Консультация «Пескография как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Пескография – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.
Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.
Основная цель – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Пескография становится все более востребованной и эффективной формой работы с детьми. Бесспорно преимущество пескографии над традиционными средствами обучения и развития дошкольников с ОВЗ.
Трудно переоценить роль пескографии как наиболее эффективного коррекционного средства в образовательном процессе, что особенно важно для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. Наглядный материал воспринимается и усваивается детьми лучше вербального. Эта особенность детского мышления целенаправленно и результативно используется в коррекционно-развивающем процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peskografiya.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Пескография как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Исакова Лариса Валерьевна
Пескография - (рисование при помощи песка или, как его еще называют, песочная анимация) появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, Ференца Цако и др. положил начало новому виду искусства – рисованию песком.
Пескограф – это световой стол или планшет, на котором рисуют тонким слоем песка на подсвеченном снизу стекле. Процесс рисования при необходимости с помощью видеокамеры передаётся на экран. Обычно используют очищенный песок (соль, кофе). Все действия выполняются руками, хотя в качестве приспособлений могут использоваться кисточки, песочные карандаши, палочки, валики, трафареты и др.
Пескография – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.
Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.
Основная цель – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Пескография становится все более востребованной и эффективной формой работы с детьми. Бесспорно преимущество пескографии над традиционными средствами обучения и развития дошкольников с ОВЗ.
Трудно переоценить роль пескографии как наиболее эффективного коррекционного средства в образовательном процессе, что особенно важно для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. Наглядный материал воспринимается и усваивается детьми лучше вербального. Эта особенность детского мышления целенаправленно и результативно используется в коррекционно-развивающем процессе.
Применение ресурсов пескографии даёт возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Управление развитием ребёнка при этом осуществляется косвенным путем.
Представлена система работы по применению пескографии как наглядно-практического метода обучения. Разработан, апробирован и внедрён в практику работы специальный комплекс игр, практических приёмов и упражнений с использованием техники пескографии. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Пескография – это уникальная возможность приобщить детей к удивительному виду искусства – рисованию песком, а также для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Песок - это дар природы каждая песчинка содержит лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы и поэтому материал как песок доступен каждому кто хотел бы с ним работать, это доступный материал каждому ребёнку для рисования, игры.
Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песок — материал эмоционально притягательный. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой. Работа с песком оказывает положительное влияние на развитие воображения, внимания, мелкой моторики, произвольности поведения у детей. «Общение» с песком гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение получаса общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Сейчас уже разработаны и существуют специальные программы детской «песочной терапии». Во многих городах открываются студии рисования песком на стекле, где на специальном столе со стеклянной поверхностью и подсветкой посетители имеют возможность часок-другой повозиться с песком. Посещая занятия можно научиться создавать не только песчаные картины, но и анимационные варианты.
Детям очень полезно «общаться» с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.
Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно-логического мышления ребенка.
Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете, мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому рекомендую игры с сыпучими материалами.
Рисование песком на стекле доступно детям самого разного возраста.
Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою.
Притом, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и широкие возможности для применения этого вида детской деятельности в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).
Техника рисования – пескография дает возможность развития:
• индивидуальности;
• мелкой моторики ( повышение тактильной чувствительности);
• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;
• речи;
Идет подготовка руки к письму; повышается самооценка ребенка.
Занятия пескографией способствуют:
• коррекции нарушений внимания и поведения;
• коррекции эмоциональных и невротических нарушений;
•развитию психических процессов у детей;
• развитию двух полушарий головного мозга, гармоничному развитию личности;
• снятию стресса и гармонизации внутреннего состояния;
• более глубокому пониманию и принятию себя.
Детям нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Рисование песком - это своего рода релаксация. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, фантазию. Рисование способствует, развитию мелкой моторики, вниманию, улучшению координаций движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать снова.
Способы рисования:
1. кулаком,
2. ладонью,
3. ребром большого пальца,
4. щепотью,
5. мизинцами,
6. одновременное использование нескольких пальцев,
7. симметрично двумя руками,
8. отсечение лишнего,
9. насыпание из кулачка.
Приёмы рисования песком.
Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».
Существует несколько способов рисования на песочном столе.
- Самый простой: светлым по тёмному.
Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка.
- Техника «засыпания» - используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте;
- Техника «насыпания»: взяв песок в кулак, рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом;
- Техника «отпечатка»: помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони (например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки).
Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочки для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т. д.
Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают по фону. Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.
- Способ « тёмным по светлому» (насыпание): он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными.
Начинать ознакомление деток с песком можно с несложных приёмов:
поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой, согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет). Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся.
Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами - машина.
Простые графические упражнения:
- выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик;
- выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик, бусы;
- перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы;
- несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы;
- элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки - разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать - это их успокаивает и уравновешивает.
Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.
- Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом уже цыплёнок, овал и круг - цапля).
- Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола).
- Пятна (различаются по плотности, составу и объёму, из них создаётся образ). Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен - в образ дерева (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.
Материал: световой стол, магнитофон, проектор, мультимедийный экран, СD – диски с записями песен ( мультимедийные презентации), песок, палочки, кисточки, камушки, гребешки, пластиковые вилки, ложки, формочками для пластилина, выпечки, наборы для песочницы с целью создания всевозможных отпечатков, плоскостные шаблоны, трафареты, ракушки, мелкие игрушки, цветные камушки и другой бросовый материал.
Для рисования песком на световом столе необходимы условия:
- занятия проводятся в отдельном кабинете, который оборудован индивидуальными столами-планшетами со стеклянной поверхностью и подсветкой.
Для рисования используется мелкий песок (кварцевый, который хранится в специальном отделении в коробке на столе - планшете).
Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и строится на следующих принципах.
1. Направлять образовательную деятельность на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.
2. Создавать доброжелательную, творческую атмосферу, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.
3. Образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
Структура занятия.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
В водной части предусматривается использование художественного слова, просмотр видеороликов, презентаций; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме.
Фантазируем с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом отводится музыкальному сопровождению, которое используется на протяжении всей деятельности. Музыку подбирается с учетом тематики занятий.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются.
Причины, для чего необходимо взрослому научиться рисовать песком самому, и обучить этому ребенка.
1.Простота.
Чтобы попробовать себя в песочной анимации, не нужно покупать дорогие расходные материалы, ездить по специальным магазинам в поисках необходимого. Потребуется только чистый просеянный песок, лампа (источник света) и стекло (оргстекло). Вместо песка подойдет любая другая сыпучая субстанция, например, манная крупа или кофе. Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети.
Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.
2.Красота.
Ролики с песочной анимацией бьют рекорды просмотров в Интернете, ведь за работой художников по песку невозможно наблюдать равнодушно. Обязательно, прежде чем обучать ребенка этой технике, покажите ему видео с работой профессионалов.
3.Пластичность.
С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.
4.Борьба со стрессом.
У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Ресурсы пескографии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать педагог в целях оптимизации и обеспечения эффективности воспитательно-образовательного процесса, для повышения уровня познавательной активности детей, увеличения периода работоспособности, стимуляции дошкольников к мыслительной деятельности и формирования у детей произвольной деятельности, а также для развития коммуникативной активности, систематизации накопленных знаний, совершенствования навыков, полученных в непосредственно образовательной деятельности.
Основные преимущества метода пескографии заключаются в том, что создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Перенос обычных обучающих и развивающих заданий на световой стол существенно повышает заинтересованность детей, развивает коммуникативные функции, стабилизируют эмоциональный фон: ребенок раскрепощается, чувства и положительные эмоции нормализуют его психическое состояние, и ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми.
Развитие мелкой моторики.
Эта часть представляется наиболее очевидной и приятной. Дети младшей и средней группы только учатся обращению с песком. Здесь следует первоначально действовать «рука в руке».В ходе выполнения заданий можно решать задачи перцептивного развития.
Это:
-действия с песком: сжать его в кулачке, а потом разжать; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев; то же, с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; перетирать песок между ладонями; и т. д.
-отыскать в песочнице предметы;
-определенный предмет;
-предметы с определенными характеристиками (гладкие-шершавые, большие-маленькие)
-еще на этапе ознакомления с песком, и в дальнейшем, неменьшей популярностью пользуются разнообразные прикосновения к поверхности песка: прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцем. Детям младшего дошкольного возраста можно предлагать действовать двумя руками, а амбидекстрам - наиболее удобной для них рукой. В любом случае после пользования ведущей рукой, те же движения выполняются другой рукой. Это, безусловно, будет способствовать развитию межполушарных связей.
