Консультирование семьи по воспитанию и социализации старших дошкольников
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей «Социализация через игру»
Игра - один из самых важных видов деятельности для детей. Через ролевые игры дети познают мир и учатся общаться. Через игру ребенок готовится к жизни в обществе, "пробуя" взрослую жизнь.
Ребенок не может научиться ролевым играм самостоятельно, а если и научится, то его игры будут бедными по содержанию и короткими по времени. Это происходит потому, что ребенок еще не освоил окружающий его мир. У ребенка еще не сформировалось понимание мира, в котором живут взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знания о взрослой жизни, тем разнообразнее и интереснее будут игры. Для детей 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: "доктор", "дочки-матери", "продавец". Благодаря игре расширяется активный словарный запас ребенка, он учится выражать свои мысли и вести диалог.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Разработка методики консультирования семьи по вопросам социализации и воспитания дошкольников
Консультация для родителей «Социализация через игру»
Игра - один из самых важных видов деятельности для детей. Через ролевые игры дети познают мир и учатся общаться. Через игру ребенок готовится к жизни в обществе, "пробуя" взрослую жизнь.
Ребенок не может научиться ролевым играм самостоятельно, а если и научится, то его игры будут бедными по содержанию и короткими по времени. Это происходит потому, что ребенок еще не освоил окружающий его мир. У ребенка еще не сформировалось понимание мира, в котором живут взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знания о взрослой жизни, тем разнообразнее и интереснее будут игры. Для детей 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: "доктор", "дочки-матери", "продавец". Благодаря игре расширяется активный словарный запас ребенка, он учится выражать свои мысли и вести диалог.
Уделяйте хотя бы полчаса в день, чтобы поиграть с ребенком. Одновременно можно заниматься математикой, например, попросив ребенка купить в магазине три красных яблока, семь шоколадных конфет и шесть карамельных конфет и разделить конфеты поровну на два пакета.
Вы можете поиграть в игру в зоопарке. "Купите" билеты в кассе и отведите ребенка на экскурсию по зоопарку - расскажите ему, где и как живут птицы, млекопитающие и рыбы и чем они питаются. Укажите ребенку в игре, как нужно обращаться с животными и заботиться о них. Здесь ребенок может самостоятельно реализовать свои идеи на практике, что является хорошей подготовкой к фазе коллективной игры, в которой растущий ребенок не только копирует внешние действия и сходство с выбранным персонажем, но и начинает внутренне показывать, как бы этот персонаж поступил в той или иной ситуации. В любом случае, игра направлена на обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира, и дети обычно играют втроем или вчетвером. С психологической стороны, такие игры могут помочь проработать некоторые негативные аспекты общения со сверстниками и укрепить лидерские качества.
Если ребенок копирует и подражает особенно отрицательным персонажам, не расстраивайтесь сразу. Войдите в игру в качестве положительного персонажа и объясните, как сделать это хорошо. И помните, что ребенок в основном просто подражает окружающим его взрослым. Убедитесь, что ваше поведение не является негативным.
И, конечно, играйте в летчиков, продавцов, шоферов, моряков и многие другие игры. Усложните правила игры, добавьте несколько предметов и действий.
Используйте более сложные сюжеты. Дети становятся более опытными, когда играют, например, в больницу, и их уже не лечит врач, а вызывают "специалистов". Здесь есть пациенты и медсестры. Обычно ребенок уже вносит предложения в игру.
Дети объединяют несколько повествовательных игр в одну игру. Например, есть игра "В семье", тут же "в семье" может возникнуть ситуация - "ребенок заболел". Следующая сцена игры - "больница". Необходимо "добраться" до "больницы", чтобы пригласить в игру "водителя скорой помощи". Или семья приезжает в гости. Развиваются действия в "путешествие", активно развиваются ролевые диалоги.
Поиграйте с детьми в игру, например, "Фильм".
Вы можете заранее приобрести проектор или взять с собой "домашний кинотеатр". Ведущий взрослый заранее выбирает эпизоды из сказок, в которых особенно ярко проявляются черты характера. Дети должны дать этому персонажу голос и выразить эти черты так, чтобы другие могли их сразу узнать. После этого вы можете разыграть историю в виде небольшой сценки.
Девочки любят играть в парикмахера. Предложите кукле с длинными волосами сделать красивую стрижку у детского парикмахера. Расскажите ребенку о задачах парикмахера и косметолога - стрижка волос, бритье, укладка и маникюр. Если в конце игры кукла будет очень довольна, она поблагодарит вас и пообещает в следующий раз снова пойти к этому парикмахеру.
