Консультация для родителей "Что такое дислексия"
консультация

Юдина Юлия Николаевна

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании. Коэффициент интеллекта этих людей нормальный, и этим это нарушение отличается, например, от поражения головного мозга, при котором у людей коэффициент интеллекта низкий.

Дислексия обычно не диагностируется.Нарушение имеет разнообразные формы: от неспособности различать, например, числа 6 и 9 до более тяжелой формы, при которой путаются буквы и числа, например Е и 3. Речь таких людей нормальна, но написанные слова или буквы могут быть переставлены.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Этот недуг, порой называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей. Алексия - полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии.

Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.

Семантическая дислексия — дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

Мнестическая дислексия — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Оптическая дислексия — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.

Тактильная дислексия — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.).

2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются».

3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов.

4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.

5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.

7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматического строя речи). Это позволяет сделать вывод,что у детей:

1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).

Если необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести-восьми лет уже свободно читают, в то время как более одаренные ребята-дислексики безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию.

Нет единого мнения и о том, когда дислексию можно диагностировать. Кто-то говорит, что в раннем детстве, кто-то настаивает, что надо подождать, потому что в младшей школе проблемы с чтением и письмом могут объясняться другими причинами.

Современная наука уже развеяла многие популярные мифы о дислексиках.

Миф 1. «Все дело в каверзных буковках». Долго считалось, что все дело в каверзных буковках, которые не каждому даются. Якобы дислексики пишут их задом наперед. Неправда. Практически все дети рисуют зеркальные копии букв, хотя у страдающих дислексией это встречается чаще. Также считалось, что среди таких детей больше мальчиков, чем девочек. Снова неверно. Просто мальчиков чаще замечают, поскольку они более склонны выражать свои обиды и огорчения непослушанием.

Миф 2. «Ребенок может дислексию перерасти». Это наиболее страшное заблуждение, которое до поры до времени окружало дислексию, Подобное убеждение приводит к тому, что родители обращаются за помощью, когда уже слишком поздно. Если диагноз поставлен ребенку в возрасте девяти-десяти лет, его еще можно научить читать, однако с большим трудом.

Миф 3. «Дислексик — значит умственно неполноценный». На людей, страдающих дислексией, долго лепили ярлык «умственно неполноценных», однако, с развитием науки и этот миф постепенно сходит на нет, так как само явление дислексии не является психическим отклонением, а скорее представляет собой необычную особенность мозга, которая дает таким людям большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям. Иначе говоря, среди тех, кто добился признания и успеха — ученых, художников, актеров, — немало дислексиков. Наверное, из-за того, что их мозг устроен иначе, дислексики, как правило, смотрят на вещи с новой, необычной точки зрения, что позволяет им выходить на принципиально новый уровень восприятия, оставляя всех стандартно мыслящих далеко позади. Они видят мир как будто в ярком трехмерном изображении, в то время как остальные смотрят плоское черно-белое кино. Однако у медали существуют две стороны. Из-за своей необычности такие люди часто страдают комплексом неполноценности и, как правило, подвержены вспышкам дурного настроения и депрессивным состояниям, порой доходящим до попыток суицида. Их реже берут на работу, поэтому у них больше шансов нарушить закон и оказаться в тюрьме.

Миф 4. «Зеркальное» письмо, характерное для левшей (например, такие буквы как З, С, Р, Ч пишутся зеркально) — признак неострой формы дислексии». На самом деле, практически все дети на начальном этапе обучения рисуют зеркальные копии букв. Данное нарушение можно считать симптомом дислексии, только если оно имеет стойкий и продолжительный характер.

Миф 5. «Дислексия у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек». Единого мнения на этот счет нет. Некоторые медики склонны объяснять предрасположенность мальчиков к нарушениям работы головного мозга изначальной генетической "уязвимостью" мужского набора хромосом. По статистике, девочек с диагнозом дислексия не меньше, чем мальчиков.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребёнка обнаружилась дислексия? Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы работы, кому-то – месяцы.

Коррекция письменной речи. Многолетняя практика показывает, что педагоги, родители детей, страдающих дислексией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.

Логопедические занятия обычно проводятся по определённой системе: используются различные речевые игры, выделение грамматических элементов слов. Логопеды используют наглядный материал,помогающий запомнить начертания букв«О» напоминает обруч, «Ж» - жука, «С» - полумесяц.

Занимаясь с ребёнком,помните несколько основных правил:

На всём протяжении занятий ребёнку необходим режим благоприятствования. После многочисленных 2-ек и 3-ек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения. Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребёнок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Подход «больше читать и писать» успеха не принесёт. Лучше меньше, но качественнее.

Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребёнка что-то не получается. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо больше будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Упражнения, которые помогут Вашему ребёнку:

В любом тексте зачёркивать заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным.Например: букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести. Можно давать парные согласные, а также те, произношение которых или в их различении у ребёнка имеются проблемы. Через 2-2,5 месяца таких упражнений улучшится качество письма (но при условии ежедневных и не более 5-ти минут).

Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребёнка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Ошибки в тексте не исправляйте. Просто метьте на полях зелёной ручкой (ни в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. Малыш имеет возможность не зачеркнуть, а стереть свои ошибки, написать правильно.Цель достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дислексия21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании. Коэффициент интеллекта этих людей нормальный, и этим это нарушение отличается, например, от поражения головного мозга, при котором у людей коэффициент интеллекта низкий.

