Доклад "Инклюзия в дошкольном образовании"
статья
Предварительный просмотр:
Тема: «Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения»
Каждый ребёнок особенный в своем развитии. Учет этого тезиса является одним из важных условий для эффективного планирования образовательной деятельности воспитанников. Вместе с тем есть дети, которых называют особенными не для того, чтобы подчеркнуть уникальность их способностей, а для того, чтобы обозначить особые потребности в их развитии.
Именно поэтому образовательный процесс современного детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения, формирования важных жизненных навыков, развития личностных качеств и способностей детей, в том числе коррекцию их дефицитов в развитии.
Включение детей с особыми потребностями в образовательный процесс дошкольного учреждения изменяет, прежде всего, установки для воспитателей. До сих пор в педагогической практике было принято не акцентировать внимание на этих особенностях, потому что работать с «усредненными» детьми проще. Однако современная действительность диктует свои условия: особенности детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно не учитывать. Приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но при создании условий для «особых» детей, важно не нарушить принцип равных прав для остальных детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать в рамках инклюзии.
В таком контексте инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений.
Правильно и грамотно организованная работа дает возможность получения более качественного результата воспитания и образования детей с особыми потребностями.
Безусловно, дошкольный возраст является фундаментом для формирования коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия, которые жизненно необходимы каждому ребенку.
В отечественной педагогике ведется активное обсуждение плюсов и минусов инклюзивного образования и выявляется ряд существенных проблем:
- во-первых, это недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, регламентирующей инклюзию в ДОУ (например, порядок финансирования работников, введение в штат специализированных ставок, медицинское сопровождение детей с ОВЗ и т.д.).
- во-вторых, необходимость изменения образовательной среды, которая должна быть безбарьерной, гибкой и мобильной для различных категорий детей. Это сразу нацеливает дошкольную образовательную организацию на создание специальных образовательных условий, инклюзивных групп, приобретение оборудования для обучения и развития детей с ОВЗ.
- в-третьих, проблема психологической готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ. Для снижения уровня внутреннего напряжения воспитателей необходимо проводить специализированное повышение квалификации педагогических кадров, повышать их уровень профессиональных знаний в области специальной психологии и дефектологии. Важно поддерживать педагогов в принятии «особенного» ребенка, на равных с остальными членами детского коллектива.
- в- четвертых, проблема нехватки узких специалистов (таких, как педагогов - психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов). Именно эти специалисты являются основой для полноценного коррекционно-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями здоровья.
Говоря о проблемах инклюзивного образования, нельзя забывать и об отношении родителей к совместному обучению детей с ОВЗ и детей без особенностей в развитии. Зачастую родители боятся, что нахождение в группе особенного ребенка в группе может навредить их собственным детям. А мнение взрослым может влиять на отношения детей друг к другу. Поэтому очень важно формировать атмосферу принятия инклюзии в коллективе родителей и детей, включение родителей в жизнь ДОУ.
Несмотря на все проблемы, зарубежный и отечественный педагогический опыт показывает, что инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста. Кроме того, это учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения обозначенных выше проблем возможны следующие шаги:
1. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения узкими специалистами для диагностирования и изучения особенностей развития детей с ОВЗ, их особых потребностей, разработки адаптированных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.
2. Взаимодействие воспитателей и узких специалистов в рамках реализации адаптированных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.
3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации воспитателей по вопросам коррекционной педагогики и психологии.
4. Планомерная разъяснительная работа с родителями детей без особенностей в развитии по вопросам инклюзивного образования.
5. Помощь родителям детей с ОВЗ в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении их ребенка, а также в принятии его проблем. Это могут быть индивидуальные консультации, проведение мастер-классов, круглых столов.
6. Создание безбарьерной предметно-развивающей среды, которая должна быть многофункциональной, трансформируемой т.е стать для каждого ребенка развивающей.
Таким образом, с введением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования инклюзия в детских садах становится более реальной и необходимой.
Однако доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое дошкольное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким, как все.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден
Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...
Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...
Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.
ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...
Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.
Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...