Роль семьи в речевом развитии ребёнка
статья по развитию речи на тему
Статья о значении развития речи ребёнка в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_rechevom_razvitii_rebyonka.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в речевом развитии ребёнка
Воспитатель:
Горева Л.В.
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиций и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слове, в манере говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.
Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной устной форме и выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться.
Когда-то существовал эталон культурной и грамотной русской речи. В эфире Всесоюзного радио и телевидения звучала безукоризненно грамотная речь. Радио считалось университетом культуры, речь дикторов – эталонной. Слушая радио, учились правильной речи и взрослые, и дети.
Сегодня таких ориентиров не стало. К сожалению, плохо владеют языком даже те люди, для которых речь – неотъемлемая составляющая профессии, - телеведущие, артисты, журналисты, политики. Целые сутки отовсюду звучит неграмотная реклама, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не установлением табу, а поиском действительных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.
Очень важно пробудить у детей интерес к звучащему правильно слову, почувствовать его истинный вкус и назначение.
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом.
Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека.
В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые выражаются в постепенности процесса.
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
В статье № 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте».
Родители должны знать, что важной стороной речевого развития являются правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание: ребёнок 5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Не уходите от ответов на вопросы ребёнка.
Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям в развитии речи ребёнка.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует формированию и развитию речевого общения.
Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказываться, поговорить о героях сказки.
Родители должны помочь своим детям:
-овладеть правильным звукопроизношением,
-чётко и ясно говорить,
-иметь определённый словарный запас,
-грамматически правильную речь.
К моменту поступления в школу ребёнок должен уметь:
-строить различные по конструкции предложения,
-свободно пользоваться монологической речью,
-рассказывать содержание сказки, какого-либо события.
В норме, имея достаточно развитую, активную речь, ребёнок рассказывает или отвечает на вопросы так, что окружающим понятен смысл высказывания.
Развитая речь значительно облегчает вхождение ребёнка в новый коллектив, сближение с незнакомыми детьми, это даёт ощущение уверенности в себе, необходимое при общении с окружающими.
Но это произойдёт только в том случае, если родители будут оказывать большую помощь своему ребёнку:
-своевременно исправлять речевые ошибки,
-правильно самим использовать различные речевые формы и категории.
Уровень речевой культуры родителей должен быть эталоном, образцом грамотной русской речи.
Совместная работа семьи и детского сада в этом вопросе ускорит полноценное речевое развитие ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в средней группе "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"
выступление на родительском собрании...
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"
Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...
Родительское собрание на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"
родительское собрание...
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...
Родительское собрание на тему : "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"
Материал представляет собой конспект выступления на собрание в форме практикума и будет полезен воспитателям детских садов....