« Общение дошкольников»
консультация

Общение и совместная деятельность — важные составляющие жизни дошкольника. Благода­ря им ребенок познает мир, учится строить от­ношения с другими людьми, личностно развивается. Уме­ние общаться положительно влияет не только на взаимо­действие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представле­ний о себе и своих возможностях, уверенность в соб­ственных силах, эмоциональную комфортность.

При общении с детьми возникает закономерный воп­рос — какие критерии являются определяющими данно­го процесса? Если ребята мирно играют вместе, можно ли назвать это общение.

Общение — взаимодействие двух (или более/людей, на­правленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [21]. Если есть общая цель, общие интересы, это значит, что человек общается. Часто на занятиях в детском саду можно встретить такую ситуацию — ребенок на конкрет­ный вопрос воспитателя дает правильный (ожидаемый) ответ, а в реальных обстоятельствах ведет себя совсем иначе.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопе­реживанию, умение отождествить себя с другим челове­ком, готовность принять другую точку зрения. Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения (субъектность). Активность может выражаться в том, что человек при . общении инициативно воздействует на своего партне­ра, а партнер воспринимает его воздействия и отвеча­ет на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_doshkolnikov.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Общение дошкольников»

Общение и совместная деятельность — важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.

При общении с детьми возникает закономерный вопрос — какие критерии являются определяющими данного процесса? Если ребята мирно играют вместе, можно ли назвать это общение.

Общение — взаимодействие двух (или более/людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [21]. Если есть общая цель, общие интересы, это значит, что человек общается. Часто на занятиях в детском саду можно встретить такую ситуацию — ребенок на конкретный вопрос воспитателя дает правильный (ожидаемый) ответ, а в реальных обстоятельствах ведет себя совсем иначе.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения. Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения (субъектность). Активность может выражаться в том, что человек при . общении инициативно воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

-     коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми.

-     интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);

-     перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению).

Предмет общения — это другой человек, партнер по совместной деятельности как субъект. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении, состоящая в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Многие трудности в общении возникают не только от незнания адекватных способов общения, но и от низкой потребности в нем.

Общение ребенка со взрослыми в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого спектра его взаимодействия, побуждаемого теми или иными потребностями. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, которые он не может удовлетворить самостоятельно.

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:

1) потребностью во впечатлениях;

2) потребностью в активной деятельности

3) потребностью в признании и поддержке.

 С появлением на свет, ребенок постоянно побуждаем к новым впечатлениям, и чем сложнее и информативнее объект, тем он для него привлекательнее. С течением времени потребность во впечатлениях постоянно возрастает . Удовлетворить эту потребность дети могут лишь через посредство взрослых, так как возможности сделать это самостоятельно ограничены. Таким образом, потребность в новых впечатлениях побуждает детей вступить в контакт со взрослыми — появляются познавательные мотивы общения.

Потребность в активной деятельности так же характерна для детей, как и потребность во впечатлениях. На протяжении дошкольного детства активность, проявляемая ребенком, достигает высокого уровня развития, видоизменяясь и по форме, и по содержанию. Деловые мотивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости, где нужны помощь и участие взрослых. Деловым мотивом общения является сам взрослый, в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.

Потребность детей в признании и поддержке проявляется уже с самого раннего возраста, например, в виде потребности в материнской заботе и любви, ласке. Характерной особенностью описываемого рода общения является его сосредоточенность на личности — самого ребенка, который ищет поддержки; взрослого, выступающего носителем нравственного поведения; других людей, познание которых способствует в целом познанию детьми социального мира и самих себя.

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. Но в каждом периоде детства один из мотивов общения становится ведущи. Так, в первые полгода жизни ведущим в общении является личностный мотив; в раннем возрасте — деловой, в первой половине дошкольного детства — познавательный, а во второй его половине снова личностный. Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности детей.

Действие общения характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Две основные категории действий общения — это инициативные акты и ответные действия. Поскольку общение есть взаимный процесс, человек должен быть уверен, что партнер воспринимает его и относится определенным образом к его действиям. Стремление вызвать интерес другого, привлечь его внимание — наиболее характерный момент общения.

Действие общения включает в себя средства общения (т. е. операции, с помощью которых осуществляется действие общения). Среди них можно выделить три основные категории:

экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);

речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики) [21].

Определяя далее функции общения, классифицируем их следующим образом. Это:

1)      организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);

2)      формирование и развитие межличностных отношений;

3)      познание людьми друг друга.

Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою спецификy.

В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками.

