друг с другом в различных ситуациях;
- Игры по подражанию. В них ребёнок повторяет за взрослым или выполняет различные действия по образцу;
- Игры на равных. В этих играх дети-дошкольники пытаются уподобиться окружающим, но, вместе с тем, вносят свою частицу творчества, в отличие от игр по подражанию, где нужно просто «тупо» повторять.
Самой первой сюжетно-ролевой игрой дошколят является «Семья». В эту игру детям проще всего играть, поскольку они воспитываются дома в реальных семьях и каждый день видят ту или иную семейную модель. Взрослые могут понаблюдать за игрой детей в семью и узнать в его игре самих себя.
Учите ребёнка самостоятельной игре постепенно, не забывая также играть с детьми, несмотря на свою занятость. Только у взрослых ребёнок сможет научиться «работать» с игровым сюжетом и грамотно принимать активное участие как в самостоятельных, так и в командных детских играх. Развивайте, обучайте и воспитывайте детей, в первую очередь, любовью, тогда они будут счастливы и успешны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельной творческой деятельности в сюжетно - ролевой игре.
Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельной творческой деятельности в сюжетно - ролевой игре....
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Статья «Формирование у детей дошкольного возраста умения самостоятельно организовывать содержательный и позитивный досуг через организацию дворовых игр»
В наше стремительное время, когда в сознание ребенка поступает огромное количество информации, электроника и интернет становятся абсолютной нормой жизни, призванные упростить наше существование. Интер...
Пособие по развитию самостоятельности в творческой изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Мультимидийная игра.
1.Расширять знания детей в использование мультимидийных средств.2.Продолжать развивать самостоятельность в творческой игре.3.Закреплять знания детей о народной росписи, её элементов....
Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»
Статья о значении игры-драмматизации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста...
Статья «Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх»
Статья«Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх»Экологическое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в решении вопроса сохранения природы. Ведь в дошкольн...
Статья «Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх»
Статья«Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх»...