Можно предложить детям рисование на песке.
-Дорожка, заборчик, дождик, лесенка, следы, волны, или змейки.
Работа с контурами и шаблонами.
-обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом. В песочнице можно проводить закрепление образа букв через печатание их на песке. Без чрезмерного напряжения можно формировать кинестетические ощущения.
Здесь же обращается внимание на детей с ведущей левой рукой. Пособий по подготовке таких ребят к школе пока не много, а вот в песочнице, не отягощенной линованными линиями, вполне можно проводить эту работу, подбирая для ребенка удобную позу.
Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом звуки.
В результате использования пескографии значительно быстрее и разнообразнее проходят процессы автоматизации звуков, развитие фонематического слуха, формирование навыков звукобуквенного анализа, развитие связной речи, дети легко заучивают стихи, чистоговорки, составляют рассказы, что в свою очередь влияет на развитие памяти, внимания, логического мышления.
Эффективность применения пескографии зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать возможности средств, учитывать возрастные особенности детей, включать личностно-ориентированный подход к развитию каждого ребенка.
Практика использования ресурсов пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ показала, что это средство предоставляет уникальную возможность повысить эффективность непосредственно-образовательной деятельности и познавательную активность дошкольников с ОВЗ.
Песочная анимация стимулирует ускоренное развитие и образно-логического мышления, и речи ребенка. Дети, занимающиеся рисованием на песке, гораздо более стрессоустойчивы, поскольку песок помогает эмоционально нестабильным дошкольникам с ОВЗ избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение.
Игры с песком для детей от года до трех лет.
«Норки для мышки»
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
«Я пеку, пеку, пеку»
Ребенок «выпекаете из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
«Заборчики»
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
«Волшебные отпечатки на песке»
Воспитатель и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.
Игры с песком для детей от трех до пяти лет.
«Следы»
Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками, (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы).
«Отпечатки»
Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
«Игра на пианино»
Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.
«Собери грибы»
«Ты корзину в лес бери,
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»
Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.
«Хлеб»
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки!
Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками («месит»), затем произвольно лепит изделия.
«Загадка»
Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?
«Секретики»
Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.
Игры с песком для детей старшего дошкольного возраста.
«Секретики»
Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры.
«Угадай-ка»
В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.
«Страна слов»
На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.
«Сапер»
Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.
«Мое имя»
В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.
«Бусы для мамы»
«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
«Раскопки».
Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т. п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.
«Чьи следы». Можно играть с небольшой группой детей или с одним ребенком. Один участник игры рисует на песке следы животного. Все остальные должны угадать, кому принадлежат следы.
Использование техники рисования песком в работе с дошкольниками дает возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, успешно подготовить их к школе, развить психические процессы (восприятие, внимание, память, воображение), образно-логическое мышление, процессы саморегуляции, развить сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки, тренировать мелкую моторику рук.
Гармоничное сочетание традиционных методов и приемов воспитания с применением ресурсов пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ позволяет существенно повысить мотивацию детей, эффективно решать задачи формирования социального опыта у дошкольников, развивать творческую самостоятельность личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад " Логико-математическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста"
Логико- математические игры развивают у детей самостоятельность, способность, автономно. независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности а также способность к эл...
Карты Проппа как средство обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста
На сегодняшний день существует множество приемов и методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Для составления творческого рассказа с дет...
Презентация "Сказка как средство преодоления не успешности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста "2018
Презентация "Сказка как средство преодоления не успешности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста "2018...
«Лэпбук, как современное средство обучения математического развития детей дошкольного возраста».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранска Содержание.Пояснительная записка……………………&he...
Педагогический проект Лэпбук «Экология» как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста
Педагогический проект...
Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Роль дидактической игры в жизни ребенка...
Консультация «Лэпбук - современное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста».
Пособие "Лэпбук" - прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме, он интересен и полезен тем, что в нем содержится практический материал, способствующий саморазви...