Развитие информационно-образовательного пространства (ИКТ)
статья
Современное образование с каждым днем все настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, образовательной, финансовой деятельности образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_informatsionno-obrazovatelnogo_prostranstva_ikt.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие информационно-образовательного пространства (ИКТ)
Современное образование с каждым днем все настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, образовательной, финансовой деятельности образовательных учреждений.
Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс получило название «информатизация образования». Информатизация образования в настоящее время затронула практически все сферы деятельности образовательных учреждений, в том числе и дошкольных организаций.
Попытки построения информационно-образовательной среды в конкретном образовательном учреждении представляют собой лишь начало большого и сложного пути становления и развития процессов информатизации всех видов деятельности образовательных организаций разного уровня образования.
В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся [3].
Информационно-образовательное пространство ДОУ – пространство вербальной и документальной коммуникаций, формируемое для повышения культурного и образовательного уровня его субъектов, поэтому целью проектирования информационно-образовательного пространства является улучшение и совершенствование образовательного пространства ДОУ, повышение уровня информационной компетентности педагогов и всех участников образовательных отношений для обеспечения качества дошкольного образования [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование информационно-образовательного пространства ДОУ:
1. Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Это предполагает наличие в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники.
2. Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации. Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов направлено на повышение результативности образовательного процесса. В ДОУ должна быть сформирована электронная библиотека и для педагогов (где будут дидактические и методические материалы, электронные пособия), и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и т.д.).
3. Информационная интеграция ДОУ с родителями и педагогической общественностью. Для этого необходимо разработать механизм взаимодействия с родителями, учреждениями образования и культуры, сетевыми педагогическими сообществами в условиях расширения информационно – образовательного пространства.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий [2]. Современные дети – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.
В дошкольном образовании используют следующие категории ИКТ:
- ресурсы федеральных образовательных порталов в системе образования Российской Федерации;
- учебные электронные издания на CD;
- ресурсы, разработанные педагогами (презентации);
- телевизор;
- видео, DVD;
- использование мультимедийного проектора и проекционного экрана;
- использование интерактивной доски;
- использование интерактивного оборудования в совокупности с электронными образовательными ресурсами.
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
- оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
- создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
- использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Таким образом, развитие информационно-образовательного пространства выступает с одной стороны результатом информатизации, с другой стороны представляет собой сложный процесс информатизации ДОУ. Это процесс сбалансированного развития базовых компонентов информационно-образовательного пространства, реализуемых через эффективное использование ИКТ. Можно с уверенностью сказать, что информационно-коммуникационные технологии в условиях современной информационно-образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они способствуют повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования
Библиографический список
- Пикус Т.Е. Создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса посредством внедрения и использования ИКТ в ДОУ // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2015. С. 65-71.
- Пузик Г.В. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОУ / Г.В. Пузик, К.С. Шаноян. // Молодой ученый. 2019. № 24 (262). С. 435-436.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования
В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....
Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации
Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...
Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...
Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»
. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...
Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...
Современный подход развития памяти в дошкольном возрасте в информационно - образовательном пространстве
C развитием современных технологий стало возможным не только улучшения физических и бытовых условий. Для педагогов открылись возможности развития когнитивных способностей, как внимание,мышление,вообро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного простран...