мастер-класс "Оригами, как средство развития мелкой моторики у детей 4-5 лет"
методическая разработка (средняя группа)
конспект мастер-класса для родителей , для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_origami_kak_sredstvo_razvitiya_melkoy_motoriki_u_detey_4-5_let_origami.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г.Белоярский
Мастер-класс для родителей на тему:
«Оригами, как средство развития мелкой моторики
у детей 4-5 лет»
Воспитатель: Кирюшина О.Н.
г.Белоярский – 2019 г.
«Истоки способностей и дарования детей —
на кончиках их пальцев»
(В. А. Сухомлинским)
Цель: Развитие мелкой моторики у детей, посредством использования техники оригами в работе с родителями.
Задачи мастер-класса:
1. Раскрыть значимость техники оригами для развития мелкой моторики детей.
2. Познакомить родителей с историей возникновения искусства «оригами».
3. Обучить родителей базовым приемам техники оригами.
4. Создать фигурки техникой оригами для драматизации русских-народных сказок.
5. Приобщать родителей к чтению русских – народных сказок с использованием театра-оригами.
6. Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
7. Заинтересовать родителей оригами, как видом декоративно-прикладного творчества.
Методические приемы:
- использование ИКТ (слайдпрезентация);
- показ готовых сказочных героев - «оригами»;
- использование художественного слова (загадки);
- пальчиковая гимнастика су-джок;
-физкультурная пауза:
- демонстрация альбомов с работами техникой оригами;
- работа родителей по словесной инструкции педагога;
- использование педагогических принципов «от простого к сложному»;
- использование метода «сказкотерапия»;
- драматизация сказки детьми и родителями фигурками оригами.
- музыкотерапия.
План проведения мастер-класса:
1.Вводная часть.
- Рассказ о значении техники «оригами» для развития моторики детей группы.
- Рассказ об истории техники оригами.
- Демонстрация готовых сказочных героев-оригами.
2. Практическая часть.
- Пальчиковая гимнастика.
- Показ приемов конструирования фигур-оригами с помощью слайдпрезентации.
- Работа родителей под музыкальное сопровождение (песня «Театр» группа «Альфа»)
- Физкультминутка.
3. Итоговая часть.
- Мини-спектакль с фигурками оригами в исполнении родителей
Оборудование и инструменты:
Комплект цветной бумаги квадратной формы 20 Х 20 см. разного цвета на каждого родителя, деревянные палочки (суше), клей, ножницы, фломастеры, степлеры; ширма для спектакля; ноутбук (слайдпрезентация); готовые фигурки оригами к сказке «Заюшкина избушка».
1 слайд
1.Вводная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители, педагоги!
Тема сегодняшнего мастер-класса выбрана мной не случайно, потому что в новой группе я отметила, что у многих детей наблюдается отставание развития мелкой моторики: дети не могут застегнуть и расстегнуть пуговицы, молнии; завязать и развязать шапки, шарфы; надеть перчатки, варежки; складывать свою одежду. У этих же детей наблюдается проблема и в продуктивной деятельности: они с трудом раскатывают пластилин; не правильно держат карандаш, кисть, ножницы; отсутствует сила нажима при рисовании и штриховке. Причина этого – плохая тренировка пальцев или ее отсутствие. То есть когда родители стараются все сделать сами за ребенка (одевают, раздевают) и не предлагают ему занятий, способствующих развитию моторики. Давайте вспомним, примерно 20-30 лет назад, когда вы были такими, ведь вам приходилось постоянно завязывать шнурки, застегивать много пуговиц, заплетать косички, конструировать из бумаги самолетики, кораблики; стирать носовые платочки в детском тазике, помогать мыть посуду, перебирать на кухне крупу и т.д., а к подгот.группе у детей были сформированы умения пришивать пуговицы, вышивать. Этому способстовали любовь к рисованию, лепке.
Сегодня в ХХI - веке многие полезные для развития моторики занятия ушли в прошлое; шнурки заменены липучками, пуговицы - молниями, кнопками; в быту практически тоже все механизировано, а дети все чаще свое свободное время проводят с телефоном, планшетом, компьютером, к сожалению, а не с карандашами, красками, пластилином. А ведь мы должны подготовить руку ребенка к письму.
