Статья: "Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка…"
статья (младшая, средняя группа)

Киселёва Надежда Васильевна
Дорогие мамы, вот Ваш малыш уже и подрос, он уже уверенно топает по улицам самостоятельно, и вы каждый день прогуливаетесь с ним, подолгу «застревая» в песочнице. Вместо того, чтобы сравнивать количество слов, произносимых Вашим ребенком, со словарным запасом других детей, Вам следует уделять внимание другим факторам, которые могут реально указать на возможные в будущем проблемы развития речи. В первую очередь, Вам следует прислушаться к тому, сколько слов уже усвоил ребенок вчера, сегодня, сколько слов он освоит через неделю, месяц. Именно отсутствие динамики в обогащении словарного запаса в течение нескольких месяцев должно насторожить Вас. Помимо этого, Вы, уважаемые мамы, должны знать и возрастные нормативы речевого развития, чтобы оценить, есть ли действительно отставание в речи у Вашего ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка…

Дорогие мамы, вот Ваш малыш уже и подрос, он уже уверенно топает по улицам самостоятельно, и вы каждый день прогуливаетесь с ним, подолгу «застревая» в песочнице.

Часто именно там, на детской площадке, наблюдая за карапузами полутора-двух лет, матери охотно делятся друг с другом советами, как воспитывать малыша, чем его кормить, как с ним играть и т. д. Каждая из них одновременно и нахваливает достижения своего ребенка и ревниво прислушивается к разговорам о достижениях других детей. Особенно много внимания мамы полутора-двух-летних детей уделяют тому, что нового сказал их малыш, с удовольствием передают интонацию и манеру речи своего дитяти, хвастают «богатством» его словарного запаса. После придирчивого сравнения своего ребенка с другими у некоторых матерей закрадываются подозрения, что их ребенок отстает от других в речевом развитии. Однако, вместо того, чтобы сравнивать количество слов, произносимых Вашим ребенком, со словарным запасом других детей, Вам следует уделять внимание другим факторам, которые могут реально указать на возможные в будущем проблемы развития речи.

В первую очередь, Вам следует прислушаться к тому, сколько слов уже усвоил ребенок вчера, сегодня, сколько слов он освоит через неделю, месяц. Именно отсутствие динамики в обогащении словарного запаса в течение нескольких месяцев должно насторожить Вас. Помимо этого, Вы, уважаемые мамы, должны знать и возрастные нормативы речевого развития, чтобы оценить, есть ли действительно отставание в речи у Вашего ребенка

Итак, Вас должно обеспокоить, если: в возрасте 1,5 лет: ребенок не может показать 1-2 части своего тела; не понимает простую инструкцию, вроде: «Отнеси бабушке...», «Брось мячик», «Возьми мыло» и т.д.; в словарном запасе его нет и 5-6 слов; ребенок не узнает и не показывает на картинке предметы, которые окружают его (куклу, стул, ложку и т.д); не реагирует адекватно на интонацию взрослого;

В возрасте 2-х лет: не может показать 3-4 части своего тела; словарный запас его меньше 50 слов; ребенок не понимает двухсоставную инструкцию, вроде: «Поцелуй маму и помаши ей ручкой», «Возьми машинку и поставь ее в гараж»; не может показать на сюжетной картинке, кто спит в кроватке, а кто сидит на коврике; в речи его нет предложения из 2 слов.

К трем годам: ребенок не говорит предложениями из 3-4 слов; не может называть в ответ на просьбу взрослого свое имя и кто он: мальчик или девочка; не проявляет интереса, не может выслушать коротких рассказов, потешек или сказок («Репка», «Колобок»), не понимает их.

Выявленное отставание должно заставить Вас более внимательно отнестись к речи ребенка, и, возможно, обратиться к специалисту, который развеет Ваши тревоги или порекомендует, с чего начать занятия с малышом. В дальнейшем, приступая самостоятельно к занятиям с ребенком или совместно с логопедом, родителям нужно знать, что именно может мешать их ребенку хорошо осваивать речь.

Это, во-первых, плохо развитая мускулатура органов речи. У детей, моторика артикуляционных органов которых развита слабо, будут трудности при формировании и закреплении артикуляционных укладов, при переключении органов артикуляции от одного движения к другому и т. д.

Поэтому если у Вашего ребенка были или есть проблемы с жеванием и глотанием пищи, если он очень долго сосал соску, если он не может в 2-3 года повторить за Вами простейшие движения (высунуть язык, закусить нижнюю губку, надуть щечки), значит, Вам нужно уделять особое внимание развитию мускулатуры органов речи. Во-вторых, мешать нормальному процессу освоения родного языка может нарушение слуха, ведь ребенок обучается речи, как и многому другому, по подражанию. Поэтому перед началом логопедических занятий. Вам стоит сходить к врачу и убедиться, что слух ребенка в порядке. Кроме снижения слуха, возможно нарушение слухового восприятия, которое помогает ребенку различать разнообразные звуки, дифференцировать сходные по артикуляции звуки: п-б, т-д, с-з и т.д.

