ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии (старшая группа)
Влияние игры в дошкольном возрасте на развитие речи и развития лексического запаса детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Тарасенко Т.С.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Наиболее перспективным средством коррекционного воздействия становится игра. Общеизвестно, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, в которой наиболее активно происходит развитие речи, мышления, памяти, саморегуляции поведения. В отношении детей с речевой патологией использование игр дает очень многие преимущества. В игровой ситуации нормализуется эмоциональный фон, снимается напряжение, начинается взаимодействие со сверстниками и ребенок может в полной мере проявить себя. При этом непроизвольно возникает интерес к процессу обучения, повышается мотивация, стимулируется когнитивное и речевое развитие.
Обогащение словаря и представлений у детей с речевыми нарушениями идет общими для всех дошкольников путями, т.е. в тесной связи с развитием представлений об окружающем, знакомством с художественной литературой, при овладении различными умениями и навыками, на основе подражания речи взрослых.
Обогащение словарного запаса осуществляется в определенной последовательности: сначала детей знакомят с новым словом в контексте, на основе которого он осознает значение и функцию данного слова; после уточнения значения слова ему на конкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться в речи новое слово.
Обогащение лексики не следует ограничивать только накоплением у детей определенного количества слов. Необходимо постоянно раскрывать богатство и разнообразие связей и отношений, которые существуют между словами, формируя при этом грамматический строй речи, а также способствовать активизации усвоенного речевого материала.
С целью повышения результативности логопедической работы по развитию лексического запаса необходимо добиться устойчивой мотивации дошкольников к проводимым занятиям и самосовершенствованию собственной речи. Положительного эффекта можно достичь, осуществляя коррекционное воздействие в процессе игровой деятельности.
Рассмотрим значение игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста, проанализируем возможности ее использования в логопедической практике.
В первую очередь, игра – это свободная деятельность. Дети играют, потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода. Игра вклинивается в жизненный процесс как временное действие, которое протекает внутри себя самого и совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением действия. При этом игра обособляется от обыденной жизни местом действия и продолжительностью. Она разыгрывается в определенных рамках пространства и времени. Во-вторых, игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение. Напряжение вызывается неуверенностью, неустойчивостью, неким шансом или возможностью. Чтобы что-то удалось, требуются усилия. В-третьих, у каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мира. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и вся игра рушится, перестает существовать. В-четвертых, исключительность и обособленность игры проявляется в таинственности, которой игра любит себя окружать, что особенно нравится детям, вызывает их бурный восторг. В-пятых, игра объединяет. Это объединяющее чувство партнеров, что они пребывают в некоем исключительном положении, вместе делают нечто важное, вместе обособляются от прочих, сохраняет свою силу далеко за пределами игрового времени.
Анализируя возможности использования игровой деятельности, мы можем сделать вывод, что поиски новых путей использования игровой деятельности на логопедических занятиях не утратили своей актуальности. Логопеды могут пользоваться как традиционными методиками, модифицировать известные игровые приемы, так и создавать собственные авторские разработки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое полифункциональное пособие «Учимся правильно говорить – легко» для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Игра «Учимся правильно говорить – легко» является является полифункциональным игровым пособием т.к. не только способствует автоматизации поставленных звуков в игре, развитию фонемати...
Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Учебно-тематический план составлен на основе адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций для детей с ТНР Л. Б. Баряевой, Т. В. Волосовец, Л. ...
Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Учебно -тематическое планирование является частью программно-методического материала для организации работы с детьми логопедической группы на 2019-2021 гг.Разработано в соответствии с ФГОС ДО с ...
Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Учебно тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС ДО с учётом требований к организации инклюзивной практики; Примерной основной программы дошкольного образования «От рожде...
Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»
Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя речи у детей с помощью игр...
Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...
Использование технологии обучения составлению загадок, для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Мастер класс для родителей о использовании технологии обучения составлению загадок, для развития речи у детей старшего дошкольного возраста...