Современные ученые (нейробиологи, психологи), занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали что двигательные и речевые центры в коре головного мозга находятся рядом, то есть между ними существует прямая связь, из этого следует что, чем лучше мы с вами разовьём мелкую моторику у детей, тем успешнее у них будет развиваться речь и все остальные психические процессы: память, мышление, внимание, воображение, восприятие … и тем успешнее мы подготовим детей к школе.
Слайд №2, № 3
Для моторного развития руки существует множество средств, методик, игр, многие из которых я использую в своей работе с детьми: это различные пальчиковые игры, Су-джок – терапия, палочки Кюизенера;
игры с семенами, бусами, крышками; всевозможные мозайки, конструкторы, пазлы.
Слайд №4
В вечерние часы активно использую раскраски по теме недели, которые дети затем вырезают, наклеивают (создаем коллективные коллажи).
Слайд №5
Еще наши дети, очень любят играть в пальчиковый театр, который тоже является хорошим тренажёром для моторики.
А однажды я показала детям спектакль «Заюшкина избушка» фигурками театра-оригами. Ребятам очень понравился этот необычный бумажный театр на палочках, каждому хотелось поиграть в него. И самое главное - все дети пожелали иметь такой театр дома. Сообща, мы решили, что нужно, научиться вместе с родителями мастерить такие фигурки-оригами.
(показ театра-оригами)
Мне, как педагогу известно, что оригами является очень эффективным средством развития мелкой моторики и поможет решить целый спектр задач:
- Развивается мелкая моторика пальцев благодаря многократному сгибанию, проглаживанию, складыванию.
- развивается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие при работе с устной или наглядной инструкцией;
- расширяется словарный запас, посредством общепринятой терминологии (угол, сторона, диагональ, вершина);
- развивается усидчивость; интерес;
- прививается художественный вкус и творческие способности.
Помимо решения этих важных задач, я решила заинтересовать вас этой техникой для совместного семейного творчества, тем более, что возраст детей 4-5 лет – самый благоприятный и рекомендуемый для освоения этой техники. Также технику оригами можно использовать для изготовления поделок на выставки, конкурсы различного уровня.
Слайд №6
Еще один не маловажный момент, оригами - это абсолютно не дорогое, малозатратное, но увлекательное занятие, также театр-оригами не будет занимать много места, его можно хранить в коробке из - под конфет или в книге, можно легко взять с собой в отпуск, поездку.
Театр-оригами можно использовать в разных вариантах: на палочках, на магнитах, настольным, пальчиковым.
Слайд №7
А как здорово, показать на семейном празднике спектакль по мотивам любимых сказок, сказок, придуманных детьми. Можно прочитать перед сном ребенку сказку, где закладка в книге – сказочный персонаж, сделанный техникой оригами.
А сказка, уважаемые родители, должна жить в каждом доме, в каждой семье, потому что она является самым древним, но очень эффективным, полезным, доступным, ненавязчивым педагогическим методом воспитания детей - дошкольников. Главное здесь правильно подобрать сказку и ее немного проанализировать!
Слайд №8
А сейчас мне хочется немного вам рассказать об истории искусства оригами:
Родиной «оригами» считается Япония. (может не случайно она является развитой страной). В переводе с японского «ори» означает - бумага, «ками »- складывать.
Слайд №9
То есть оригами – это изготовление поделок из бумаги квадратной формы приемами многократного складывания и сгибания, а людей, увлекающихся этим искусством, называют оригамистами.
Слайд №10
Первыми оригамистами были монахи в японских монастырях, они складывали необычные фигурки богов, животных.
Позже оригами увлеклась японская знать при императорском дворе. Умение создавать оригами считалось показателем образованности, тонкого вкуса, изысканных манер. Поэтому знатные и богатые родители нанимали учителей-оригамистов для обучения своих детей. Поделки-оригами использовались в качестве подарков, украшений в домах, на свадебных церемониях, праздниках.
Слайд №11
Вторая жизнь оригами в Японии началась в начале ХХ-века – здесь открылась сеть детских садов, где основой воспитания были идеи немецкого педагога Ф.Фребеля, который настоятельно рекомендовал детям занятия оригами. Ведь еще Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов».
Всем известна история о больной девочке в г.Нагасаки, смастерившей 662 журавлика. С тех пор в Японии журавлик - оригами считается символом жизни, долголетия, счастья.
