мастер-класс "Оригами, как средство развития мелкой моторики у детей 4-5 лет"
методическая разработка (средняя группа)

Кирюшина Ольга Николаевна

конспект мастер-класса для родителей , для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г.Белоярский      

Мастер-класс для родителей на тему:

 «Оригами, как средство развития мелкой моторики

у детей 4-5 лет»

Воспитатель: Кирюшина О.Н.

г.Белоярский – 2019 г.

«Истоки способностей и дарования детей —

на кончиках их пальцев»

(В. А. Сухомлинским)

Цель: Развитие мелкой моторики у детей, посредством использования техники оригами в работе с родителями.

Задачи мастер-класса:
 1. Раскрыть  значимость техники оригами для развития мелкой моторики  детей.

2. Познакомить родителей с историей возникновения  искусства «оригами».

3. Обучить  родителей базовым приемам   техники оригами.

4. Создать фигурки  техникой оригами для драматизации русских-народных сказок.

5. Приобщать родителей  к чтению  русских – народных сказок с использованием театра-оригами.

6. Приобщать родителей  к совместной творческой деятельности с детьми.

7.  Заинтересовать родителей  оригами, как видом декоративно-прикладного творчества.  

Методические приемы:

- использование ИКТ (слайдпрезентация);

- показ готовых сказочных героев - «оригами»;

- использование художественного слова (загадки);

- пальчиковая гимнастика су-джок;

-физкультурная пауза:

- демонстрация  альбомов с работами техникой оригами;

- работа родителей по словесной инструкции педагога;

- использование педагогических принципов «от простого к сложному»;

            - использование метода «сказкотерапия»;

            - драматизация сказки детьми и родителями  фигурками  оригами.

           - музыкотерапия.

План проведения мастер-класса:

1.Вводная часть.

- Рассказ о значении техники «оригами» для развития моторики детей группы.

- Рассказ об истории техники оригами.

- Демонстрация готовых сказочных  героев-оригами.

2. Практическая часть.

- Пальчиковая гимнастика.

- Показ  приемов конструирования фигур-оригами с помощью слайдпрезентации.

- Работа родителей под музыкальное сопровождение (песня «Театр» группа «Альфа»)

- Физкультминутка.

3. Итоговая часть.

- Мини-спектакль с фигурками оригами в исполнении родителей

Оборудование и инструменты:

  Комплект цветной бумаги квадратной формы 20 Х 20 см. разного цвета на каждого родителя,  деревянные палочки (суше),   клей, ножницы,  фломастеры, степлеры; ширма для спектакля; ноутбук (слайдпрезентация); готовые фигурки оригами к сказке «Заюшкина избушка».

1 слайд

1.Вводная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители, педагоги!

Тема сегодняшнего мастер-класса  выбрана мной не случайно, потому что в  новой  группе  я отметила, что у многих  детей наблюдается  отставание   развития мелкой моторики: дети не могут застегнуть  и расстегнуть пуговицы, молнии;  завязать и развязать  шапки,  шарфы;  надеть перчатки, варежки; складывать свою одежду.  У этих же детей наблюдается проблема и в продуктивной деятельности: они с трудом раскатывают  пластилин; не правильно держат карандаш, кисть, ножницы; отсутствует сила   нажима  при рисовании и штриховке. Причина этого – плохая тренировка пальцев или ее отсутствие.   То есть когда родители стараются все сделать сами за ребенка (одевают, раздевают) и не предлагают ему занятий, способствующих развитию моторики.   Давайте вспомним, примерно 20-30 лет  назад, когда вы были такими, ведь вам   приходилось постоянно завязывать шнурки, застегивать много пуговиц, заплетать  косички, конструировать из бумаги самолетики, кораблики; стирать носовые платочки в детском тазике,  помогать мыть посуду, перебирать на кухне  крупу и т.д., а к подгот.группе у детей были сформированы умения пришивать  пуговицы, вышивать. Этому способстовали любовь к рисованию, лепке.

Сегодня в  ХХI - веке многие полезные для развития моторики  занятия ушли в прошлое;   шнурки заменены липучками, пуговицы - молниями, кнопками;  в быту практически тоже все механизировано, а дети все чаще свое свободное время проводят с  телефоном, планшетом, компьютером, к сожалению,  а не с карандашами, красками, пластилином.  А ведь  мы должны подготовить руку ребенка к письму.

Современные ученые  (нейробиологи, психологи),  занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей,  доказали что двигательные и речевые центры в коре головного мозга  находятся рядом, то есть между ними существует прямая связь, из этого следует что, чем лучше мы с вами разовьём  мелкую моторику у детей, тем успешнее у них будет развиваться  речь  и  все остальные   психические процессы:  память, мышление, внимание, воображение, восприятие … и тем успешнее мы подготовим детей к школе.

Слайд №2, № 3

Для моторного развития руки существует множество средств, методик,  игр, многие из которых я  использую в своей  работе с детьми:  это различные пальчиковые игры, Су-джок – терапия, палочки Кюизенера;

игры с семенами,  бусами, крышками; всевозможные мозайки, конструкторы,  пазлы.

Слайд №4

В вечерние часы активно использую  раскраски по теме недели, которые  дети затем  вырезают, наклеивают  (создаем коллективные коллажи).

Слайд №5

Еще наши дети, очень любят играть в пальчиковый театр, который тоже является хорошим тренажёром для моторики.

А однажды  я показала детям спектакль «Заюшкина избушка»  фигурками  театра-оригами.  Ребятам очень понравился  этот необычный бумажный театр на палочках,   каждому хотелось поиграть в него. И самое главное -  все дети пожелали иметь такой театр дома. Сообща,   мы решили, что нужно,  научиться  вместе с родителями мастерить такие фигурки-оригами.

(показ театра-оригами)

Мне,  как педагогу известно, что  оригами является очень  эффективным средством развития мелкой моторики и поможет решить  целый  спектр задач:

- Развивается мелкая моторика пальцев благодаря многократному сгибанию, проглаживанию, складыванию.

- развивается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие при работе с устной или наглядной инструкцией;

- расширяется  словарный запас, посредством  общепринятой терминологии (угол, сторона,  диагональ,  вершина);

- развивается усидчивость; интерес;

- прививается художественный вкус и творческие способности.

        Помимо решения этих важных задач, я решила заинтересовать  вас этой техникой для совместного семейного  творчества, тем более,  что возраст  детей 4-5 лет – самый благоприятный и рекомендуемый  для освоения этой техники.    Также  технику  оригами можно использовать для изготовления поделок на выставки, конкурсы различного уровня.

 Слайд  №6

Еще один не маловажный момент, оригами - это абсолютно не дорогое, малозатратное, но увлекательное  занятие, также  театр-оригами  не будет занимать много места, его можно хранить  в коробке из - под конфет или в книге,   можно легко взять с собой в отпуск, поездку.

Театр-оригами  можно использовать в разных вариантах: на палочках, на магнитах, настольным, пальчиковым.

Слайд  №7

А  как здорово, показать на семейном празднике спектакль по мотивам любимых сказок, сказок, придуманных детьми. Можно прочитать перед сном ребенку сказку, где закладка в книге – сказочный персонаж, сделанный техникой оригами.

А сказка, уважаемые родители,  должна жить в каждом доме, в каждой семье,  потому что она является самым древним, но очень эффективным, полезным,  доступным,  ненавязчивым педагогическим методом  воспитания детей - дошкольников. Главное здесь правильно подобрать сказку и ее немного проанализировать!

Слайд  №8

А сейчас мне хочется немного вам рассказать об истории искусства оригами:

Родиной «оригами» считается Япония. (может не случайно она является развитой страной). В переводе с японского «ори» означает  - бумага, «ками »- складывать.  

Слайд  №9

То есть оригами – это изготовление поделок из бумаги квадратной формы приемами многократного складывания и сгибания, а людей, увлекающихся  этим искусством, называют оригамистами.

Слайд  №10

Первыми  оригамистами были монахи в японских   монастырях, они складывали  необычные фигурки богов, животных.

  Позже оригами увлеклась японская  знать при императорском дворе. Умение создавать оригами считалось показателем образованности, тонкого вкуса,  изысканных манер. Поэтому знатные и богатые родители нанимали учителей-оригамистов для обучения своих детей.  Поделки-оригами использовались в качестве подарков, украшений в домах, на свадебных церемониях, праздниках.

 

Слайд  №11

Вторая жизнь оригами в Японии началась в  начале ХХ-века – здесь открылась сеть детских садов, где основой воспитания были идеи немецкого педагога Ф.Фребеля, который настоятельно рекомендовал детям занятия оригами. Ведь  еще Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов».

Всем известна история о больной девочке в г.Нагасаки,  смастерившей  662 журавлика.  С тех пор в Японии журавлик - оригами считается символом жизни,  долголетия, счастья.

Слайд №12

В наше  время  в Японии мимо оригами не проходит не один ребенок: в стране широко издается литература об этом искусстве; продаются красочная бумага квадратной формы всевозможных сортов и цвета. Повсюду работают  международные центры «ОРИГАМИ», проходят выставки, конференции.

Слайд №13, 14

Оригами давно перешагнуло границы своей родины и популярно во многих странах, в том числе и в России, им увлекаются не только дети, но и взрослые.

Занятия оригами  с детьми начинать необходимо со сложения самых простейших фигур – по принципу  от «простого к сложному», что мы сегодня и сделаем. Можно изготавливать фигурки из цветной или из белой бумаги, а потом их  раскрасить в нужный цвет. Образцы фигурок оригами и схемы их складывания сейчас можно легко найти в интернете, необязательно покупать специальную литературу для обучения.

(приход детей)

И так, сегодня я предлагаю стать оригамистами. Давайте посмотрим,  какие бывают разные по сложности фигурки-оригами.

Слайд №15 - 17

  А начнем нашу работу  самым простым способом.

 Для работы нам понадобятся  квадраты бумаги, степлер, фломастеры, клей, палочки.

А чтобы, пальчики наши были послушными, давайте  поиграем с шариками су-джоки.

Пальчикова игра с Су-Джок шариками  «Колобок».

Мы лепили колобка,

(сжимаем и разжимаем шарик в правой ладони) 

Тесто мяли мы слегка,

(сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони) 

А потом его катали

(круговыми движениями катаем шарик на ладони правой руки)

На окошечко сажали.

(раскрывают ладони, показывают их) 

Он с окошка прыг, да прыг

(стучат шариком по ладони и убирают на стол) 

Укатился озорник.

(показывают ладони).

2. Практическая часть:

(Показ)

Я: Отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем делать первого:

1.Это кто такой лохматый,
Языкатый и зубатый?
Лопоухий, хвост крючком, 
Скачет прямо и бочком.     
Вот навстречу он бежит
И от радости визжит.

«Жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Нижний Уголок в гости к Верхнему Уголку, здравствуй, Верхний Уголок!».

(Изготовление щенка)

2.Мохнатенькая, 
Усатенькая, 
Мягкие лапки, 
А в лапках царапки.  
Песенки поёт, 
Молочко из блюдца пьёт. 

(изготовление кошки)

3.Вперевалку зверь идет по малину и по мед. 
Любит сладкое он очень, а  когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны.
(Медведь)

(изготовление медведя).

4.Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?

(изготовление зайца)

5.Зелёная, но не трава. Холодная, но не лёд.

Прыг да шлеп по дорожке, голова четыре ножки. (лягушка)

(изготовление лягушки)

3. Итоговая часть:

И так, бумажные фигурки зверей сделаны, осталось вставить палочки и наш театр-оригами готов к применению. А теперь подумайте, в какой русско-народной сказке живут эти герои? Это значит, что остальных героев вы должны самостоятельно сделать дома.

А сейчас я приглашаю детей поиграть в театр оригами

Автор:

В чистом поле теремок, был ни низок,  ни высок. 

 Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили.

Там и мышка, и лягушка, зайчик  с  лисонькой – подружкой,

С серым боком серый волк – в дружбе знали они толк. 

 Но набрел на теремок мишка косолапый 

Раздавил он теремок, своей огромной лапой

Звери очень испугались, поскорее разбежались 

А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. 

В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни: 

«Стоит в поле теремок, он ни низок,  ни высок.»

Литература:

1. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.

2. Афонькин С.Ю. Афонькина Е.Ю.  «Уроки оригами в школе и дома». М., «Аким», 2002 3. Долбженко Г.   «100 оригами». Ярославль, 2000

5. «Оригами и педагогика» Материалы первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. С-Петербург, 1996

6. Рузина М.С. Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр» СПб «Дельта», 1997

7. Соколова С.В. «Сказки из бумаги». С-Петербург, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

Модульное оригами - средство развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями

Статья знакомит с основными приемами складывания бумаги (модульного треугольника), обучает различным приемам работы с бумагой, при работе с которой формируется мелкая моторика рук, точные движения пал...

Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.

Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...

Средства развития мелкой моторики у детей 4-5 лет

В данном материале описано насколько важно начинать развитие моторики рук с раннего возраста с помощью продуктивных видов деятельности....

«Песочные фантазии как средство развития мелкой моторики у детей с ФФН».

«Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря. Идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли и фантазии. » В.А Сухомлинский....

Мастер-класс для родителей на тему «Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет, как средство развития мелкой моторики у детей»

Привлечь внимание родителей к проблеме развития мелкой моторики у детей через пальчиковую гимнастику и побудить к практическому применению....