Взаимодействие взрослого с детьми дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Арутюнян Алла Размиковна

Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие взрослых с детьми является определяющим фактором   психологического и     личностного развития ребенка.  В практике воспитания можно выделить два типа взаимодействия взрослого с ребенком, характерных для авторитарной и личностно- ориентированной педагогики.

Цель работы по самообразованию: изучение аспектов личностно-ориентированного и авторитарного воспитания; внедрение технологий гуманистической педагогики в личную практику.

 При авторитарном типе взаимодействия ребенок рассматривается как объект ухода.  Педагогика раннего детства, построенная на принципах авторитарной модели воспитания, не оперирует такими категориями, как личность, творчество, свобода выбора. Основной целью в этом случае является воспитание послушного, исполнительного ребенка, подчиняющегося авторитету взрослого. Задачей педагога выступает реализация программы, удовлетворение требований руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. В рамках авторитарной педагогики основными ценностями воспитания выступают дисциплинированность исполнительность, подчинение авторитету взрослого.

Для авторитарной педагогики характерны следующие способы воздействия взрослого на ребенка:

• воздействие авторитетом;

• наставления, нотации;                                  

• указания;

• контроль;

• наказание, окрик

 

При данном стиле взаимодействия педагоги, как правило, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом. Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку.  Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми. Ребенок учится полностью зависеть от взрослого в решение любых проблем, подчиняться чужим влияниям, подавлять свои чувства, зависеть от внешнего контроля, под влиянием постоянных оценок и замечаний взрослых, которых не интересует отношение ребенка к собственной деятельности, у него не формируется собственная точка зрения на то, что он делает, он постоянно ищет оценки взрослого, становится неуверенным в себе.  В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок раннего возраста – это такой ребенок, который аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя занять и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями и умениями в заданных взрослым рамках.  Быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и слышит: «Посмотри, все уже поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя что на листочке?», «У всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Делай, как все».

Авторитарная модель воспитания порождает иллюзорную уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. Она приводит к взаимному отчуждению, к появлению детского негативизма.

Альтернативу авторитарной модели воспитания представляет личностно-ориентированная педагогика, целью которой, является развитие личности ребенка. Основными ценностями воспитания являются развитие свободной и ответственной личности, раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка, формирование гуманных чувств и активной позиции по отношению к окружающему миру. При данном стиле взаимодействия характерны методы, строящиеся на основе равноправия и сотрудничества, учитывающие индивидуальные особенности и интересов каждого ребенка: признание прав и свобод ребенка. Сопереживание и поддержка, обсуждение и гибкое введение ограничений.   

 

План самообразования на год.

Изучение методической литературы по теме:

1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса»

2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»

3. Корчак Януш «Как любить детей»

4. Шиян О.А. «Современный детский сад. Каким он должен быть»

 

Методическая работа по самообразованию:

1. Ознакомление с опытом работы педагогов, реализующих личностно-ориентированный подход в воспитании.

          2. Посещение семинаров, вебинаров, методических объединений.

 

Представление опыта работы:

1. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

2. Обобщение результатов работы на итоговом педсовете.

Личностно-ориентированные принципы

Основные принципы личностно-ориентированной педагогики – принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача взрослых – создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности. Умения и навыки в рамках данной модели рассматриваются не как цели, а как средства развития ребенка. Однако основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни.  В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый – не авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы взаимодействия взрослых с детьми:

• признание прав и свобод ребенка,

• сотрудничество,

• сопереживание и поддержка,

• обсуждение,

• гибкое введение ограничений

Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками.

Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей.

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

• уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением

• чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы

• быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть

 • брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или иного действия

 • думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому

 • адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами

• понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

                   

Арутюнян Алла Размиковна                24.10.2022г.                                    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vzroslyh_s_detmi.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования

Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие взрослых с детьми является определяющим фактором   психологического и     личностного развития ребенка.  В практике воспитания можно выделить два типа взаимодействия взрослого с ребенком, характерных для авторитарной и личностно- ориентированной педагогики.

