«Эко – акция как инновационная форма совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста в развивающем пространстве ДОУ»
консультация

Юманова Елена Сергеевна

Консультация

 

«Эко – акция как инновационная форма совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста

в развивающем пространстве ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eko_-_aktsiya.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №181 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Консультация

«Эко – акция как инновационная форма совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста

в развивающем пространстве ДОУ»

                                                             Автор: Юманова Е.С.

Новоалтайск 2019 год

Цель консультации:

Оптимизация совместной деятельности взрослых и детей при реализации задач экологического образования дошкольников через новую форму работы Эко-акция.

«Всё хорошеев людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала-

Не наукой, а частью души!» …

И. П. Поляков

В наше современное время все больше и больше загрязняется природа из-за необдуманной деятельности людей. Сколько вырубается лесов, загрязняется водоемов, сколько гибнет растений и животных! Из года в год ситуация не улучшается, а лишь усугубляется.

Такие динамические изменения в современной жизни, интенсивное освоение природы и многочисленные нарушения природного равновесия стали источником цивилизационных проблем, которые сегодня принято называть экологическими.

Наиболее благоприятным периодом для решения экологических проблем является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых. Взрослые это не только педагоги, но и прежде всего семья.  Так как именно в семье происходит первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Для ребёнка взрослый: и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения.

Формирование экологической культуры зависит, на сколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений, ведь дошкольное детство - ответственный период жизни человека, закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе) ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.

В виду этого особенно важным становится развитие экологического образования, целью которого является формирование экологических ориентаций личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выражение и развитие.

Экологическое образование детей - это актуальная область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой происходит в настоящее время. Красота, добро, истина - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Г.А. Ягодин отмечал «что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения, навыки, это мировоззрение…». Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение.

Яркой формой выражения отношения к экологической культуры является деятельность ребёнка, а также всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка.

Принцип деятельности в отношениях «ребенок-природа» реализуется в процессе проведения природоохранных акций(Эко – акций далее)-одной из эффективных инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста, которые расширяют рамки экологической деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми в социально значимых мероприятиях, направленных на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

Выбор данной формы работы обусловлен еще и рядом причин:

  • акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
  • акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение;
  • данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
  • эко - акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней;
  • в акции включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители.

Что же такое экологическая акция? 

Эко акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.Эко - акции являются комплексными мероприятиями, они имеют некоторую протяженность во времени. В процессе подготовки и проведения эко - акций дети вместе с взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально), участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной.

 Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

В «Познавательном развитии» -  дети знакомятся с окружающим миром, природой родного края, климатическими особенностями региона, правилами поведения в природе.

В «Музыкальном воспитании» – разучиваются музыкальные произведения с экологическим содержанием, проводятся экологические праздники.

«Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями, основу которых составляет любовь к природе, с видами и жанрами устного народного творчества: потешками, пословицами, поговорками, сказками, загадками о природе, народными приметами и др.

«Изодеятельность», где дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства с целью воспитания эстетического вкуса (любование природой), развития умения отобразить в рисунке свое отношение к окружающему миру.

Цель эко - акции- формирование осознанно-правильного (заботливого, бережного) отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы/

Задачи:

  1. Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников экологических представлений:
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы.
  • Расширять и углублять представления детей о многообразии животного и растительного мира, сезонных изменениях в природе.
  • Формировать у дошкольников мотив к углубленному изучению природы родного края, к занятиям научно-исследовательской и природоохранной деятельности.
  1. Формировать у дошкольников понятие о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе.
  2. Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе:
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
  • Развивать нравственно-эстетическое отношение к природе.
  • Развивать у дошкольников способность осознавать последствия своей деятельности при взаимодействии с природой.
  1. Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях образования в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей.
  2. Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста:
  • Формировать социально-активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей в решении экологических проблем и охраны природы.
  • Повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах экологического образования.

Решение указанных задач основывается на следующих принципах

  • Согласованность (Акции должны проводится на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность: ДОУ, СМИ и другие организации. Причем сделать это можно вместе с детьми, предоставив им определенные полномочия).
  • Осмысленность (Необходимо, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают)
  • Отсутствие духа соревнования (Участники должны быть настроены на довольствие от совместного дела, а не получения лучшего места в рейтинге)
  • Безопасность (Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки)
  • Разумность (Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить)
  • Гласность (Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими)
  • Системность (Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь)

Объектом акции могут стать деревья, птицы, растения, территория детского сада т.д. Эти мероприятия, как правило, приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение, например, Новый год, День Земли, День птиц и другие.

Основные требования к проведению эко - акций заключаются в следующем:

- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

- акции – это «игра - всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;

- обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

Содержание, цели и задачи акций различны, но все они направлены на сохранение объектов природы и оптимизацию взаимоотношения человека и природы.

         Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов и приемов образования:

- Циклические наблюдения, целевые прогулки, экскурсии;

- провокационные ситуации и приемыих разрешения;

- труд в природе;

- беседы;

- НОД;

- чтение художественной литературы;

- выставки детских работ;

- художественное творчество;

- игры, викторины;

- развлечения и досуги;

- экологическое проектирование.

Алгоритм проведение акций

  • Цель (каждая акция имеет свою цель);
  • Задачи (выполняются общие и конкретные);
  • Объект (на что направлено – птицы, деревья…);
  • Участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

Этапы реализации

  1. Подготовительный (Экологическая тревога):

Целью, которого является постановка и обсуждение проблемных вопросов, включая детей и родителей в позицию активных участников, развитие умений делать разумный выбор.

Содержание деятельности:

  • Определение темы акции, разработка основных блоков акции, сценариев, проектов, анкет.
  • Определение группы организаторов, ведущих.
  • Разделение организаторов по микрогруппам в соответствии с основными блоками акции.

Используемые формы работы:

  • Проведение бесед, тематических занятий, познавательных минуток, наблюдений с целью получения наиболее полной информации по обсуждаемой проблеме.
  1. Познавательно – исследовательский (экологическая тропа):

Цель которого - предоставить возможность детям реализовать имеющиеся у них знания и умения, а также продемонстрировать и закрепить у детей имеющийся социально – позитивный опыт, относительно тематики акции.

Содержание деятельности:

  • Ознакомление со спецификой проведения акций как эффективной формой деятельности;
  • наглядная демонстрация возможностей акции;
  • разработка организации и проведение акции.

   Используемые формы работы:

  • Родительские клубы, инструктивно-методические совещания, заседания творческих групп.
  • Театрализованные представления, игры, викторины, конкурсы.
  • Организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение художественной литературы;
  • Решение логических, проблемных задач.
  1. Этап Практической деятельности (Экологическая газета, знаки):

Подготовка необходимого обеспечения акции, в ходе, которого активными участниками акции разрабатывается и принимается общее решение, отражающее мнение всех участников акции по возможным путям решения всех проблемных вопросов, обсуждаемых в ходе акции.

                Содержание деятельности:

Обучающий блок, целью которого является предоставление наиболее полной достоверной информации по тематике акции и демонстрация различных аспектов рассматриваемой проблемы.

      Используемые формы работы:

  • Социологические опросы, наглядная информационная агитация.
  • Организация выставок из природного и бросового материала, выставок – ярмарок.
  • Изготовление плакатов в защиту объектов акции.
  • «Экологическая почта»- переписка с объектами акции.
  • Инсценировка произведений, досуги, праздники.
  • Выставка рисунков, книг, газет, коллажей, фотовыставка.
  1. Аналитический:

Подведение итогов, рефлексия

Содержание деятельности:

  • Объявление благодарности, награждение дипломами, «медалями» за активное участие.
  • Анализ акции совместно с участниками.
  • Анализ акции группой разработчиков и организаторов.
  • Корректировка акции с учетом проведенного анализа.

Используемые формы работы:

  • Очные и заочные семинары по обмену опытом.
  • Организация консультативного пункта для воспитателей ДОУ города.
  • Блиц – опрос, анкетирование, анализ видеоматериалов и продуктов деятельности, подведение итогов.

Эко - акции являются средством развития творческих способностей, ума, души и сердца ребенка, приобщения его к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми по защите природы.

Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».

«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться, 
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».

Результативность применения эко – акций

Для детей:

  • Ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения;
  • Имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях;
  • Самостоятельно пользуется доступными познавательными умениями;
  • Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы, владеет первоначальными обобщенными представлениями о мире природы.

Для родителей:

  • Повышение уровня экологической культуры и информированности взрослых;
  • Налаженное взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности по экологическому воспитанию.

Для педагогов:

  • Взаимодействие с детьми на основе личностно - ориентированной модели воспитания;
  • Понимание экологических проблем и причин, их порождающих;
  • Участие в реальной деятельности по сохранению улучшению окружающей среды.

Если на протяжение всего процесса обучения в течении года использовать такую форму взаимодействия взрослых и детей – эко - акции, то можно выделить следующие показатели развития детей:

Показатели развития детей

К концу года ребенок:

1. Имеет представление:

- о многообразии растительного и животного мира;

- о среде обитания животных и их роли в природе;

- об особенностях сезонных изменений в природе родного края;

- об особенностях жизни растений и животных в разное время года;

-  о росте и развитии растений, животных;

- знает о потребностях живых существ (питание, дыхание, влага, тепло);

- о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе;

- об экологических проблемах окружающей среды родного края.

2. Обладает практическими умениями ухода за объектами живой природы.

3. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе.

4. Обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту.

5. Адекватно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней.

6. Выполняет правила поведения в природе, понимает последствие негативного отношения к ней.

7. Ориентируется в правилах поведения в природе, старается их выполнять, понимает последствие негативного отношения к ней.

8. Осознанно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней.

9. Стремится улучшить состояние окружающей среды.

       10. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе.

       11.Обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту.

Наш детский сад вот уже на протяжении нескольких лет уделяет особое внимание проблемам экологического образования дошкольников.

Надеюсь и верю, что проведение экологических акций в нашем дошкольном учреждении станетодной из интересных форм работы!

        

Список используемой литературы:

  1. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду, СПб., ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – Москва, Просвещение, 1993. 21. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
  3. Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта … [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. — 2002. — No7. — С. 18 — 21.1.
  4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
  5. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
  7. Михайлова З. А, Бабаева Т. И. Развитие познавательно- исследовательских умений у старших дошкольников, СПб, ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г.
  8. Масленникова. О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
  9. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  10. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М.: Академия, 2009г.
  11.  Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12. – с. 6 – 11.
  12. Серебрякова Т. А. Детям об экологии, СПБ, Мозаика-Синтез, 2003.
  13. О.А., Федина Н.В. «О комплексно — тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» — //Дошкольное воспитание. — 2010г.- No5
  14. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы совместной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста.

С изменением концепции дошкольного образования происходят изменения в организации образовательной деятельности с детьми. На смену традиционным формам пришли формы деятельностного и личностно - ориенти...

Сообщение на педагогическом совете "Организация совместной опытно-экспериментальной деятельности взрослого с детьми дошкольного возраста"

Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.  Потребность ребенка в новых впе...

Консультация для воспитателей "Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста"

Расширения знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста....

Формы и способы организации совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста

Формы и способы организации совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста для реализации индивидуального образовательного маршрута...

Открытый показ совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» с использованием разнообразных форм работы, направленных на укрепление и сохранения здоровья воспитанников

Открытый показсовместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» с использованием разнообразных форм работы, направленных на укреп...