статья ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ
статья

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сборник статей по материалам
Международной научно-практической конференции 24 ДЕКАБРЯ 2022 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

МИРЗОЕВА Л.А.

педагог-психолог МБДОУ г. Астрахани «Детский сад «Журавушка»

ТИРИКБАЕВА В.К.

учитель-логопед МБДОУ г. Астрахани «Детский сад «Журавушка»

УМЕРОВА Р.К.

воспитатель МБДОУ г. Астрахани «Детский сад «Журавушка»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ИГРАХ

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN GAMES

Экологическое образование детей - важнейшая задача дошкольной образовательной организации. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования подрастающего поколения. Одним из главных принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача педагога - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в дошкольной образовательной организации развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического образования дошкольников. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребёнок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности [1].

Успех и эффективность экологического образования зависят не только от того, как педагог понимает цели и задачи, но и от создания необходимых условий для воплощения их в образовательный процесс: учет возрастных и психологических

особенностей восприятия и познания природы дошкольниками, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами и экологически ориентированная деятельность дошкольников [2].

Формирование гуманного отношения ребёнка к окружающей среде должно происходить через его осознание крепкой взаимосвязи человека и природы. В этом случае ребёнок поймет, что забота о природе в действительности есть забота о человеке и его будущем. В процессе развития такого понимания важно использовать характерные особенности детей дошкольного возраста - отзывчивость, впечатлительность, сопереживание и сострадание. Ребёнок должен понять, что по отношению к окружающей среде он является более сильной стороной, поэтому должен оберегать и заботиться о ней. Небрежное или жестокое отношение к природе среди детей часто является следствием недостатка необходимых знаний, без которых сложно себе представить воспитание в дошкольнике сострадания и сопереживания. Наблюдая за объектами природы во время экскурсий, прогулок, дети выражают свои впечатления в разных видах деятельности: музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой.

Чтобы повысить эффективность экологического образования дошкольников, используются различные формы и методы: экскурсии, уроки доброты, конкурсы; обсуждение и проигрывание ситуаций, коллекционирование, игры, инсценировки экологических сказок. Выбор зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Игра и экологическое образование в некотором отношении противоположны: во время игры ребёнок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, то есть он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребёнка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам. Примером могут служить такие игры: «Цветы», «Фрукты-овощи», «Овощехранилище», «Семена». В этих играх дети получают роли продавцов, покупателей и др.

Важную роль в познании дошкольниками объектов природы играют практические моделирующие действия, когда педагог изображает руками размер, форму, длину, высоту объектов природы: в воздухе «рисует» круглое яблоко, длинный огурец, овальную дыню и т. д. Просит детей сделать руками то же самое и назвать предмет. Игра дает возможность принимать активное участие и доставляет большую радость ребёнку. Важной особенностью таких игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы, умение анализировать и описывать, они учат обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории [3].

В формировании у детей эмоционального отношения к природе педагог использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Если игра специально организованна педагогом и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией. Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты: 1) она имеет короткий и несложный сюжет; 2) оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организовано игровое пространство; 3) в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей; 4) игру проводит педагог; 5) педагог руководит всей игрой.

Можно выделить несколько типов игровой обучающей ситуации, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами замечательны тем, что с их помощью у детей, начиная с 2 - 3 лет, можно формировать представления о специфических особенностях живых организмов на основе ряда существенных признаков. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами связаны с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. С помощью игровых обучающих ситуаций типа путешествий дети «посещают» интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе («Поездка в ботанический сад», «Экспедиция в Австралию», «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю») [4].

При изучении темы «Домашние питомцы», например, используется игра-практикум. Каждый ребёнок приносит игрушку-кошку или собаку. Разыгрываются сценки-ситуации: дети кормят животное, гуляют и играют с домашним любимцем. В процессе такой игры-практикума воспитываются у детей навыки ухода за животными, ответственность, заботливость и любовь к «братьям нашим меньшим».

Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры. Они не требуют дополнительного оборудования и специальных условий. Старшие дошкольники уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе, а такие игры интенсивно развивают мышление, гибкость и динамичность представлений, умение сравнивать и объединять имеющиеся знания. Загадки-описания упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание (например, «Что это? Плод круглый, оранжевый, растет на дереве в теплой стране»; придумать загадки на тему: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Что бывает летом?» и т. д.). С помощью вопросов, в процессе обсуждений в игровых ситуациях педагог помогает детям объединять природные объекты в группы по особенностям внешнего вида, повадкам, приспособлению к среде («Чем похожи?», «Посели в свой домик», «Четвертый лишний», «Кто, где живет и почему?») [5].

Педагоги и воспитанники дошкольных образовательных организаций города Стерлитамака Республики Башкортостан ежегодно принимают активное участие в городских конкурсах «Вода и жизнь», «Весенняя КотоВасия», «Зимующие птицы», «Первоцвет», «Ёлочка живи!», во Всероссийском творческом конкурсе «Снежная

королева - Зима», в конкурсе проектных работ «Юный исследователь» и многих других.

Игра - путь детей к познанию окружающего мира. Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дети получают экологические знания, формируют целостный взгляд на природу и место человека в ней с самых первых лет жизни через творческую игру в системе дошкольного образования. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Показателем формирования экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается в необходимости приобретения экологических знаний, ориентация на их практическое применение; во взаимодействии с флорой и фауной, сопереживании им, проявлении доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему; в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации экологического образования является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Использование игры в образовательном процессе помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе.

Список литературы

1. Бобылева Л.Д. О программе экологического воспитания старших дошкольников Дошкольное воспитание. 2018. № 7, стр. 36 - 42.

2. Смирнова Е.О. Психология ребёнка: учебник для педагогических училищ и вузов. - М.: Школа-Пресс, 2017.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2021.

4. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. – М.: Гном и Д, 2015.

5. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. - Оренбург, 2015.

МИХАЙЛОВА Н.В.

воспитатель МБДОУ д/с «Подсолнушек» с. Икряное, Астраханская область

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ

DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION AT PRESCHOOL AGE, AS ONE OF THE DIRECTIONS OF WORK WITH GIFTED CHILDREN IN DOE

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх

Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх...

Статья «Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх»

Статья«Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх»Экологическое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в решении вопроса сохранения природы. Ведь в дошкольн...

Статья «Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх»

Статья«Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх»...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх

Экологическое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в решении вопроса сохранения природы. Ведь в дошкольном детстве закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действите...

«Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх»

Экологическое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в решении вопроса сохранения природы. Ведь в дошкольном детстве закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действите...