Статья "Художественная литература о природе. Зима"
статья (старшая, подготовительная группа)

Егорова Елена Юрьевна

Материал данной статьи поможет как родителям, так и педагогам по-новому взглянуть на художественную литературу о природе для детей и использовать ее в наблюдениях на прогулках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hudozhestvennaya_literatura_o_prirode.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественная литература о природе. Зима»

Зимнее время взрослые нередко воспринимают как хмурое и безрадостное. Такое настроение невольно может передаваться и детям. Однако если мы обратимся к произведениям отечественных авторов о зимней природе, то увидим в них всю палитру чувств: от грусти и тоски до бурного ликования. Поэтов и прозаиков радуют первый снег, бодрящий мороз, возможность предаться зимним развлечениям; в то же время они скучают по теплым дням, сочувствуют тяготам зверей и птиц.

 С наступлением зимнего сезона уменьшается возможность непосредственных наблюдений в природе. Вместе с тем появляется больше времени для чтения. Произведения, представленные в публикации, основаны на личных наблюдениях и переживаниях их авторов. Они не только повествуют о явлениях природы, но и учат ребенка (да и взрослых тоже) думать, сравнивать, разгадывать загадки из жизни зверей и птиц. Научившись наблюдать, подмечать в самом необыкновенном новое, неожиданное, малыш сможет полюбить природу и вырасти бережливым хозяином её богатств.

 На что же в природе зимой можно обратить внимание дошкольников?

Зима наступает после осени. Ночи намного длиннее дня. Начало зимы – «первозимье» - отмечается с того момента, когда надолго ляжет снег (в разные годы – от начала до конца декабря).

Погода. Солнце, часто малинового цвета, показывается редко, почти не греет, низко стоит над горизонтом. Небо серое, с тучами, сыплющими снегом. Морозы чередуются с оттепелями. Замерзают водоемы. Декабрь – месяц самых длинных ночей и коротких дней. Самые короткие дни в году – 21 и 22 декабря (дни зимнего солнцестояния). С 23 декабря начинается «коренная» зима. Солнце светло-желтого цвета поднимается все выше над горизонтом, в его лучах сверкает снег. Небо светлеет. Солнечные морозные дни чередуются с ветреными, вьюжными.  В начале февраля наступает «перелом зимы». Синеет небо. Солнце поднимается все выше и начинает слегка греть. Снег становится тусклым, рыхлым. Февраль – самый снежный и метельный месяц.

Растения. Лиственные деревья стоят без листьев, на хвойных – круглый год зеленые иголки. Ветки деревьев под тяжестью снега прогибаются, в тихую морозную погоду на них появляются изморозь и иней. Стебельки многих трав и всходы озимых хлебов благополучно зимуют под снегом.

Животные. Зимующие птицы (синицы, вороны, дятлы, галки, сороки, снегири, свиристели, клесты) собираются в стаи, слетаются поближе к человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зернышками, семенами деревьев.

Зайцы днем прячутся в норках, вырытых в снегу, поздно вечером выходят покормиться корой и тонкими веточками деревьев. Белка живет в гнезде (в виде шара из переплетенных веточек), день проводит в поисках пищи: шишек, еловых почек, помогают запасы желудей, орехов, грибов, сделанные осенью. Лисы и волки в голодные время могут подходить близко к человеческому жилью. Рыбы зимуют подо льдом.

Некоторые интересные моменты из жизни растений и животных зимой, удачно подмеченные и описанные авторами художественных произведений, взрослый может использовать с непосредственными наблюдениями на прогулке. Слушая рассказы «Волшебная полочка» и «Кусок хлеба» Н. Сладкова, дети узнают о внешнем виде, повадках и «вкусах» пернатых, а также укрепляются в желании заботиться о птицах. Некоторые сказки и рассказы повествуют о тех обитателях средней полосы России, наблюдать за которыми в естественных условиях посчастливится далеко не каждому взрослому (охота куницы за белкой-летягой, выведение клестами птенцов в лютый мороз, повадки водяного воробья оляпки …). Дети узнают об особенностях жизни в осеннее и зимнее время знакомых им зверей (белки, зайца, медведя). С большим интересом малыши будут слушать продолжение сказок «Всяк по-своему», «Четыре художника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Кубани для дошкольников: литература, ремёсла, природа.

Карточки :1. Знакомство с трудом и ремёслами Кубание;2. Художественная литература. 3. Ознакомление с природой родного края;4. Изобразительная деятельность и ручной труд....

Воспитание у детей среднего возраста интереса к художественной литературой о природе.

Содержание   Введение 1.Особенности работы с детьми  среднего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой о природе. 2.Современные методы и приемы ...

Формирование экологической культуры через развивающие игры и литературу о природе

Формирование экологической культуры через развивающие игры и литературу о природе...

Научно-познавательная литература о природе для детей дошкольного возраста

В настоящее время  общепринятым является определение научной книги для детей как книги научно-познавательной. Разумеется, этим не отрицается познавательное значение дететской литературы в целом. ...

Зима. Зимние месяцы. Природа зимой.

Материал для дошкольного возраста,с помощью которого можно закрепить материало зимних месяцах, о явлениях природы зимой,об изменениях в живой и неживой природы с приходом зимы....

КОНСПЕКТ по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Природа зимой».

Цель: расширение представления о живой природе в зимнее время годаОбразовательные задачи:формировать у детей представление о природе зимой;формировать знания об особенностях деревьев, по которым их мо...