Роль инклюзии в дошкольном образовании
статья
Предварительный просмотр:
Роль инклюзии в дошкольном образовании
Инклюзивное образование
Проблемами инклюзивного образования занимаются многие ученые, среди которых: Алехина С.В., Егоров П.Р., Малофеев Н.Н., Семаго Н.Я, Семаго М.М. В их работах описаны принципы организации инклюзивного обучения, как в ДОО, так и в школах.
В 2014 году был введен ФГОС, который направлен на обеспечение права детей с ОВЗ на овладение компетенциями, которые необходимы им для осуществления успешной социализации. ФГОС своей целью имеет поддержку детей с ОВЗ, их адаптацию, обучение, социализацию на пути от дошкольного возраста до трудоустройства.
Термин "инклюзивный" имеет французское происхождение и означает "включающий". Дети с ОВЗ должны быть включены в социальную жизнь, получать социальный опыт, имеют права на поддержку и сопровождение специалистов по профилю ОВЗ.
Для нашей страны, организация инклюзивного образования в ДОО - деятельность инновационная. Введение системы инклюзивного образования позволит детям развиваться в полноценном обществе. Подготовка к включению детей в современное общество - важный процесс, требующий индивидуального педагогического подхода, учитывающего особенности развития.
Ранее было распространено понятие интеграции. Инклюзия существенно отличается от интеграции. В процессе интеграции ребенок с ОВЗ должен был адаптироваться к условиям ДОО. И если процесса адаптации не происходило, то ребенок покидал образовательное учреждение. Инклюзия же подразумевает, что образовательное учреждение подстраивается под нужды ребенка с ОВЗ, учитывает его особенности.
Инклюзия в ДОО имеет свои особенности организации:
- обучающиеся состоят в одной группе, без выделения детей с ОВЗ в отдельную группу;
- детям с ОВЗ помощь оказывают специалисты по профилю заболевания;
- акцент происходит на наиболее сильные стороны ребенка и его возможности, потенциал;
- у всех воспитанников формируется толерантность к особенностям друг друга;
- общество понимает важность возможности развития детей с ОВЗ, их социализации.
Дети с ОВЗ (физические и ментальные заболевания) исторически в нашей стране оказываются в изоляции, они лишены возможности интеграции в общество, получения положительного социального опыта. Отдельные коррекционные учреждения способствовали состоянию изоляции.
Роль инклюзии в ДОО значительна - обучать каждого ребенка взаимодействию друг с другом, помогать развиваться в условиях совместного пребывания, вместе преодолевать сложности в развитии. Таким должно быть гуманное общество, в котором все равны и уважения заслуживает каждый его член.
Данные Пенсионного фонда говорят, что в стране ежегодно увеличивается число инвалидов. 5,6% от числа инвалидов - дети, 402 тыс. из мальчики, 298 тыс. - девочки [3].
На рис. 1 представлено их соотношение по половому признаку в процентах.
Рисунок 1 Процентное соотношение по полу детей-инвалидов
Таким образом, развитие инклюзии, соответствующая подготовка педагогических кадров - та необходимая поддержка, которую нужно оказывать семьям.
Получение дошкольного образования в условиях инклюзии позволяет детям с ОВЗ развивать свои коммуникативные функции, учиться взаимодействовать с детским коллективом.
Перед ДОО ставятся следующие задачи:
- поддержание эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического здоровья ;
- оказание поддержки индивидуальности ребенка, помощь в реализации способностей и творческого потенциала;
- формирование у воспитанников общей культуры [1].
Подготовка педагогов в области инклюзивного дошкольного образования - важный шаг для успешной реализации инклюзии.
Педагогам необходимо реализовывать основные принципы дошкольного образования. Поддерживать разнообразие детства, сохранять самоценность детства как важного этапа в жизни человека, обеспечение проживания ребенком всех этапов дошкольного детства.
Знания в области работы с детьми с ОВЗ - основная опора для применения на практике. Для работы необходимо учитывать особенности детей с ОВЗ, среди которых могут быть:
- быстрое уставание
- особенности в поведении
- моторные нарушения и пр. особенности.
Реализация инклюзивного образования требует от педагога создания особых условий для таких детей в группе:
1. создается необходимое образовательное пространство
2. создается необходимое программно-методическое обеспечение
3. организация самостоятельной деятельности детей.
Активность стимулируется черед предметно-развивающую среду. Она должна соответствовать возрастным особенностям и быть привлекательной, комфортной для ребенка с особенностями развития. Если ребенок с интеллектуальными нарушениями, то необходимо предусмотреть наличие игрушек по его интересам. Наличие зоны коррекции - важный пункт в оборудовании предметно-развивающей среды. Среда должна быть вариативным пространством с зоной ближайшего развития.
4. создается дидактическое обеспечение образовательной деятельности для коррекции отклонений различного характера (в развитии, поведенческих)
5. обеспечение безопасности ребенка с ОВЗ как в группе, так и на прогулке.
6. работа в тандеме со специалистами (с логопедом, психологом, дефектологом сада)
7. установление взаимоотношений в группе, воспитание толерантности в детях
8. проводится работа с родителями
Инклюзивное образование требует высокой квалификации от педагога.
Умение включаться в изменения, понимать тенденции развития педагогики как науки, строить процесс воспитания и образования с учетом индивидуальных особенностей детей - такие навыки необходимы современному педагогу ДОО.
В современный инклюзивный образовательный процесс должны быть включены педагоги, родители, дети , администрация ДОО. На сегодняшний день условия для реализации инклюзивного образования созданы только в столице и нескольких крупных городах.
Процесс включения детей с ОВЗ в систему образования необходимо начинать с дошкольного возраста. Тогда к школе у ребенка будет возможность получить основные навыки и первичную социализацию.
Реализация прав детей с ОВЗ -приоритетное направление работы по ФГОС.
Таким образом, развитие инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях - важная ступень в общем развитии инклюзивного образования в России.
Список литературы:
- Бреннер, Д. А., Сафонова, Т. В. Актуальные вопросы развития инклюзивного образования [Текст] // Практическая дефектология. - 2017. - № 2 (10). - С. 3-7
- Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов [Текст] / под науч. ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой - М. : Издательство «Спутник+», 2015. – 254 с.
- Статистические данные пенсионного фонда России [Электронные ресурсы] URL: https://tass.ru/obschestvo/11170585?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 24.05.22 г)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.
В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....
Презентация на тему «Инклюзия в дошкольном образовании как качественный и устойчивый процесс изменений образовательных условий»
Презентация на тему «Инклюзия в дошкольном образовании как качественный и устойчивый процесс изменений образовательных условий»...
Буклет "Инклюзия в дошкольном образовании"
Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования п...
«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание ...
«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов ...
роль игры в дошкольном образовании
В современной дошкольной педагогике воспитательное и обучающее значение игры играет важную роль....
Доклад "Инклюзия в дошкольном образовании"
Публичное выступление...