Еще одной причиной нарушения речевого развития является недостаток общения, в том числе и речевого. Подумайте, всегда ли вы готовы откликнуться на призыв малыша к сотрудничеству. Создание условий для установления благоприятного контакта ребенка и взрослого целиком в Ваших руках.

Что же могут сделать родители, чтобы преодолеть причины, мешающие нормальному речевому развитию ребенка? Я, надеюсь, что забавные упражнения, описанные здесь и рассчитанные на еще не говорящих детей или плохо говорящих от 1 года до 3-4 лет, помогут в этом Вам и вашему ребенку.

 «Игра в прятки с язычком или «дразнилки». Показывать язычок, как можно дальше высовывая его, затем прятать его.

«Болтушка». Чуть высунув язычок сквозь зубки, легко покусывать его, приговаривать при этом, используя уже присутствующие в речи ребенка звуки, звукосочитания: тя-тя-тя, па-па-па

  улыбаться, не показывая зубов и «прятать» улыбку, переставая улыбаться.

 -Улыбаться, «демонстрируя» свои зубы. Ребенка более старшего возраста (после 2-х лет) можно развлечь во время выполнения этого упражнения, усадив его перед зеркалом и помадой нарисовав на его поверхности 2 рожицы: одну с широкой улыбкой до ушей с закрытым ртом, вторую - улыбающуюся и показывающую зубы во всей красе. Заодно ребенок будет учиться соотносить свои движения со схематичным изображением.

-Разрешите себе и своему ребенку побаловаться на кухне. Наберите на свой палец или пальчик малыша варенье, мед, густой сироп, намажьте губы ребенка и попросите слизать.

-Заморозьте в холодильной камере сок или воду с сиропом. Прикладывайте кусочки этого льда к губам ребенка, не вытирайте ему рот, а также попросите облизнуть губы, «согреть» губки язычком.

-Поиграйте с ним в «волчат». Возьмите небольшой кусок марли или ткани, зажмите один его конец зубами. Оскальте зубы, помотайте головой, изображая волчонка, порычите. Дайте ребенку схватить другой край марли или ткани зубами, «посоревнуйтесь», кто перетянет, не выпуская ткань из зубов.

-Сделайте гримасу «злючки» и поупражняйте в ней ребенка, крепко сжав губы и нахмурившись.

-Устройте «бурю в тазике». Налейте в тазик или большую миску воду, пустите туда бумажный кораблик, дуйте на него, предлагая ребенку делать то же. Ребенку 3-4 лет можно предложить «побулькать», попускать пузыри в стакане с чистой водой.

-Покажите ребенку рисунок мордочки зайца или бобра, поупражняйтесь с ребенком, делая такую же мордочку, сильно закусив нижнюю губу и показывая верхние губы.

-Дайте ребенку пустую пластиковую бутылку и пусть он «дудит» в нее. Заодно пусть развиваются легкие.

-Покажите ребенку рисунок рыбки и «подышите», как карась, открывая и закрывая рот, как рыбка, «прихлопывая» губами и не сжимая при этом зубов.

- Покажите ребенку, как дуть в стакан, как набирать через соломку воду в рот и выдувать ее в раковину или другой стакан.

Ребенок нуждается в большей стимуляции для развития органов артикуляции. Не принимайте это за баловство, а помогите ему, позаботившись о его безопасности, помойте или продезинфицируйте грязные предметы, замените опасные вещи, которые он берет в рот, на леденцы, сухари и т.д. Все это поможет подготовить ребенка к более сложным артикуляционным упражнениям, облегчит работу логопеда, и, как следствие, улучшит речевое развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка

Консультация для родителей...

Консультация для родителей. Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?

В статье рассматриваются различные установки родителей по отношению к речевому дефекту ребенка, приводятся практические рекомендации, в каких случаях необходимо обратиться к логопеду....

Консультация для родителей "Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?"

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некото...

Речевые проблемы ребенка

     Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Овладение речью – это сложный, многосторонний...

Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка

Речь – это то, что объединяет людей, позволяет им общаться и договариваться между собой, изучать языки, путешествовать по миру, приобретать знания. Развитая, хорошо поставленная речь позволяет ее обла...

Речевые проблемы ребенка

     Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Овладение речью – это сложный, многосторонний...

Выступление на родительском собрании (средняя группа) «Ребенок с речевыми проблемами в семье. Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»

Выступление на родительском собрании (средняя группа)«Ребенок с речевыми проблемами в семье.Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»...