Слайд №12
В наше время в Японии мимо оригами не проходит не один ребенок: в стране широко издается литература об этом искусстве; продаются красочная бумага квадратной формы всевозможных сортов и цвета. Повсюду работают международные центры «ОРИГАМИ», проходят выставки, конференции.
Слайд №13, 14
Оригами давно перешагнуло границы своей родины и популярно во многих странах, в том числе и в России, им увлекаются не только дети, но и взрослые.
Занятия оригами с детьми начинать необходимо со сложения самых простейших фигур – по принципу от «простого к сложному», что мы сегодня и сделаем. Можно изготавливать фигурки из цветной или из белой бумаги, а потом их раскрасить в нужный цвет. Образцы фигурок оригами и схемы их складывания сейчас можно легко найти в интернете, необязательно покупать специальную литературу для обучения.
(приход детей)
И так, сегодня я предлагаю стать оригамистами. Давайте посмотрим, какие бывают разные по сложности фигурки-оригами.
Слайд №15 - 17
А начнем нашу работу самым простым способом.
Для работы нам понадобятся квадраты бумаги, степлер, фломастеры, клей, палочки.
А чтобы, пальчики наши были послушными, давайте поиграем с шариками су-джоки.
Пальчикова игра с Су-Джок шариками «Колобок».
Мы лепили колобка,
(сжимаем и разжимаем шарик в правой ладони)
Тесто мяли мы слегка,
(сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони)
А потом его катали
(круговыми движениями катаем шарик на ладони правой руки)
На окошечко сажали.
(раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг, да прыг
(стучат шариком по ладони и убирают на стол)
Укатился озорник.
(показывают ладони).
2. Практическая часть:
(Показ)
Я: Отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем делать первого:
1.Это кто такой лохматый,
Языкатый и зубатый?
Лопоухий, хвост крючком,
Скачет прямо и бочком.
Вот навстречу он бежит
И от радости визжит.
«Жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Нижний Уголок в гости к Верхнему Уголку, здравствуй, Верхний Уголок!».
(Изготовление щенка)
2.Мохнатенькая,
Усатенькая,
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
Песенки поёт,
Молочко из блюдца пьёт.
(изготовление кошки)
3.Вперевалку зверь идет по малину и по мед.
Любит сладкое он очень, а когда приходит осень,
Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. (Медведь)
(изготовление медведя).
4.Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
(изготовление зайца)
5.Зелёная, но не трава. Холодная, но не лёд.
Прыг да шлеп по дорожке, голова четыре ножки. (лягушка)
(изготовление лягушки)
3. Итоговая часть:
И так, бумажные фигурки зверей сделаны, осталось вставить палочки и наш театр-оригами готов к применению. А теперь подумайте, в какой русско-народной сказке живут эти герои? Это значит, что остальных героев вы должны самостоятельно сделать дома.
А сейчас я приглашаю детей поиграть в театр оригами
Автор:
В чистом поле теремок, был ни низок, ни высок.
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили.
Там и мышка, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,
С серым боком серый волк – в дружбе знали они толк.
Но набрел на теремок мишка косолапый
Раздавил он теремок, своей огромной лапой
Звери очень испугались, поскорее разбежались
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый.
В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни:
«Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.»
Литература:
1. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.
2. Афонькин С.Ю. Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М., «Аким», 2002 3. Долбженко Г. «100 оригами». Ярославль, 2000
5. «Оригами и педагогика» Материалы первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. С-Петербург, 1996
6. Рузина М.С. Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр» СПб «Дельта», 1997
7. Соколова С.В. «Сказки из бумаги». С-Петербург, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...
Модульное оригами - средство развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями
Статья знакомит с основными приемами складывания бумаги (модульного треугольника), обучает различным приемам работы с бумагой, при работе с которой формируется мелкая моторика рук, точные движения пал...
Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.
Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...
Средства развития мелкой моторики у детей 4-5 лет
В данном материале описано насколько важно начинать развитие моторики рук с раннего возраста с помощью продуктивных видов деятельности....
Презентация "Пластилинография-как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
Мастер-класс для родителей по пластилинографии...
«Песочные фантазии как средство развития мелкой моторики у детей с ФФН».
«Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря. Идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли и фантазии. » В.А Сухомлинский....
Мастер-класс для родителей на тему «Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет, как средство развития мелкой моторики у детей»
Привлечь внимание родителей к проблеме развития мелкой моторики у детей через пальчиковую гимнастику и побудить к практическому применению....