Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи»
статья
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gram._stroy.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Консультация для родителей на тему:
«Формирование грамматического строя речи»
Подготовила учитель-логопед:
Титова Валентина Алексеевна
Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Что должны знать родители?
- Грамматика отвечает за те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами. Ребенок может понимать смысл отдельных слов «рубашка», «постирать», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений: «Рубашка постирана» или «Рубашку постирают».
- Формирование грамматического строя речи проходит в два этапа. На первом этапе дети учатся понимать смысл сказанного. Например, ориентируясь на окончание существительного, различают, где один предмет, а где много. На следующем этапе - используют то или иное грамматическое средство в собственной речи.
- Существует определенная последовательность отработки разных сторон грамматического строя. Многообразием форм слов дети овладевают, главным образом, в младшем и среднем дошкольном возрасте. На 5-6 годах жизни идет активное освоение способов словообразования. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка обогащается сложными синтаксическими конструкциями.
- Ребенок будет обязательно допускать ошибки. Никогда не повторяйте неправильно сказанную фразу!!! Взрослый должен несколько раз произнести правильную форму, а затем попросить сказать «красиво» ребенка. Очень хорошо, если взрослый даст несколько аналогичных примеров.
- Общаясь со своими детьми, делайте иногда произносительный акцент на той или иной грамматической форме, то есть выделяйте голосом предлог, окончание, приставку.
Особенности формирования грамматического строя речи.
Работа по формированию грамматического строя речи содержит несколько направлений:
«СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ»
Всегда и везде мы можем «просчитывать» предметы. По дороге в детский сад посчитайте с ребенком машины, деревья, столбы, птичек… (одно дерево – два дерева… - пять деревьев). Так будет отрабатываться согласование существительных с числительными. Главное, чтобы окончания были правильными.
Очень хорошо в бытовой обстановке отрабатывать употребление предлогов: на, в, под, за, из-за, из-под… Если у ребенка есть своя комната и вы помогаете убирать игрушки, говорите вместе с ним: «Кубики кладем в коробку, куклу посадим в шкаф, мишку на шкаф, карандаши положим в ящик и так далее». А когда достаете что-нибудь, тоже говорите: «Кубики достанем из коробки, куклу – из шкафа, мячик из-под шкафа», а потом пусть ребенок расскажет, что он сделал. Здесь важно так же четко употреблять окончания и выделять предлоги.
Отрабатывая согласование существительных с прилагательными, пусть дошкольник называет предметы красного цвета (из тех, что есть дома или на детской площадке, или по дороге, или в машине…). Красная горка; красное ведро; красные сапоги у мамы... Можно дать задание найти на кухне круглые предметы, квадратные предметы, сладкие, кислые, вкусные… Употребление нескольких прилагательных подряд будет составлять описательный рассказ: «Лимон какой? (желтый, овальный, круглый, сочный, кислый, свежий, чистый, гладкий); Яблоко какое? (красное, круглое, сладкое, сочное, спелое); Булочка какая? (свежая, мягкая, сладкая, сдобная, маленькая, маковая)».
«СЛОВООБРАЗОВАНИЕ».
Немало интересного может узнать ребенок на кухне. Когда вы готовите суп из гороха, расскажите малышу об этом, уточните, что суп называется «гороховый». Стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная, ведро из пластмассы – пластмассовое, стул из дерева – деревянный… Одевая или раздевая ребенка, обратите внимание на: сапоги из резины – резиновые, шубка из меха – меховая, шарф из шерсти – шерстяной. На прогулке в парке назовите листочки (кленовые, березовые, дубовые).
Если у вас дома найдутся предметы разной величины, можно упражняться в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. Большой мяч, а маленький мячик. Достаточно сложно ребенку употреблять приставочные глаголы. Здесь уже придется смоделировать ситуацию. Сейчас есть игрушечные шоссейные, железные дороги. Можно придумать мостик, горку, яму. Или сделать это в песочнице и предложить вместе отправиться в веселое путешествие. Сначала взрослый показывает, комментирует маршрут, а затем предлагает ребенку побыть внимательным водителем: «Машина по дороге ехала-ехала и до горы доехала, в гору въехала, с горы съехала, дальше поехала. К яме подъехала, яму объехала, до речки доехала, мост переехала и домой приехала». Это может быть и самолетик, который летел, к туче подлетел, тучу облетел, и дальше полетел. Или мальчик на детской площадке шел, шел, к домику подошел, в домик вошел, из домика вышел и от домика отошел. Попробуйте, а вдруг вашему ребенку такие путешествия понравятся.
Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.
Родителям необходимо внимательно относиться к речи ребенка, своевременно обращаться к специалистам при наличии стойких нарушений в речи ребенка.
Используемые источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»
При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...
Консультация для родителей " Играем и развиваем грамматический строй речи"
Увлекательные и интересные задания в форме игры для развития грамматического строя....
Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»
Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»...
Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»
Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»...
Консультация для родителей «Как играя, развивать грамматический строй речи ребенка 5-6 лет».
Грамматический строй речи - это взаимосвязь слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.Для родителей важно способствовать развитию этого направления речи детей. В ином случае у ребёнка ...
Родительская игротека по теме: «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников»
Родительская игротека по теме: "Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников"...
План работы на год группы по теме «формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников».
план включает в себя: лексические темы, игры, работу с родителями, литервтуру по данной теме на год....