Развитие лексических навыков детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Консультация для родителе по формированию и развитию лексических навыков у детей с примерами дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лексические навыки | 140.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №165»
Развитие лексических навыков детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей
Составила: Шатохина Т.Ю.
Воспитатель
Барнаул
2022
Дошкольный возраст-это то время, когда формируется речь, закладываются основы, т.е. это благодатное время для развития речевой способности. Одно из главных мест в структуре речевой способности занимает уровень развития лексических навыков.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка или мультфильмы на планшетах и смартфонах. Оттуда льется мощный речевой поток: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь один из наиболее, если не самый главный, фактор и стимул развития ребенка в целом.
Наша задача и педагогов и родителей, показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать языковое чутье, научить связно и последовательно излагать мысли и выражать различное эмоциональные состояния.
Лексические навыки ребенка-дошкольника во многих случаях не соответствуют возрасту, ребенок знает те слова и их значения, которые, в принципе, ему и знать-то еще нет никакой необходимости: смартфон и чем он отличается от айфона и пр., а элементарные синонимы и антонимы, образование уменьшительно-ласкательных форм слова вызывает у ребенка затруднение.
Развитие лексики обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действиями, обогащается, активизируется и совершенствуется его словарь.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. С помощью игры ребенок учится познавать окружающий мир, в том числе и язык.
Предлагаем вам игры, с помощью которых можно ненавязчиво и интересно развивать лексические навыки ребенка и способствовать правильному речевому развитию в целом, а также формировать познавательную активность, тренировать память, развивать воображение и логику.
«Найди лишнее слово» (ознакомление с синонимами)
Взрослый называет несколько слов, а ребенок должен найти лишнее слово, т.е. слово, которое не подходит по смыслу к другому.
1.Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
2.Умный, большой, громадный, крупный.
2.Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.
В каждом случае ребенок должен попытаться объяснить свой выбор.
«Смелый заяц» (ознакомление с синонимами)
К ребенку обращается заяц за помощью. Он хочет написать сказку про своих родственников, но ему очень не нравится, что всех их называют трусливыми.
-А как ты думаешь, если заяц не хочет быть трусливым, то каким он хочет быть? (смелым).
-А как еще можно назвать смелого зайца? (храбрый, отважный).
Затем ребенку предлагается придумать сказку про храброго зайца.
«Говори наоборот» (ознакомление с антонимами)
Взрослый кидает мяч ребенку называя слово, ребенок кидает мяч взрослому называя слово с противоположным значением.
Ночь-день, горячий-холодный, верх-низ, темно-светло, грустно-весело и пр.
«Назови много слов» (формирование навыка подбора смыслов многозначных слов)
1.Плывет (корабль, лодка, утка, бревно, пловец и т.д.)
2 Летит (самолет, птица, воздушный шар, ракета, комар и т.д.)
3.Растет (дерево, волосы, ребенок, растения)
4.Сверкает (звезда, брошь, алмаз и т.д.)
5.Поливает (лейка, дождь, человек и т.д)
«Кто это делает» (закрепление навыка быстрого и точного подбора существительных к глаголам)
Мурлычет, фыркает, лает, пищит, летает, скрипит, метет, пишет, прыгает, чинит, жужжит, квакает, ревет, лечит, мычит, варит, чирикает и т.д.
«Доскажи…» (направлена на подбор антонимов в соответствии с контекстом высказывания)
Заяц прыгает, а ласточка…
Червяк ползет, а рыба…
Курица кудахчет, а кукушка…
Лягушка квакает, а человек…
Ворона каркает, а свинья…
«Веселые рифмы» (направлена на развитие языкового чутья к рифмам)
По порядку счет веди, рифмы парные найди:
Корзинка-(картинка)
Петрушка-(ватрушка)
Крючок-(язычок)
Кружок-(дружок)
Ложка-(кошка)
Грач-(врач) и т.д.
Лексические навыки тесно связаны с развитием связной речи. Способностью ребенка составлять рассказы, говорить последовательно, уметь излагать свои мысли. Осознание речевых явлений обеспечивает возможность перевода речевых умений и навыков в произвольный план, благодаря чему создаются благоприятные условия для достижения большей эффективности речевого общения и дальнейшего овладения языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.
Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой
Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» («МУЗЫКА») «В ГОСТЯХ У БЕЛОСНЕЖКИ И ГНОМОВ» с элементами упражнений по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Задачи:1. Закрепление вокально-певческих навыков.Ø Звуко-высотногослуха;Ø Правильного дыхания;Ø Дикции, артикуляции;Ø...
Учебно-Методический материал (старшая группа) по теме: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
Выпускная работа на факультете по направлению:Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС...
Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...
Картотека дидактических игр на развитие лексического запаса детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
В данной картотеке представлена методическая литература на расширение лексического запаса детей старшего дошкольного возраста и дидадктические упражнения по данной тематике....
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Влияние игры в дошкольном возрасте на развитие речи и развития лексического запаса детей с ТНР....