"Особенности детей раннего возраста"
статья

Формирование границ надежности в отношениях. Очень легко избаловать ребёнка, когда ему еще не исполнилось 3 года. Именно это происходит в семьях, где не установлены надежные и безопасные границы. Следует приучать ребёнка к порядку и режиму дня. Это не значит, что, он должен самостоятельно заботиться о себе и своих вещах, однако, родители могут предложить ему делать это вместе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

   Статья :  «Особенности детей раннего возраста».

Формирование границ надежности в отношениях. Очень легко избаловать ребёнка, когда ему еще не исполнилось 3 года. Именно это происходит в семьях, где не установлены надежные и безопасные границы. Следует приучать ребёнка к порядку и режиму дня. Это не значит, что, он должен самостоятельно заботиться о себе и своих вещах, однако, родители могут предложить ему делать это вместе. Дети с малых лет будут чувствовать, что, каждый в семье за что-то отвечает. Кроме того, совместная деятельность наполняет ребёнка и родителей радостью, дает им возможность общаться, лучше узнавать друг друга. Режим дня, которого обязательно нужно придерживаться — еще один способ установить границы. Малыш должен привыкнуть к тому, что, он спит, гуляет и принимает пищу в одно и то же время. Хорошо, если взрослые приучают его так же относиться к занятиям и играм. Хаос в жизни семьи, потакание желаниям, бесцельное времяпрепровождение — не только не приучает ребёнка к порядку, но и лишает его чувства надежности и безопасности в жизни.

Следует помнить о том, что, дети раннего возраста — это малыши, которым очень нужно полноценное, разнообразное питание и здоровый сон. Родители должны обеспечить эти условия, тогда психическое и физическое развитие ребёнка будет в порядке.

Дети в этом возрасте очень активны — они быстро бегают, пробуют на вкус разные предметы и вещи, норовят залезть туда, где может быть небезопасно. Ребёнок делает это не потому, что он непослушный, а оттого, что базовая потребность в этом возрасте — познавать и изучать мир. Чем больше родители станут ограничивать его в желаниях и движениях, тем сильнее сопротивление ребёнка. Это может обернуться вредными привычками, капризами, агрессией. Мать и отец должны стать надежными проводниками для малыша в большой мир, где ему все очень интересно. Взрослым нужно быть рядом, чтобы объяснить ребёнку, как все устроено, создавая, при этом, безопасные условия для знакомства с окружающей средой.

Психология детей до 3 лет

Психология детей до трех лет активно формируется, поэтому все, что дадут родители ребёнку в это время, останется в нем как опыт и навык или психологическая травма. Дети раннего возраста получают большой жизненный опыт, на основе которого формируются знания себе. Родителям нужно знать основные новообразования этого жизненного периода, чтобы быть рядом с малышом и направлять его воспитание.

  • Становление самооценки. У ребёнка происходит активное формирование внутреннего образа «Я», он начинает воспринимать себя как личность, на уровне ощущений понимать, какой он — плохой или хороший. Дети обладают хорошей самооценкой, если родители поддерживают их любознательность, хвалят, позволяют радоваться, не ограничивают в активности и творчестве.
  • Мальчик или девочка. К трем годам ребёнок уже осознает свою половую принадлежность, понимает отличия от других детей. В это время происходит основное формирование половой идентификации. Это значит, что, для ребёнка очень важно присутствие родителя того же пола и передача опыта о том, каким он должен быть. Благодаря поддержке матери или отца, малыш усваивает социальные роли, у него формируются навыки и привычки, отражающие женское и мужское поведение.
  • Психология детей до трех лет характеризуется активным развитием речи. Чем больше родители станут уделять внимание расширению словарного запаса и богатству языка, тем лучше будет развиваться речевой аппарат ребёнка, а также другие познавательные процессы — память, восприятие, воображение, интеллект, внимание.
  • Дети раннего возраста необычайно активны и любознательны. Родители могут использовать это время, чтобы развивать мыслительный аппарат ребёнка — его способность сравнивать, обобщать, анализировать, понимать связи и закономерности. Если пустить развитие в трехлетнем возрасте на самотек, это может привести к педагогической запущенности, поэтому, в этом возрасте уже можно записать ребёнка на детские кружки.
  • Психология детей до 3 лет, также, характеризуется появлением страхов. В большинстве случаев это является нормальным, поскольку ребёнок получает очень много информации из внешнего мира, которая не всегда является для него понятной и безопасной. Поэтому в это время родители должны быть рядом, чтобы объяснить малышу — откуда что берется и куда девается. Непрожитые страхи перерастают в фобии, вызывают нарушения сна и пищевого поведения, требуют записи к детскому психологу.

Как справляться с капризами

Дети раннего возраста могут столкнуться с переживанием кризиса 3 лет. Ребёнок часто кричит, плачет, сопротивляется, у него появляются новые капризы и желания, которые, часто непонятны взрослым. «Мое», «Я сам», «Не хочу», «Не буду» — все чаще слышится в семье, детском саду, на улице. Родителям следует помнить о том, что, такое поведение не говорит о вредных привычках или плохом характере, а свидетельствует о развитии психики и поведения. Взрослые не должны сопротивляться детскому бунту, вместо этого следует поддерживать малыша, разрешать ему выражать чувства социально приемлемым способом и, в то же время, ставить границы, чтобы он точно понимал, что можно и что нельзя. Чем спокойнее буду чувствовать себя родители, тем легче ребёнку пережить кризис 3 лет.

Рекомендации по воспитанию детей

  • Полезно как можно чаще играть с ребёнком и проводить с ним свободное время;
  • Переживая кризис, малыш старается «отделиться» от мамы с папой, чтобы почувствовать себя самостоятельным. Не стоит препятствовать этому, однако, нужно быть готовым к тому, чтобы поддерживать ребёнка, когда он сталкивается с трудностями;
  • Родители должны учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, и помнить, что, первый опыт общения малыш получает своей семье;
  • Не стоит запугивать ребёнка или манипулировать им: «Если не съешь кашу, тебя заберет Баба-яга»;
  • Дети в этом возрасте тоже приучаются манипулировать взрослыми, поэтому родителям нужно научиться не только оказывать поддержку, но и строить в отношениях надежные границы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»

Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...