Консультация для родителей "Возрастные особенности детей раннего возраста. Кризис 3-х лет"
консультация (младшая группа)

Уколова Марина Алексеевна

Консультация для родителей детей от 1-го до 3-х лет. Родители получат представления о литических и критических периодах развития ребёнка, об особенностях психики детей раннего возраста и симптомах  возрастного кризиса 3-х лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozr._osob._rannego_vozr._krizis_3_let.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мир 

 детства

Возрастные особенности развития детей раннего возраста. Кризис 3 лет.

(Консультация для родителей)

        Все дети отличаются друг от друга, так же, как и взрослые, однако можно выделить общие особенности, присущие каждому возрасту. Эти особенности являются основанием для возрастной периодизации. Психологи, согласно возрастной периодизации Л.С. Выгодского, выделяют 5 стабильных периодов в развитии детей:

  • младенчество (от 2 мес. до 1 года);
  • раннее детство (от 1 года до 3 лет);
  • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
  • младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
  • подростковый возраст (от 11 до 15 лет);
  • старший школьный возраст (15 — 17 лет).

        В эти периоды развитие ребёнка протекает плавно, без резких скачков, и заметить существенные изменения, произошедшие с ребёнком, можно только сравнивая начало и конец периода.

        Эти стабильные промежутки развития перемежаются возрастными кризисами, которые по своим проявлениям и значению значительно отличаются от них. Кризисы продолжаются относительно недолго: от нескольких месяцев до года, редко два года. Однако в это время происходят резкие, скачкообразные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка.

        Ребёнок переживает 6 возрастных кризисов:

  • кризис новорожденности;
  • кризис 1 года;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 6-7 лет;
  • подростковый кризис (12 — 14 лет);
  • кризис юности (17 — 18 лет).

        Ваши малыши уже прошли первую ступеньку развития. Это уже не беспомощные младенцы, а дети раннего возраста, пережившие кризис одного года. Они научились стоять, самостоятельно перемещаться в пространстве, сами кушать, осваивают речь в качестве инструмента общения.

        Важнейшими психическими новообразованиями этого возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Малыши начинают воспринимать предметы окружающего мира как вещи, имеющие определённое назначение и способ употребления. Сначала в результате обучения или подражания взрослым ребёнок устанавливает связь предмета с его назначением (ложкой едят, в кроватка спят, тапочки надевают на ноги). Затем начинают сами использовать предметы по прямому назначению. И наконец на основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование для других целей (ботинок превращается в машинку, книга — в диванчик для кукол и т.п.).

        Чтобы малыш развивался в предметной деятельности, необходимо освоение разнообразных действий с одним и тем же предметом. Поэтому не стоит перегружать предметно-развивающую среду ребёнка большим количеством игрушек. Не нужно также стремиться покупать малышу дорогие, сложно устроенные игрушки. Чем игрушка проще, тем больший простор для мышления она даёт ребёнку. К тому же в этом возрасте велика опасность, что малыш проглотит мелкие детали или засунет их себе в нос или в ухо.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

        В раннем возрасте  интенсивно формируется активная речь. Она развивается в процессе совместной деятельности со взрослыми. Малыш лучше начинает понимать, речь взрослых и говорит с ними сам. Родителям важно стимулировать высказывания ребёнка о своих желаниях. Если малыш долго не начинает говорить, обратите внимание, как вы общаетесь с ним, не говорите ли сами за него, не бросаетесь ли исполнять его желания по первому взгляду, жесту или неопределённому писку. Попробуйте всей семьёй «не понимать» его, пока он не скажет, что ему нужно. Первое время он может возмущаться, выражать своё недовольство, но в конце концов заговорит. Другая крайность заключается в том, что взрослые слишком активно начинают развивать речь ребёнка в ущерб другим видом деятельности. Чрезмерно разговорчивый малыш в какой-то момент может вдруг начать заикаться. В основе такой формы заикания лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Не следует впадать в панику. Нужно успокоить малыша и на некоторое (7 — 10 дней) установить «режим молчания»: запретить говорить ребёнку и самим ограничить разговоры с ним. Если же заикание стойкое, необходимо обратиться к логопеду.

