Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет
статья
Развитие речи всемье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_rechevom_razvitii_detey._6.12.17.docx | 966.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Прогимназия № 1"
Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет
06. 12.2017 год
Родительское собрание в средней группе.
Воспитатель первой квалификационной категории:
Челядина Светлана Владимировна
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие)
Участники: воспитатель, логопед, родители.
План проведения:
- Вступительная часть – объявление темы собрания, целей
- Выступление воспитателя Челядиной С. В. «Характеристика речи детей 5 года жизни»
- Выступление логопеда МБОУ «Прогимназия № 1» Недолужко Наталья Георгиевна. «Речевое развитие в семье»
- Коротко о разном.
Ход мероприятия
-Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.
Характеристика речи детей пятого года жизни
-Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;
В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:
- Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
- У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)
- Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).
-Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.
-Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
-Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).
Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
-Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация)
-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.
Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.
-советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.
Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:
Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения.
К концу года дети средней группы могут:
- Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
- Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
- Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
- Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
- Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
• Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Консультация для воспитателей «Формирование грамматического строя речи в средней группе»
В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем во второй младшей группе и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей.
Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; усиливается ориентация на окончания слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка).
Большое место в средней группе отводится обучению детей разным способам словообразования на материале слов, выраженных разными частями речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа (утенок - утята — нет утят). Упражняют в образовании названий предметов посуды (сахарница, салфетница, масленка, солонка).
Для формирования грамматического строя речи проводятся игры и игровые упражнения такие, как: «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» (на образование форм родительного падежа существительных, «Поручения» (на образование формы повелительного наклонения глаголов, «Магазин» (на употребление названий предметов посуды, «Вы хотите- мы хотим» (на спряжение глаголов хотеть, «Чей домик?» (на согласование прилагательных и существительных или глаголов и существительных в роде).
Монологическая речь: Во время игровой деятельности дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, поэтому моя задача использовать это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Объединяю детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Включаясь в игры, помогаю детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку, учу детей игровому общению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в средней группе "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"
выступление на родительском собрании...
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"
Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...
Родительское собрание на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"
родительское собрание...
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...
Роль семьи в речевом развитии ребёнка
Статья о значении развития речи ребёнка в семье...
Родительское собрание на тему : "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"
Материал представляет собой конспект выступления на собрание в форме практикума и будет полезен воспитателям детских садов....