Дислексия обычно не диагностируется.Нарушение имеет разнообразные формы: от неспособности различать, например, числа 6 и 9 до более тяжелой формы, при которой путаются буквы и числа, например Е и 3. Речь таких людей нормальна, но написанные слова или буквы могут быть переставлены.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Этот недуг, порой называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей. Алексия - полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии.

Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.

Семантическая дислексия — дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

Мнестическая дислексия — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Оптическая дислексия — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.

Тактильная дислексия — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.).

2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются».

3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов.

4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.

5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.

7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматического строя речи). Это позволяет сделать вывод,что у детей:

1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).

Если необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести-восьми лет уже свободно читают, в то время как более одаренные ребята-дислексики безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию.

Нет единого мнения и о том, когда дислексию можно диагностировать. Кто-то говорит, что в раннем детстве, кто-то настаивает, что надо подождать, потому что в младшей школе проблемы с чтением и письмом могут объясняться другими причинами.

Современная наука уже развеяла многие популярные мифы о дислексиках.

Миф 1. «Все дело в каверзных буковках». Долго считалось, что все дело в каверзных буковках, которые не каждому даются. Якобы дислексики пишут их задом наперед. Неправда. Практически все дети рисуют зеркальные копии букв, хотя у страдающих дислексией это встречается чаще. Также считалось, что среди таких детей больше мальчиков, чем девочек. Снова неверно. Просто мальчиков чаще замечают, поскольку они более склонны выражать свои обиды и огорчения непослушанием.

Миф 2. «Ребенок может дислексию перерасти». Это наиболее страшное заблуждение, которое до поры до времени окружало дислексию, Подобное убеждение приводит к тому, что родители обращаются за помощью, когда уже слишком поздно. Если диагноз поставлен ребенку в возрасте девяти-десяти лет, его еще можно научить читать, однако с большим трудом.

Миф 3. «Дислексик — значит умственно неполноценный». На людей, страдающих дислексией, долго лепили ярлык «умственно неполноценных», однако, с развитием науки и этот миф постепенно сходит на нет, так как само явление дислексии не является психическим отклонением, а скорее представляет собой необычную особенность мозга, которая дает таким людям большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям. Иначе говоря, среди тех, кто добился признания и успеха — ученых, художников, актеров, — немало дислексиков. Наверное, из-за того, что их мозг устроен иначе, дислексики, как правило, смотрят на вещи с новой, необычной точки зрения, что позволяет им выходить на принципиально новый уровень восприятия, оставляя всех стандартно мыслящих далеко позади. Они видят мир как будто в ярком трехмерном изображении, в то время как остальные смотрят плоское черно-белое кино. Однако у медали существуют две стороны. Из-за своей необычности такие люди часто страдают комплексом неполноценности и, как правило, подвержены вспышкам дурного настроения и депрессивным состояниям, порой доходящим до попыток суицида. Их реже берут на работу, поэтому у них больше шансов нарушить закон и оказаться в тюрьме.

Миф 4. «Зеркальное» письмо, характерное для левшей (например, такие буквы как З, С, Р, Ч пишутся зеркально) — признак неострой формы дислексии». На самом деле, практически все дети на начальном этапе обучения рисуют зеркальные копии букв. Данное нарушение можно считать симптомом дислексии, только если оно имеет стойкий и продолжительный характер.

Миф 5. «Дислексия у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек». Единого мнения на этот счет нет. Некоторые медики склонны объяснять предрасположенность мальчиков к нарушениям работы головного мозга изначальной генетической "уязвимостью" мужского набора хромосом. По статистике, девочек с диагнозом дислексия не меньше, чем мальчиков.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребёнка обнаружилась дислексия? Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы работы, кому-то – месяцы.

Коррекция письменной речи. Многолетняя практика показывает, что педагоги, родители детей, страдающих дислексией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.

Логопедические занятия обычно проводятся по определённой системе: используются различные речевые игры, выделение грамматических элементов слов. Логопеды используют наглядный материал,помогающий запомнить начертания букв«О» напоминает обруч, «Ж» - жука, «С» - полумесяц.

Занимаясь с ребёнком,помните несколько основных правил:

На всём протяжении занятий ребёнку необходим режим благоприятствования. После многочисленных 2-ек и 3-ек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения. Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребёнок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Подход «больше читать и писать» успеха не принесёт. Лучше меньше, но качественнее.

Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребёнка что-то не получается. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо больше будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Упражнения, которые помогут Вашему ребёнку:

В любом тексте зачёркивать заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным.Например: букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести. Можно давать парные согласные, а также те, произношение которых или в их различении у ребёнка имеются проблемы. Через 2-2,5 месяца таких упражнений улучшится качество письма (но при условии ежедневных и не более 5-ти минут).

Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребёнка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Ошибки в тексте не исправляйте. Просто метьте на полях зелёной ручкой (ни в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. Малыш имеет возможность не зачеркнуть, а стереть свои ошибки, написать правильно.Цель достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое дислексия, или откуда берутся гении?

В презентации рассмотрены формы дислексии, речевая и неречевая симптоматика дислексии, психологические аспекты дислексии, а также мифы о дислексии...

Что такое дислексия и дисграфия?

В статье рассказывается о нарушениях чтения и письма....

Презентация "Что такое дислексия?"

Причины  для подготовки к школевозникновения дислексии, значение коррекциионных занятий...

Что такое дислексия?

Дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и реч...

«Что такое дислексия и дисграфия?»

Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи....

Родителям будущих первоклассников: «Что такое дисграфия? Что такое дислексия?»

Родителям будущих первоклассников: «Что такое дисграфия? Что такое дислексия?»    Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что ...

Консультация для педагогов на тему: «Что такое дислексия и дисграфия?»

Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функци...