Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет
статья

Челядина Светлана Владимировна

Развитие речи всемье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_rechevom_razvitii_detey._6.12.17.docx966.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Прогимназия № 1"  

5d6e85f102292066cc31ec250aa8f58e5d6e85f102292066cc31ec250aa8f58e

Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет

5d6e85f102292066cc31ec250aa8f58e5d6e85f102292066cc31ec250aa8f58e5d6e85f102292066cc31ec250aa8f58e5d6e85f102292066cc31ec250aa8f58e5d6e85f102292066cc31ec250aa8f58e

D:\Дошкольник\ФОТО Д.С\Средняя группа\Прогулки\IMG_20171018_111657.jpg

06. 12.2017 год

   Родительское собрание в средней группе.37762_thumb

Воспитатель первой квалификационной категории: 37762_thumb

            Челядина Светлана Владимировна

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие)

Участники: воспитатель, логопед, родители.

План проведения:  

  • Вступительная часть – объявление темы собрания, целей
  • Выступление воспитателя Челядиной С. В. «Характеристика речи детей 5 года жизни»
  • Выступление логопеда МБОУ «Прогимназия № 1» Недолужко Наталья Георгиевна. «Речевое развитие в семье»
  •  Коротко о разном.
  •  

Ход мероприятия

-Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

Характеристика речи детей пятого года жизни

-Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

  • Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
  • У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)
  • Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

-Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

-Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

-Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

-Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация)

-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.  

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

-советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения.

К концу года дети средней группы могут:

  • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
  • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
  • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
  • Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
  • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

•        Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Консультация для воспитателей «Формирование грамматического строя речи в средней группе»

В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем во второй младшей группе и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей.

Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; усиливается ориентация на окончания слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка).

Большое место в средней группе отводится обучению детей разным способам словообразования на материале слов, выраженных разными частями речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа (утенок - утята — нет утят). Упражняют в образовании названий предметов посуды (сахарница, салфетница, масленка, солонка).

Для формирования грамматического строя речи проводятся игры и игровые упражнения такие, как«Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» (на образование форм родительного падежа существительных, «Поручения» (на образование формы повелительного наклонения глаголов, «Магазин» (на употребление названий предметов посуды, «Вы хотите- мы хотим» (на спряжение глаголов хотеть, «Чей домик?» (на согласование прилагательных и существительных или глаголов и существительных в роде).

 

Монологическая речь: Во время игровой деятельности дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, поэтому моя задача использовать это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Объединяю детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Включаясь в игры, помогаю детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку, учу детей игровому общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"

Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

Роль семьи в речевом развитии ребёнка

Статья о значении развития речи ребёнка в семье...

Родительское собрание на тему : "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Материал представляет собой  конспект выступления на собрание в форме практикума и будет полезен воспитателям детских садов....