Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и ее значение в развитии речи ребенка»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
ГБДОУ детский сад № 55 компенсирующего вида
Кировского района г. Санкт-Петербурга
Консультация для родителей на тему:
«Пальчиковая гимнастика и ее значение в развитии речи ребенка»
Подготовил: воспитатель Розанова А. А.
2022 год
Развитие речи - одна из главных задач, которая стоит перед ребенком в дошкольном возрасте.
Речь играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты своими делами и работой. Дети и сами меньше говорят, т. к. поминутно используют различные гаджеты, больше смотрят и слушают, редко делают что-то своими руками, ведь современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
Рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Поскольку здесь находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными.
Существует большое количество способов развития мелкой моторики ребенка. Одной из самых доступных и эффективных является пальчиковая гимнастика.
Что же такое пальчиковая гимнастика - это комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Большой ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребенка развивается здоровым и естественным путем.
Практически у каждого взрослого есть воспоминания из детства, в которых их мамы и бабушки играли с ними в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». Такие простые игры - это один из видов пальчиковой гимнастики. На сегодняшний день существует огромное количество подобных упражнений.
Это уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие всех психических процессов. Ребенок хорошо запоминает стихотворные тексты, сопровождающиеся движением рук и пальцев. Пальчиковые игры стимулируют внимание и воображение ребенка, учат сопоставлять речь и движения рук. Использование пальчиковой гимнастики делает речь ребенка более точной и выразительной.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.
У детей, которые отстают в речевом развитии, пальчики малоподвижны, движения их не точны и не согласованы, поэтому тренировка движений пальцев рук способствует развитию речи малышей.
Советы по проведению пальчиковой гимнастики:
- пальчиковые игры необходимо проводить регулярно
- игры проводятся поэтапно, от простого к сложному, уровень сложности упражнений должен соответствовать уровню развития ребенка
- движения рук обязательно должны сопровождаться соответствующим стихотворным текстом
- не стоит слишком перегружать ребенка (2-3 пальчиковых игр за раз достаточно)
- не торопитесь обновлять репертуар, позвольте ребенку запомнить текст и движения гимнастики. Постепенно вводите новые игры, иногда возвращаясь к уже заученным.
Тексты пальчиковых игр должны произноситься выразительно: то повышая, то понижая голос, с паузами, выделяя отдельные слова, а движения выполняются синхронно с текстом или в паузах.
Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Все детки за редким исключением очень любят игры, их проведение основывается на том, что ребенок любит повторять все за взрослым. Малыш с интересом будет наблюдать за всем, что вы делаете, и попытается повторить то, что будет слышать во время таких игр.
При регулярных занятиях ребенок выучит все стишки наизусть, что, безусловно, натренирует и улучшит его память.
Детки до 1 года еще не могут повторять сложные движения и стишки, для них основная гимнастика - это разминка пальчиков руками взрослого и поглаживания ладошек.
Дети в возрасте до 2-х лет:
- знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.
- с помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик).
«Погладим кошку»
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
(Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки).
С детьми старше 3х лет разнообразие пальчиковой гимнастики становится гораздо больше, ведь в таком возрасте малыши могут не только повторить за вами необходимые движения, но и запоминать и рассказывать стихи, которые проговариваются во время занятий.
Дети 3-4 лет:
- играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение.
- используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук.
«Козочка»
Вижу у козочки острые рожки.
(Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными)
Я убегу от неё по дорожке.
(Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу)
Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой - вторую, положение рук меняется.
Дети с 4 до 5 лет:
- показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук.
Рассказ.
Кот Васька увидел на дереве гнездо (изобразить кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).
В гнезде жили птенчики (изобразить гнездо с птенчиками: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью; шевелить пальцами правой руки - это «птенцы»).
Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево (изобразить дерево: пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки).
Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку: большой и указательный пальцы соединить в «клюв», другие пальцы прижаты к ладони; открывать и закрывать «клюв»).
Кот испугался и убежал (изобразить кота).
Дети 5-7 лет:
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола)
Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не переключался на другую деятельность.
Помните, что нельзя силой заставлять либо принуждать ребенка выполнять упражнения, в противном случае, игры будут ассоциироваться с негативными эмоциями и плохими воспоминаниями, и он вовсе откажется играть в подобного рода игры.
В первую очередь, взрослый должен показать игру на своем примере, посадив ребенка рядом. После этого нужно взять ручку ребенка, и помогая ему, показать игру еще раз, самому при этом проводя манипуляции с пальчиками.
Теперь можно перейти к следующему этапу, и вместе, одновременно сыграть в выбранную игру. При этом взрослый должен четко проговаривать текст.
Далее, ребенок уже сам выполняет упражнение (если необходима помощь - вы ее оказываете, и произносите текст).
И последний этап, самый интересный для ребенка. Малыш сам делает пальчиковую гимнастику и проговаривает стишок, по необходимости вы подсказываете ребенку, и помогаете, если он запутался или сбился.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_palchikovaya_gimnastika.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 55 компенсирующего вида
Кировского района г. Санкт-Петербурга
Консультация для родителей на тему:
«Пальчиковая гимнастика и ее значение в развитии речи ребенка»
Подготовил: воспитатель Розанова А. А.
2022 год
Развитие речи - одна из главных задач, которая стоит перед ребенком в дошкольном возрасте.