В возрасте 5 лет расцветает ролевая игра. Дети активно взаимодействуют в игре и объединяются в группы. Игровые интересы стабильны. Они могут играть с одной и той же темой часами, днями или неделями, каждый раз начиная сначала (Черепашки-ниндзя, гоночные машины, почта, поликлиника, кино, и другие темы).
Кстати, выбор подходящей роли способствует тому, что ребенок определяет свое место в группе. Некоторые дети сами выбирают себе роли, другие предпочитают, чтобы им "назначили роль", третьи отказываются играть. Следите за своим ребенком!
Какие ролевые игры можно организовать дома?
От воображения, креативности родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением будет заниматься строительством космического корабля, кто станет доктором и лечить игрушки, а кто-то будет играть с ребенком в магазин, библиотеку. Таким образом, родители знакомят детей с миром повседневных ситуаций, развивают детское воображение, а дети получают возможность попробовать себя в роли взрослого.
Сколько времени я должен уделять игре?
Каждый ребенок индивидуален, поэтому нет ограничений по времени для игры. Родители обычно должны уметь определить, когда ребенку скучно и когда продолжать бессмысленно.
Роль родителей в игре
Влияние взрослых на ролевые игры наиболее очевидно на ранних стадиях, когда родители могут продемонстрировать, как и во что можно играть. Поскольку ребенок склонен к подражанию, взрослый, задавая направление ролевой игре, имеет мощный инструмент для влияния и поощрения будущих склонностей ребенка.
Есть три правила, которым должны следовать родители при организации игр:
1) Игра не должна быть основана на принуждении.
2) Игра - это творческий процесс и не должна сдерживать ребенка.
3. Нужно попытаться дать игре развитие.
Знание того, как начать игру, так же важно, как и знание того, как ее закончить или направить в другое русло.
Если вы заметили, что ребенок в течение нескольких недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, но игра не развивается, и он пролистывает одни и те же сюжеты - значит, пришло время вмешаться. В начале вам нужно помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить новых персонажей, например. Вы можете быть менеджером магазина и объявить, что в магазине открывается новый отдел по продаже свежей выпечки. Предложите ребенку начать печь хлеб, булочки и пироги. Это поставит вашего ребенка в другую ситуацию.
Постоянное присутствие взрослого, совсем не обязательно. Ребенок должен научиться самостоятельно развивать свое воображение и логическое мышление. Взрослый - это наблюдатель, который может изменить или исправить ситуацию. Взрослый - сильный, но незначительный герой ролевой игры по сравнению с ребенком, который обязательно является главным героем.
Рекомендуется вмешательство взрослого, если игра приобретает жестокий сюжет и герои становятся злодеями. В этом случае не стоит поспешно заканчивать игру, но вспомните, как хорошо вы объяснили ребенку понятия добра и зла, хорошего и плохого. Может быть, вам стоит повторить урок и предотвратить подобные игры? Родителям также следует присмотреться к "монстру", в которого превращается ребенок. Он может оказаться доброкачественным существом, не представляющим никакой опасности. В современных мультфильмах внешность обманчива. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребенок. И если он ни дня не может прожить без просмотра сомнительного мультфильма, посмотрите его вместе с ребенком. Ваши ехидные замечания по поводу поведения персонажей обязательно запомнятся. Если очевидно, что ребенок намеренно играет в жестокую и злую игру, дайте ему высказаться - возможно, это сдерживаемая агрессия, которая требует выхода. Подумайте о его природе. Затем вызовите у ребенка интерес к новой и интересной игре. Помогите плохим персонажам измениться на хороших.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижен...
Презентация "Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание"
Презентация "Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание"...
«Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание».
«Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание»....
Статья на тему: Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников.
В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личност...
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...
«Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание».
СОДЕРЖАНИЕВведение Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольниковПредметно-развивающая средаВзаимосвязь ДОУ и родителей в осуществлении успешной социализации через духовно...
Паспорт проекта "Вместе", отчет к проекту «Духовно-нравственное воспитание и социализация старших дошкольников в рамках реализации проекта «ВМЕСТЕ»
Технологии эффективной социализации ребенка в детском саду и начальной школе, позволяют системно реализовать ФГОС, в том числе развить у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность ...