Что такое дислексия и дисграфия?
статья по теме
В статье рассказывается о нарушениях чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое дислексия и дисграфия? | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ?
Ваш малыш говорит «субы» вместо «зубы», а на письме пропускает буквы? Это первые звоночки таких явлений, как дислексия и дисграфия.
Что такое дислексия и дисграфия, и как определяются эти нарушения?
Понятия дислексия и дисграфия связаны с нарушениями речи и письма. Дети, страдающие дислексией, допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, искажают звучание слов, иногда меняют буквы местами, сложные слова и вовсе усекают. Дети, у которых есть нарушения письма, часто путают сходные по начертанию буквы, например Р и Ь, 3 и Э, и т.д. Дислексия и дисграфия всегда взаимосвязаны друг с другом: как правило, все нарушения устной речи отражаются на письме. Сегодня число учащихся с дислексией и дисграфией составляют значительный процент - от 40 и выше. Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Определить нарушения чтения или письма у детей в целом несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых должно вас насторожить. Это неразличение твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих, звонких и глухих. Дети затрудняются соотнести услышанный звук с буквой и наоборот, например, Теленок - Деленок, Цапля - Сапля, лИцо-лЫцо.
Довольно часто встречаются искажения окончаний и суффиксов (аграмматическая дислексия). Этот тип ошибок проявляется на более позднем этапе формирования навыков чтения, когда смысловая догадка выполняет ведущую роль.
Если ребенок не понимает смысла прочитанного текста - это семантическая дислексия.
Почему же возникают нарушения чтения и письма?
Огромное значение при овладении процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон на разных этапах формирования речевого аппарата ребенка являются одной из основных причин дислексии и дисграфии. Английский окулист Принт Морган эти расстройства назвал «словесной слепотой».
Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему трудно научиться читать. Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде буквы.
Кстати, зеркальный характер письма у детей, когда буквы перевернуты в другую сторону, как при изображении в зеркале, - это одна из форм дисграфии (оптическая), которая поддается коррекции.
Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия и дисграфия?
Во-первых, родители должны осознавать всю серьезность и глубину проблемы. Во-вторых, не нужно тянуть время и думать, что все само собой пройдет. Обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту, который, прежде всего, выявит причину нарушений. А уже от этого будет зависеть метод ее устранения.
Занятия с логопедом обычно проходят по определенной системе. В процессе таких занятий ребенок должен четко усвоить, как произносятся звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Используется наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв, проводится звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
Помните, главное в коррекции нарушений речи и письма - это их своевременное выявление и терпение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое дислексия, или откуда берутся гении?
В презентации рассмотрены формы дислексии, речевая и неречевая симптоматика дислексии, психологические аспекты дислексии, а также мифы о дислексии...
Презентация "Что такое дислексия?"
Причины для подготовки к школевозникновения дислексии, значение коррекциионных занятий...
Что такое дислексия?
Дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и реч...
«Что такое дислексия и дисграфия?»
Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи....
Родителям будущих первоклассников: «Что такое дисграфия? Что такое дислексия?»
Родителям будущих первоклассников: «Что такое дисграфия? Что такое дислексия?» Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что ...
Консультация для родителей "Что такое дислексия"
Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании. Коэффициент интеллекта этих людей нормальный, и этим это н...
Консультация для педагогов на тему: «Что такое дислексия и дисграфия?»
Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функци...