Речь играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты своими делами и работой. Дети и сами меньше говорят, т. к. поминутно используют различные гаджеты, больше смотрят и слушают, редко делают что-то своими руками, ведь современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
Рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Поскольку здесь находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными.
Существует большое количество способов развития мелкой моторики ребенка. Одной из самых доступных и эффективных является пальчиковая гимнастика.
Что же такое пальчиковая гимнастика - это комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Большой ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребенка развивается здоровым и естественным путем.
Практически у каждого взрослого есть воспоминания из детства, в которых их мамы и бабушки играли с ними в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». Такие простые игры - это один из видов пальчиковой гимнастики. На сегодняшний день существует огромное количество подобных упражнений.
Это уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие всех психических процессов. Ребенок хорошо запоминает стихотворные тексты, сопровождающиеся движением рук и пальцев. Пальчиковые игры стимулируют внимание и воображение ребенка, учат сопоставлять речь и движения рук. Использование пальчиковой гимнастики делает речь ребенка более точной и выразительной.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.
У детей, которые отстают в речевом развитии, пальчики малоподвижны, движения их не точны и не согласованы, поэтому тренировка движений пальцев рук способствует развитию речи малышей.
Советы по проведению пальчиковой гимнастики:
- пальчиковые игры необходимо проводить регулярно
- игры проводятся поэтапно, от простого к сложному, уровень сложности упражнений должен соответствовать уровню развития ребенка
- движения рук обязательно должны сопровождаться соответствующим стихотворным текстом
- не стоит слишком перегружать ребенка (2-3 пальчиковых игр за раз достаточно)
- не торопитесь обновлять репертуар, позвольте ребенку запомнить текст и движения гимнастики. Постепенно вводите новые игры, иногда возвращаясь к уже заученным.
Тексты пальчиковых игр должны произноситься выразительно: то повышая, то понижая голос, с паузами, выделяя отдельные слова, а движения выполняются синхронно с текстом или в паузах.
Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Все детки за редким исключением очень любят игры, их проведение основывается на том, что ребенок любит повторять все за взрослым. Малыш с интересом будет наблюдать за всем, что вы делаете, и попытается повторить то, что будет слышать во время таких игр.
При регулярных занятиях ребенок выучит все стишки наизусть, что, безусловно, натренирует и улучшит его память.
Детки до 1 года еще не могут повторять сложные движения и стишки, для них основная гимнастика - это разминка пальчиков руками взрослого и поглаживания ладошек.
Дети в возрасте до 2-х лет:
- знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.
- с помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик).
«Погладим кошку»
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
(Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки).
С детьми старше 3х лет разнообразие пальчиковой гимнастики становится гораздо больше, ведь в таком возрасте малыши могут не только повторить за вами необходимые движения, но и запоминать и рассказывать стихи, которые проговариваются во время занятий.
Дети 3-4 лет:
- играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение.
- используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук.
«Козочка»
Вижу у козочки острые рожки.
(Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными)
Я убегу от неё по дорожке.
(Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу)
Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой - вторую, положение рук меняется.
Дети с 4 до 5 лет:
- показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук.
Рассказ.
Кот Васька увидел на дереве гнездо (изобразить кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).
В гнезде жили птенчики (изобразить гнездо с птенчиками: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью; шевелить пальцами правой руки - это «птенцы»).
Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево (изобразить дерево: пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки).
Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку: большой и указательный пальцы соединить в «клюв», другие пальцы прижаты к ладони; открывать и закрывать «клюв»).
Кот испугался и убежал (изобразить кота).
Дети 5-7 лет:
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола)
Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не переключался на другую деятельность.
Помните, что нельзя силой заставлять либо принуждать ребенка выполнять упражнения, в противном случае, игры будут ассоциироваться с негативными эмоциями и плохими воспоминаниями, и он вовсе откажется играть в подобного рода игры.
В первую очередь, взрослый должен показать игру на своем примере, посадив ребенка рядом. После этого нужно взять ручку ребенка, и помогая ему, показать игру еще раз, самому при этом проводя манипуляции с пальчиками.
Теперь можно перейти к следующему этапу, и вместе, одновременно сыграть в выбранную игру. При этом взрослый должен четко проговаривать текст.
Далее, ребенок уже сам выполняет упражнение (если необходима помощь - вы ее оказываете, и произносите текст).
И последний этап, самый интересный для ребенка. Малыш сам делает пальчиковую гимнастику и проговаривает стишок, по необходимости вы подсказываете ребенку, и помогаете, если он запутался или сбился.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и ее значение"
Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика и ее значение....
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и её значение"
Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук. Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что, разрабатывая ручки детей, мы стимулируем разви...
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста"
В данной консультации описывается влияние пальцев на развитие речи детей дошкольного возраста....
«Пальчиковая гимнастика и ее значение в развитии речи ребенка»
Развитие речи – одна из главных задач, которая стоит перед ребенком в дошкольном возрасте. Речь играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодей...
Консультация для родителей.«Пальчиковая гимнастика и ее значение в развитии речи ребенка»
laquo;Пальчиковая гимнастика и ее значение в развитии речи ребенка»Развитие речи – одна из главных задач, которая стоит перед ребенком в дошкольном возрасте.Речь играет основную роль в ум...
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и ее значение в развитии ребенка"
пальчиковая гимнастика...
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста».
Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Хорошим средством для стимулирования речи являются игр...