        Раннее детство (от 1 года до 3 лет) — это особый период в развитии малыша, когда эмоции господствуют над поведением, отражая все стороны действительности, с которыми ему приходится сталкиваться. Эмоции у ребёнка раннего возраста возникают в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью. В этом состоит привлекательность данного возраста, так как многое в поведении ребёнка можно изменить, перенаправить и скорректировать, изменив поведение окружающих его близких людей.

        Границей между ранним и дошкольным возрастами является кризис 3-х лет, который называют кризисом «Я сам!».

В этом возрасте ребёнок начинает говорить о себе «Я». Он очень хочет быть самостоятельным, хочет, чтобы его воспринимали, как отдельную личность, считались с его требованиями. Это приводит к тому, что трёхлетка, проходящий кризис, становится относительно «трудновоспитуемым».

Родители сталкиваются с так называемым «семизвездием кризиса», т.е. семи его симптомами: негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, протестным поведением, обесцениванием прежних ценностей, деспотизмом.

Негативизм проявляется в отказе ребёнка что-либо делать только потому, что это предложил взрослый, даже если малыш сам хотел бы этого. Например, проголодавшийся малыш, которого мама хочет накормить обедом, отказывается от еды и плачет, потому что хочет есть.

Второй симптом кризиса – упрямство. Его следует отличать от настойчивости, когда ребёнок упорно добивается чего-то, что он действительно хочет. Упрямство же характеризуется тем, что малыш настаивает на чём-то не потому, что ему этого в самом деле хочется, а потому, что он этого потребовал и уже не может отказаться от своего требования.

Третий симптом, наиболее ярко проявляющийся в ходе кризиса 3-х лет, - строптивость. В отличие от негативизма, она направлена не именно против взрослого, а против всего образа жизни малыша, установленных для него норм поведения. Ребёнок демонстрирует недовольство в ответ на всё, что ему предлагают делать.

Четвёртый симптом – своеволие. Оно проявляется в стремлении всё делать самому, даже то, что у ребёнка пока не получается. Родителей своеволие малыша часто раздражает, и они спешат сами сделать то, что он делает медленно и неумело. Такое поведение взрослых может со временем погасить всякое стремление ребёнка к самостоятельности.

Ещё один симптом возрастного кризиса – протест-бунт. Ребёнок постоянно провоцирует конфликты со взрослыми, ссорится с родителями по любому поводу, находится с ними в состоянии постоянной «войны».

Обесценивание – шестой симптом кризиса. Малыш обесценивает всё, что было для него прежде важным и ценным: ломает любимые прежде игрушки, рвёт книжки, говорит «плохие» слова, потому, что знает, что их запрещено произносить, может сказать маме: «Ты плохая!» и т.п..

Если в семье ребёнок единственный, седьмой симптом кризиса проявляется у него в форме деспотизма. Малыш стремится подчинить своей воле всех членов семьи. Если же у него есть братья или сёстры, то этим симптомом становится ревность. Трёхлетка может отгонять от мамы или папы других детей, забираться на колени к родителю и не позволять другим садиться рядом.

Советы родителям детей, переживающих кризис 3-х лет

  • Предоставляйте ребёнку больше самостоятельности.

Поощряйте попытки что-то сделать самому, а если видите, что у малыша не всё получается, не делайте за него, а спросите, нужна ли ему помощь.

  • Чтобы избежать конфликтов из-за детского негативизма, вместо требований давайте ребёнку возможность выбора. Например, вместо того, чтобы предложить малышу выпить молока, лучше спросить, из какой чашки он хочет пить молоко.
  • Распределяйте своё время так, чтобы ребёнок имел возможность

самостоятельно одеваться. Это поможет предотвратить, например, утренние ссоры при сборе в детский сад.

  • Не забывайте показывать ребёнку, что вы любите и цените его.

Чаще говорите ему такие фразы:

«Как хорошо, что ты у меня есть!»

«Ты мой хороший!»

«Я горжусь тобой!»

«Ты мой помощник!»

«Что бы я без тебя делала!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

«Психологические особенности детей раннего возраста. Кризис 3-х лет»

laquo;Психологические особенности детей раннего возраста. Кризис 3-х лет»...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...

Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »

Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей  данного возраста ....

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...