"Особенности детей раннего возраста"
статья
Формирование границ надежности в отношениях. Очень легко избаловать ребёнка, когда ему еще не исполнилось 3 года. Именно это происходит в семьях, где не установлены надежные и безопасные границы. Следует приучать ребёнка к порядку и режиму дня. Это не значит, что, он должен самостоятельно заботиться о себе и своих вещах, однако, родители могут предложить ему делать это вместе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья : «Особенности детей раннего возраста».
Формирование границ надежности в отношениях. Очень легко избаловать ребёнка, когда ему еще не исполнилось 3 года. Именно это происходит в семьях, где не установлены надежные и безопасные границы. Следует приучать ребёнка к порядку и режиму дня. Это не значит, что, он должен самостоятельно заботиться о себе и своих вещах, однако, родители могут предложить ему делать это вместе. Дети с малых лет будут чувствовать, что, каждый в семье за что-то отвечает. Кроме того, совместная деятельность наполняет ребёнка и родителей радостью, дает им возможность общаться, лучше узнавать друг друга. Режим дня, которого обязательно нужно придерживаться — еще один способ установить границы. Малыш должен привыкнуть к тому, что, он спит, гуляет и принимает пищу в одно и то же время. Хорошо, если взрослые приучают его так же относиться к занятиям и играм. Хаос в жизни семьи, потакание желаниям, бесцельное времяпрепровождение — не только не приучает ребёнка к порядку, но и лишает его чувства надежности и безопасности в жизни.
Следует помнить о том, что, дети раннего возраста — это малыши, которым очень нужно полноценное, разнообразное питание и здоровый сон. Родители должны обеспечить эти условия, тогда психическое и физическое развитие ребёнка будет в порядке.
Дети в этом возрасте очень активны — они быстро бегают, пробуют на вкус разные предметы и вещи, норовят залезть туда, где может быть небезопасно. Ребёнок делает это не потому, что он непослушный, а оттого, что базовая потребность в этом возрасте — познавать и изучать мир. Чем больше родители станут ограничивать его в желаниях и движениях, тем сильнее сопротивление ребёнка. Это может обернуться вредными привычками, капризами, агрессией. Мать и отец должны стать надежными проводниками для малыша в большой мир, где ему все очень интересно. Взрослым нужно быть рядом, чтобы объяснить ребёнку, как все устроено, создавая, при этом, безопасные условия для знакомства с окружающей средой.
Психология детей до 3 лет
Психология детей до трех лет активно формируется, поэтому все, что дадут родители ребёнку в это время, останется в нем как опыт и навык или психологическая травма. Дети раннего возраста получают большой жизненный опыт, на основе которого формируются знания себе. Родителям нужно знать основные новообразования этого жизненного периода, чтобы быть рядом с малышом и направлять его воспитание.
- Становление самооценки. У ребёнка происходит активное формирование внутреннего образа «Я», он начинает воспринимать себя как личность, на уровне ощущений понимать, какой он — плохой или хороший. Дети обладают хорошей самооценкой, если родители поддерживают их любознательность, хвалят, позволяют радоваться, не ограничивают в активности и творчестве.
- Мальчик или девочка. К трем годам ребёнок уже осознает свою половую принадлежность, понимает отличия от других детей. В это время происходит основное формирование половой идентификации. Это значит, что, для ребёнка очень важно присутствие родителя того же пола и передача опыта о том, каким он должен быть. Благодаря поддержке матери или отца, малыш усваивает социальные роли, у него формируются навыки и привычки, отражающие женское и мужское поведение.
- Психология детей до трех лет характеризуется активным развитием речи. Чем больше родители станут уделять внимание расширению словарного запаса и богатству языка, тем лучше будет развиваться речевой аппарат ребёнка, а также другие познавательные процессы — память, восприятие, воображение, интеллект, внимание.
- Дети раннего возраста необычайно активны и любознательны. Родители могут использовать это время, чтобы развивать мыслительный аппарат ребёнка — его способность сравнивать, обобщать, анализировать, понимать связи и закономерности. Если пустить развитие в трехлетнем возрасте на самотек, это может привести к педагогической запущенности, поэтому, в этом возрасте уже можно записать ребёнка на детские кружки.
- Психология детей до 3 лет, также, характеризуется появлением страхов. В большинстве случаев это является нормальным, поскольку ребёнок получает очень много информации из внешнего мира, которая не всегда является для него понятной и безопасной. Поэтому в это время родители должны быть рядом, чтобы объяснить малышу — откуда что берется и куда девается. Непрожитые страхи перерастают в фобии, вызывают нарушения сна и пищевого поведения, требуют записи к детскому психологу.
Как справляться с капризами
Дети раннего возраста могут столкнуться с переживанием кризиса 3 лет. Ребёнок часто кричит, плачет, сопротивляется, у него появляются новые капризы и желания, которые, часто непонятны взрослым. «Мое», «Я сам», «Не хочу», «Не буду» — все чаще слышится в семье, детском саду, на улице. Родителям следует помнить о том, что, такое поведение не говорит о вредных привычках или плохом характере, а свидетельствует о развитии психики и поведения. Взрослые не должны сопротивляться детскому бунту, вместо этого следует поддерживать малыша, разрешать ему выражать чувства социально приемлемым способом и, в то же время, ставить границы, чтобы он точно понимал, что можно и что нельзя. Чем спокойнее буду чувствовать себя родители, тем легче ребёнку пережить кризис 3 лет.
Рекомендации по воспитанию детей
- Полезно как можно чаще играть с ребёнком и проводить с ним свободное время;
- Переживая кризис, малыш старается «отделиться» от мамы с папой, чтобы почувствовать себя самостоятельным. Не стоит препятствовать этому, однако, нужно быть готовым к тому, чтобы поддерживать ребёнка, когда он сталкивается с трудностями;
- Родители должны учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, и помнить, что, первый опыт общения малыш получает своей семье;
- Не стоит запугивать ребёнка или манипулировать им: «Если не съешь кашу, тебя заберет Баба-яга»;
- Дети в этом возрасте тоже приучаются манипулировать взрослыми, поэтому родителям нужно научиться не только оказывать поддержку, но и строить в отношениях надежные границы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»
Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...