 В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

Общение со сверстниками более многопланово. В игре проявляются такие качества и личностные характеристики, которые не всегда раскрываются в общении со взрослыми, кроме того, всем видам совместной деятельности детей присуща яркая эмоциональная насыщенность. У ребенка при общении с ровесником наблюдается в 9—10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разнообразные эмоции — от негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы . У ребенка больше возможностей проявлять инициативу. Если в общении со взрослым дети придерживаются общепринятых форм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия. Этим действиям присуща особая раскованность, непосредственность: дети прыгают, кривляются, придумывают ‘дразнилки, сочиняют небылицы и т. д. Со временем контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако непосредственность и нерегламентированность общения, использование нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения. Еще одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка гораздо важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстников в большинстве случаев он не поддерживает. Такая несогласованность коммуникативных действий может быть поводом для конфликтов, обид и непонимания.

Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнера, и контроль его действий, и навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), совместная игра, постоянное сравнение возможностей (я так могу, а ты?)

Чем старше становится ребенок, тем большее значение приобретает для него общение со сверстниками. В 2-3 года такая потребность состоит в стремлении раскрыть и познать границы своих возможностей. От сверстника требуется соучастие в забавах и шалостях, которые, собственно, и составляют содержание контактов детей раннего возраста. Кроме того, ребенку необходимо внимание сверстника, который мог бы оценить его достижения. Развитие коммуникативной деятельности в сфере контактов со сверстниками в дошкольном возрасте сопровождается изменением содержания потребности в общении. Результаты исследования, проведенного Р. А. Смирновой , свидетельствуют, что дошкольники 3-7 лет отдают наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потребность в доброжелательном внимании. Потребность в игровом сотрудничестве является второстепенной. К старшему дошкольному возрасту значительно увеличивается потребность во взаимопонимании и сопереживании сверстника.

Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка,его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого — в семье и в детском саду.

Иногда во взаимоотношения ребенка с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: в детском сообществе достаточно жесткие правила. Неспособный вписаться в группу — безжалостно изгоняется. Трудно вывести закономерность: почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, — нет. Избирательное отношение к сверстнику проявляется у детей уже в течение первого года жизни. Психологи полагают, что избирательные отношения основываются на способности популярных детей максимально откликаться на обращения сверстников и удовлетворять потребность ровесников в общении . Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. На популярность ребенка оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не демонстрируемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый. Как показывает опыт, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг .

В последнее время как в зарубежной, так и в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности». Данное понятие включает следующие компоненты:

1) эмоциональный — включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию;

2) когнитивный — связанный с познанием другого человека. Включает в себя способность встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы;

3) поведенческий — отражающий способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении и др.

 П.игры «Идем в магазин"                 

Большое и маленькое

Возраст: 5-7лет.

Количество игроков: 1.

Когда вы пойдете в магазин, приготовьте две сумки: большую для себя, а маленькую для ребенка. В магазине предложите ему самому выбрать, что из купленных вещей нужно положить в большую, а что в маленькую сумочку.

Список необходимых вещей

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 1.

Чтобы потренировать слуховую память ребенка, попросите его запомнить, какие продукты или вещи нужно сегодня купить в магазине. Назовите медленно от пяти до десяти названий (в зависимости от возраста ребенка). Пусть малыш повторит те названия, которые запомнил. Пересчитайте слова. Если чего-то не хватает, попробуйте начать снова. Количество слов в игре можно постепенно увеличивать.

В магазине я видел…

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 1.

Игра также тренирует внимание и память. Договоритесь, в какой магазин вы идете. Выберите несколько названий, например, овощей (морковь, свекла, помидор, огурец, капуста). Взрослый говорит: «Я был в овощном магазине, видел там много овощей: морковь, редис, помидор, огурец, капусту». Ребенок должен сказать: «Нет, редиса там не было, а вот свекла была», и т. д.

Придумываем сказку

Возраст: 4-7лет.

Количество игроков: любое.

Попробуйте представить себе ночную жизнь питомцев магазина игрушек или овощного отдела. Может быть, они оживают, когда магазин закрывается и все покупатели и продавцы уходят спать…

Придумываем новые продукты

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: любое.

Предложите ребенку пофантазировать и придумать новые продукты. При этом за основу можно взять уже имеющиеся, а название составить из нескольких частей. Например, сардельки из творога будут называться «твордельки», а конфеты из бананов — «банфеты» и т. п.

Продукты для медвежонка

Возраст: 5-7 лет.

Количество игроков: любое.

Если вы прихватили с собой в магазин игрушечного зверя, спросите ребенка, что бы из еды он предпочел. Каждый раз вы можете брать с собой разных животных. Так вы узнаете пристрастия ваших игрушечных животных. При этом, ведя разговор о том, кто из животных, что любит, будьте снисходительны, так как живая лошадка хоть и предпочитает сено, но игрушечная может выбрать мороженое.

Поиски нужного предмета

Возраст: 5-7 лет.

Количество игроков: любое.

Обычно дети очень любят разглядывать витрины. Попробуйте привлечь внимание ребенка к определенным предметам. Например, попросите его найти на витрине все синие предметы, все жидкие, все рассыпчатые, все предметы, начинающиеся на букву М, и т. п.

Ценники

Возраст: 5-7 лет.

