Статья на тему: «Межличностные отношения детей со сверстниками как одно из условий успешной адаптации к школе»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_hanina_a.v._chernyaeva_t.a.docx | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 49 Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Межличностные отношения детей со сверстниками как одно из условий успешной адаптации к школе»
Подготовили:
Ханина Анастасия Владимировна, воспитатель
Черняева Татьяна Александровна, воспитатель
Санкт – Петербург
2022
Межличностные отношения детей со сверстниками как одно из условий успешной адаптации к школе
Когда ребенок достигает возраста 6 -7 лет, он сталкивается с новым этапом в своей жизни - поступлением в школу.
Особенности возрастного этапа 6 -7 лет проявляются в возрастных изменениях во всех сферах. Эти изменения обычно связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребности, интересы и ценности, формы поведения и отношения к людям. В целом они связаны с началом серьезных изменений личностного и межличностного плана в психологии ребенка.
Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте это коллектив, и если ребёнку не удаётся безболезненно влиться в новый коллектив и построить отношения со сверстниками, то у них появляются проблемы. Так как в школе учебная деятельность тесно связана с внеучебным времяпрепровождением – играми на переменах, общением с одноклассниками и другими ребятами, то именно межличностные отношения могут стать источником переживаний и стрессов, повлиять на самооценку ребёнка и т.д.
Исследование межличностных отношений младших школьников во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребёнка. Помимо обычного общения, у ребёнка впервые появляется обязательная общественно значимая деятельность - учебная, в связи с которой между детьми возникает система деловых отношений.
И личные, и деловые отношения зарождаются одновременно в первые дни поступления ребенка в школу. В дальнейшем две системы отношений — деловых и личных — развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами, воспитателями, а вот система личных отношений, возникающая на базе личных симпатий и привязанностей детей, складывается изнутри, стихийно. Уже в старшем дошкольном возрасте наблюдается стремление детей занимать в коллективе определенные позиции: быть в центре внимания или, наоборот, держаться в стороне, стремиться быть лидером, общаться с избранным кругом сверстников и так далее. Говоря о межличностных отношениях младших школьников, нужно упомянуть о том, что в любом детском коллективе в процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы и группировки ребят (по 2, 3, 5 человек). Возникнуть эти группировки могут на самых различных основаниях: сходство взглядов, симпатии, общие интересы, одинаковое положение в классе, близкое местожительство и т.п. Именно в группировке ребенок может найти удовлетворяющее его положение, приобрести опыт общения, который так важен для формирования его личности.
Межличностные отношения прямым образом влияют на сферу эмоций ребёнка. И если вдруг у ребёнка появится нежелание идти в школу, то это, в первую очередь, может быть связано с его новыми страхами, такими как боязнь неудачи, страх показаться смешным, неловким, быть отвергнутым сверстниками. Все эти переживания напрямую связаны с вхождением ребёнка в новый коллектив и характеризуют особенности его эмоциональной сферы.
Межличностные отношения, с одной стороны, реализуются и проявляются в процессе общения, с другой – они видоизменяются, развиваются, формируются в зависимости от особенностей общения. В школе ученик должен активно взаимодействовать с одноклассниками, учиться общению с ровесниками. Обучать ребёнка необходимыми способами общения, вовлекать в совместные игры и коллективные занятия - общая задача педагогов и родителей.
Благоприятная коммуникативная обстановка позволит ребёнку успешно адаптироваться, занять достойное социальное положение в классном коллективе и принять на себя новую социальную роль - роль ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умение дружить, как одно из условий успешной адаптации к школе
Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества- вот те качества, которые обеспечивают...
"Устное народное творчество как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду"
Доверие и привязанность к воспитателю, необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду....
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ.
Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду....
Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "
Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...
Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "
Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...
Статья на тему: «Межличностные отношения детей со сверстниками как одно из условий успешной адаптации к школе»
Особенности возрастного этапа 6 -7 лет проявляются в возрастных изменениях во всех сферах. Эти изменения обычно связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребн...
Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)
Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...