Цель работы по самообразованию: изучение аспектов личностно-ориентированного и авторитарного воспитания; внедрение технологий гуманистической педагогики в личную практику.

 При авторитарном типе взаимодействия ребенок рассматривается как объект ухода.  Педагогика раннего детства, построенная на принципах авторитарной модели воспитания, не оперирует такими категориями, как личность, творчество, свобода выбора. Основной целью в этом случае является воспитание послушного, исполнительного ребенка, подчиняющегося авторитету взрослого. Задачей педагога выступает реализация программы, удовлетворение требований руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. В рамках авторитарной педагогики основными ценностями воспитания выступают дисциплинированность исполнительность, подчинение авторитету взрослого.

Для авторитарной педагогики характерны следующие способы воздействия взрослого на ребенка:

• воздействие авторитетом;

• наставления, нотации;        

• указания;

• контроль;

• наказание, окрик

При данном стиле взаимодействия педагоги, как правило, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом. Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку.  Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми. Ребенок учится полностью зависеть от взрослого в решение любых проблем, подчиняться чужим влияниям, подавлять свои чувства, зависеть от внешнего контроля, под влиянием постоянных оценок и замечаний взрослых, которых не интересует отношение ребенка к собственной деятельности, у него не формируется собственная точка зрения на то, что он делает, он постоянно ищет оценки взрослого, становится неуверенным в себе.  В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок раннего возраста – это такой ребенок, который аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя занять и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями и умениями в заданных взрослым рамках.  Быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и слышит: «Посмотри, все уже поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя что на листочке?», «У всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Делай, как все».

Авторитарная модель воспитания порождает иллюзорную уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. Она приводит к взаимному отчуждению, к появлению детского негативизма.

Альтернативу авторитарной модели воспитания представляет личностно-ориентированная педагогика, целью которой, является развитие личности ребенка. Основными ценностями воспитания являются развитие свободной и ответственной личности, раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка, формирование гуманных чувств и активной позиции по отношению к окружающему миру. При данном стиле взаимодействия характерны методы, строящиеся на основе равноправия и сотрудничества, учитывающие индивидуальные особенности и интересов каждого ребенка: признание прав и свобод ребенка. Сопереживание и поддержка, обсуждение и гибкое введение ограничений.   

План самообразования на год.

Изучение методической литературы по теме:

1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса»

2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»

3. Корчак Януш «Как любить детей»

4. Шиян О.А. «Современный детский сад. Каким он должен быть»

Методическая работа по самообразованию:

1. Ознакомление с опытом работы педагогов, реализующих личностно-ориентированный подход в воспитании.

          2. Посещение семинаров, вебинаров, методических объединений.

Представление опыта работы:

1. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

2. Обобщение результатов работы на итоговом педсовете.        

Личностно-ориентированные принципы

Основные принципы личностно-ориентированной педагогики – принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача взрослых – создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности. Умения и навыки в рамках данной модели рассматриваются не как цели, а как средства развития ребенка. Однако основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни.  В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый – не авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы взаимодействия взрослых с детьми:

• признание прав и свобод ребенка,

• сотрудничество,

• сопереживание и поддержка,

• обсуждение,

• гибкое введение ограничений

Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками.

Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей.

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

• уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением

• чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы

• быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть

 • брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или иного действия

 • думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому

 • адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами

• понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

                   

Арутюнян Алла Размиковна                24.10.2022г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете "Организация совместной опытно-экспериментальной деятельности взрослого с детьми дошкольного возраста"

Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.  Потребность ребенка в новых впе...

Консультация для воспитателей "Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста"

Расширения знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста....

Взаимодействие взрослых с детьми дошкольного возраста

опыт работы по взаимодействию взрослого и ребенка...

«Эко – акция как инновационная форма совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста в развивающем пространстве ДОУ»

Консультация «Эко – акция как инновационная форма совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста в развивающем пространстве ДОУ»...

Консультация для воспитателей "Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста.

Расширения знаний педагогов в области экспериментирования и формирований представлений о правильном его организации с детьми....