Количество игроков: любое.

Магазин — очень удобное место, чтобы учиться счету. Предложите ребенку найти знакомые цифры на ценнике. Можно найти самое большое число на витрине или самое маленькое, а также найти сумму всех цифр на ценнике. Можно устроить соревнование, кто найдет больше семерок или троек.

Игра в магазин

Возраст: 5-7лет.

Количество игроков: любое.

Очень полезная игра, учит ребенка считать деньги при покупках. Многие дети впервые учатся считать «на деньгах». При этом деньги могут быть настоящими, или это будет специальная семейная валюта. Выставите игрушки ребенка, повесив на них ярлычки с ценами. Дайте ему определенную сумму денег. Пусть он посчитает, на какие игрушки ему хватит этой суммы. Можно поиграть в книжный магазин, в магазин детской одежды, продуктовый или магазин машин. Когда ребенок освоится с ролью покупателя, предложите ему роль продавца. Помогите ребенку не только правильно подбирать нужный вам товар, но и безошибочно сдавать сдачу.

Съедобное-несъедобное

Возраст: 5-7лет.

Количество игроков: любое.

По дороге в магазин можно поиграть в «съедобное-несъедобное». Вы называете разные существительные. Если ребенок считает, что это можно есть, он говорит: «ням-ням-ням!», если он признает это несъедобным, то произносит: «бе-е-е!»

Где и что можно купить?

Возраст: 6-7лет.

Количество игроков: любое.

Используя картинки или этикетки от продуктов, предложите ребенку разложить их по нужным отделам на вашей карте. Это занятие поможет умению классифицировать предметы. Для более маленьких детей можно использовать не только продукты питания, но и более различающиеся между собой предметы. Например, напишите вывески разных магазинов (булочная, обувной, хозтовары и т. п.) и предложите найти из принесенных вами вещей те покупки, которые сделаны в том или ином магазине.

Учим дни недели вместе с ребёнком.

Дни недели:

В понедельник я стирал,

А во вторник подметал

В среду с медом пек калач,

а в четверг играл я в мяч,

В пятницу посуду мыл, а в субботу торт купил

В воскресенье отдыхал, сказки добрые читал.

Емеля

Мы спросили у Емели:

-Назови нам дни недели!

Стал Емеля вспоминать.

Стал Емеля называть.

Дядька крикнул мне: Бездельник!

Это было в понедельник.

На чердак я влез, и дворник

гнал метлой меня во вторник.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами

и застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку,

Разорвал себе рубаху.

А в субботу – вот потеха -

На свинье верхом поехал.

В воскресенье отдыхал,

на мосту лежал, скучал,

Да с моста свалился в реку -

Не везет же человеку!

Мишка и дни недели:

Мишка утром в понедельник

Заглянул в душистый ельник

Муравьишке этим днем

он помог построить дом

А во вторник дождик лил

Мишка к волку заходил

С ним не виделись давно

и сыграли в домино

В среду Мишка к рыжей белке

Заглянул на посиделки

Вместе книжку почитали

и орехи пощелкали

А в четверг проснулся мишка

и к бобру пошел на стрижку

сделал модную прическу

и купил себе расческу

В пятницу с прической новой

мишка в бор пошел сосновый

вместе с зайцем был он рад

там собрать ведро маслят

А в погожую субботу

Мишка наш пошел к болоту

повстречался с лягушонком

угостил его масленком

в день последний – воскресенье

мишка наварил варенья

всех друзей позвал на пир

даже птичек не забыл

Друг за другом пролетели

семь веселых дней недели

мишка все успел

всем друзьям помочь сумел

***

Подскажите-ка нам звери,

как запомнить дни недели!

Первый-понедельник, зайка – рукодельник

а за ним вторник, соловей-задорник

а за вторником среда- лисичкина еда

за средой четверг – волк глазами сверк

за четвергом пятница колобком прокатится

а за пятницей суббота- баня у енота.

за субботой воскресенье – целый день у нас веселье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков невербального общения дошкольников.

Сборник игр по формированию невербальных форм общения старших дошкольников....

Семинар для педагогов "Диалогическое общение дошкольников со сверстниками"

Расширяются и уточняются представления педагогов о диалогическом общении дошкольников. Даются конкретные рекомендации по организации и проведению игр и упражнений с целью формирования у детей диалогич...

"Игра как средство развития навыков общения дошкольников со сверстниками"

Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами опытом работы, проведенной в подготовительной группе. Мною была выбрана тема пролекта: “Игра как средство развития навыков общения дошкольник...

Конспект занятий по теме "Развитие эмоционального мира и навыков общения дошкольников"

Данный материал помогает детям развивать эмоции, навыки общения и выразительность движений....

Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.

Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литер...

Особенности речевого общения дошкольников

Появление и развитие речи расширяет возможности детей......

Общение дошкольников с детьми.

О взаимообучении детей дошкольного возраста (истории из опыта работы)...